В США опасаются появления нового интернет-пузыря

Расскажите друзьям
Николай
Николай

Новый бум интернет-индустрии в США по многим показателям напоминает "пузырь" 1999 г.

В американской интернет-индустрии дела идут как нельзя лучше: многомиллиардные поглощения и инвестиции, уверенные темпы роста уже существующих компаний и появление сотен новых стартапов, которые обещают изменить сетевой мир. Однако скептики уже говорят о том, что в американском интернет-бизнесе снова надувается "пузырь", такой же как тот, который, лопнув в 2000 г., стоил миллионы долларов рядовым вкладчикам и венчурным фондам.

С конца 1990-х гг. до 2000 г. американские инвесторы точно знали, куда надо вкладывать деньги, чтобы получить мгновенные сверхприбыли - в интернет. В этом секторе появлялись сотни новых компаний, демонстрировавших стремительный рост рыночной доли. Котировки их акций могли за год вырасти в десятки и сотни раз, даже несмотря на отсутствие прибыли. Сейчас денег в новые интернет-проекты вкладывают меньше, чем в 1999 г., но тенденция к росту "пузыря" уже есть, пишет USA Today.

"Пузырь" 1999 г.

Благодаря периоду "дешевых" денег любой американский предприниматель, который мог предложить венчурному фонду новаторскую идею в области высоких технологий, мог рассчитывать на значительные инвестиции в свой проект. Причем бизнес-модель многочисленных таких стартапов основывалась на принципе отказа от прибыли на первоначальном этапе ради быстрого захвата рыночной доли.

Многомиллионные инвестиции, новые компании получали не только из венчурных фондов, но и от размещения акций на бирже - фондовый рынок с оптимизмом смотрел на интернет-бизнес, а котировки компаний этой отрасли росли с невиданной скоростью. Полученные средства тратились на интенсивное развитие, однако отдачи многие так и не увидели.

В марте 2000 г. на бирже начались массовые продажи акций высокотехнологичных компаний, котировки резко упали, а инвесторы "вдруг" поняли, что компании, "проглотившие" сотни миллионов долларов, прибыли не приносят и в ближайшей перспективе делать этого не будут.

Стратегия быстрого роста оправдала себя лишь у немногих участников рынка. В остальных случаях выяснилось, что люди не готовы потреблять огромное количество предложенных интернет-услуг. В результате более половины появившихся компаний исчезла, а вложенные в них средства частных и корпоративных инвесторов растворились.

"Пузырь" 2.0?

В настоящее время, отмечают некоторые эксперты, ситуация повторяется, хотя и не в таких масштабах. Если в первом полугодии 2000 г. венчурные фонды вложили в интернет-компании в общей сложности $52,2 млрд, то за первые два квартала 2007 г. американские венчуры инвестировали в сеть лишь $14,5 млрд. Гораздо меньше денег заимствуют стартапы и на фондовом рынке. В 2007 г. лишь 152 интернет-компании провели IPO, в 2000 г. их было 406. Тем не менее, общая тенденция интернет-бума сохранена.

Крупные игроки рынка массово скупают более мелких, средние компании, уже добившиеся определенных успехов, готовятся к IPO, а мелкие предприниматели стараются всеми силами выбить деньги под новые проекты.

За $6 млрд компания Microsoft приобрела фирму aQuantive, занимающуюся интернет-рекламой. Yahoo потратил $350 млн на покупку почтового сайта Zimbra и еще $300 млн на агентство интернет-рекламы BlueLithium. Снова в качестве инструмента для сбора денег набирает популярность размещение акций. К проведению IPO готовятся компании, создавшие такие сайты, как CreditCards.com, Classmates.com, Iggys House.

Значительно растут и объемы венчурного финансирования в этой отрасли. Согласно исследованию VentureOne и Ernst & Young, за первое полугодие 2007 г. объем средств, выданный венчурами, вырос на 9% по сравнению с предыдущим годом.

Впрочем, у новой "интернет-лихорадки" появились свои яркие отличия. Если в конце 1990-х годов самой горячей темой для стартапа была интернет-коммерция в лице всевозможных электронных магазинов, то сейчас больше всего говорят о социальных сетях, интернет-рекламе и интернет-телефонии. Причем в этих сферах появляются десятки компаний, которые с небольшими изменениями повторяют принцип работы лидеров (смотри допматериал).

Вполне естественно, что большая часть стартапов спустя пару лет уйдет с рынка. Для венчурного фонда нормальным показателем считается 50% неоправдавшихся инвестиций, однако сами участники рынка говорят о том, что как минимум 80% новичков покинет бизнес.

Такая вероятность провала не пугает предпринимателей, которые надеются повторить успех основателя MySpace, Digg или FaecBook, которые за несколько лет с нуля построили компании, которые сейчас стоят сотни миллионы и даже миллиарды долларов. Правда, до сих пор не очень ясно, оправдана ли такая рыночная капитализация социальных сетей, ведь пока они приносят очень скромные доходы.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase