Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В строительство первой концессионной дороги вмешался ФАС

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

У антимонопольной службы возникли вопросы к проекту строительства платной дороги до Минска

В строительство первой концессионной дороги вмешался ФАС
Первый конкурс государственно-частного партнерства по строительству платных дорог (т. н. дорожной концессии) может не только провалиться, но и привести к скандалу. Росавтодор допустил к конкурсу на строительство платной дороги только одного участника - УК "Лидер", который автоматически и должен стать победителем. Однако ФАС усмотрела здесь нарушение конкуренции и возбудила дело. Такой поворот событий может бросить тень на все последующие проекты заключения дорожных концессий.

Концессионное соглашение - это форма государственно-частного партнерства, по которому в управление частного инвестора предоставляется государственная собственность. В частности такая форма сотрудничества принята для строительства платных дорог.  Концессионер (частный  инвестор) выбирается по итогам конкурса.

До конца октября должен определиться победитель одного из двух первых в России проектов платных дорог на концессионной основе на участок трассы Москва - Минск. Второй проект - трасса Москва - Санкт-Петербург. Единственной компанией, которая была допущена Росавтодором к участию в конкурсе на право строить, а затем и управлять участком Москва - Минск, стал консорциум, созданный УК "Лидер (управляет активами НПФ "Газфонд"). УК "Лидер" соответственно и станет в итоге победителем. По закону, если в тендере участвует только одна компания, то его признают недействительным. В течение 30 дней после этого Росавтодор должен заключать концессионный договор с УК "Лидер". 

Однако такое положение дел не устраивает ФАС. Ведомство возбудило дело в отношении Росавтодора по нарушению ст. 17 "О конкуренции".  В ФАС считают, что условия конкурса были слишком жестки, поэтому в нем не смогли принять участие "компании с опытом строительства платных дорог и управления транспортной инфраструктурой на концессионной основе", пишет сегодня газета "Коммерсантъ" со ссылкой на главу управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимира Ефремова.  Хотя до сих пор проектов дорожных концессии в России реализовано не было. Ефимов уточнил, что он имеет в виду несправедливое ограничение участия в конкурсе ряда российских компаний, которые реализовывали строительство тех же МКАД и третьего транспортного кольца. Желающих принять участие в первом конкурсе дорожной концессии действительно было много,  в их числе "Мостотрест" и "Трансстрой", а также финансовые структуры Vinci, итальянская Autostrade и турецкая Enka.



В числе подавших заявку была единственная неизвестная компания - некая ЗАО ЦНИИЭУС, которая не смогла пройти предварительный отбор. Жалоба именно от этого ЗАО и стало причиной возбуждения ФАС дела против Росавтодора, по словам чиновника. Эта компания не соответствовала большинству условий конкурса и не перечислила необходимый задаток 15 млн руб., пишет газета со ссылкой на других участников конкурса.  Один из них уверяет, что ЗАО ЦНИИЭУС связана с "Системой-галс", строительная "дочка" которой как раз проектировала участок трассы Москва - Минск и, конечно, тоже хотела поучаствовать в конкурсе.  Официальных комментариев ни одна из этих компаний не дала.  

ФАС может оспорить итоги конкурса, пока договор еще не заключен. После уже придется действовать в суде. ФАС надеется успеть разобраться с этим делом до 18 октября, когда должны быть объявлены итоги конкурса по трассе Москва - Минск. 

Юристы газеты предсказать результаты спора не берутся, потому что это первое подобное дело. Источник в Минтрансе опасается, что если первый же конкурс по дорожной концессии закончиться провалом, это может бросить тень на всю практику заключения концессионных соглашений.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter