Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В стране началась большая охота за компроматом

Архив rb.ru
Эльмар

Эльмар

Российская таможня потребовала $22,5 млрд у Bank of New York

В стране началась большая охота за компроматом

Федеральная таможенная служба (ФТС) России, в лице начальника правового управления ФТС Андрей Струкова, официально подтвердила факт подачи иска к американскому  Bank of New York с требованием возместить ущерб в размере $22,5 млрд.

Адвокат Максим Смаль, представляющий в Арбитражном суде интересы ФТС по данному делу формулирует суть иска следующим образом. «С 1996 по 1999 годы в результате неправомерных действий Банка Нью-Йорка Российская Федерация недополучила большие суммы налоговых и таможенных платежей за экспорт в страну товаров различного предназначения. «Выручка, - утверждает юрист, - была незаконно легализована». ФТС определила причиненный ущерб в размере $22,5 млрд.

По словам Смаля иск направлен в московский суд в связи с наличием российского филиала американского банка. Подробно о претензиях ФТС Максим Смаль пообещал рассказать на пресс-конференции в Москве, которая состоится в пятницу. Однако, уже сейчас очевидно, что значение и потенциальные последствия внезапного иска ФТС к Bank of New York далеко выходят за рамки  конфликта двух хозяйствующих субъектов. Слишком много политических скелетов стоит за скандалом, впервые вырвавшимся на первые станицы СМИ еще 8 лет назад и получившим тогда на Западе название «Рашенгейт».

Напомним, что скандал с «Бэнк оф Нью-Йорк» возник в августе 1999 года и больше года привлекал особое внимание и в США, и в России. Тогда правоохранительные органы США обвинили сотрудников Bank of New York Люси Эдвардс и Наталья Гурфинкель в содействии проводкам через этот банк крупных сумм денег подозрительного происхождения.

Формально дело началось еще в августе 1998 года. Тогда сотрудники ФБР США по просьбе МВД России начали отслеживание прохождения суммы в $300 тысяч. Эти деньги были выплачены в качестве выкупа за похищенного гражданина России Эдуарда Олевинского. ФБР установило, что указанная сумма была переведена в Bank of New York на счет Becs International L.L.C , которой управлял бизнесмен российского происхождения Питер Берлин. Со счетов Becs эти деньги через оффшорный банк были переведены в московский Собинбанк. Чуть позже сотрудник одного из подразделений Republic National Bank of New York сообщил ФБР о необычных переводах со счета и на счет компании Benex International Co. которой также руководил Берлин.

ФБР начало расследование подозрительных трансакций. Первое, на что наткнулись американские следователи, было то, что женой Питера Берлина была вице-президент лондонского отделения  Bank of New York Люси Эдвардс. Далее открытия следствия шли по нарастающей. Выяснилось, что только с октября 1998 года по март 1999 года (т.е. в самое тяжелое «пост-дефолтное» время) через счет компании Benex в Bank of New York было «перекачано» $4,2 млрд.

В 2000 году американская влиятельная газета Wall Street Journal заявила, что прокуратура США сняла гриф секретности с ряда основополагающих документов по скандальному делу БОНИ, связанному с отмыванием российскими чиновниками миллиардов долларов в «Бэнк оф Нью-Йорк». Согласно материалам суда, американские прокуроры считают, что центральную роль в организации противозаконной схемы, при помощи которой из России через «Бэнк оф Нью-Йорк»было выведено около 7 млрд долл., играл московский «Собинбанк». Причем американское правосудие утверждает, что немаловажную роль сыграли связи «Собинбанка» в высших политических кругах. 
Основной связующей нитью между Bank of New York и высшей российской политикой, по данным американских СМИ являлся руководитель «Собинбанка» Александр Мамут, который тогда плотно сотрудничал с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Кроме того, в деле упоминалась фамилия Семена Могилевича, уроженца Украины, являющегося одновременно гражданином Венгрии, Израиля и России, а также совладельца банка «Менатеп» и компании ЮКОСА Константина Кагаловского. 

Скандальное дело, несмотря на масштаб финансовых нарушений и высокий уровень людей, вовлеченных фактически завершилось ничем. Единственной осужденной по нему стала вице-президент Bank of New York по Восточной Европе Люси Эдвардс. Учитывая то, что и Эдвардс, и ее супруг согласились сотрудничать и активно помогали следствию, суд США приговорил их к 6 месяцам домашнего ареста, 5 годам тюрьмы условно и обязал выплатить 40 тыс. долл. штрафа и 685 тыс. долл. судебных издержек.

Теперь, похоже, дело приобретает новый оборот. Инициатива на этот раз исходит от российской стороны. Судя по именам фигурантов и названиям компаний, вовлеченных в скандал, последствия его могут быть самыми непредсказуемыми.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter