Архив rb.ru

Вера в капитал

Архив rb.ru

Могут ли этические установки снижать способность бизнеса развиваться?

Вера в капитал


Религия - важнейшая часть нашей финансовой культуры, мы просто этого не замечаем. Удивительно, но многие серьезные финансовые решения принимаются не на рациональной базе, а на основе этических установок и ощущений.

Интересно оценить влияние религии на роль финансовых институтов разных стран. Существует единая христианско-иудейская система взглядов. Древняя Иудея передала христианскому миру римскую финансовую практику, а римляне, как считается, унаследовали кредит от древних греков. Последние, в свою очередь, переняли механизм денежного кредита то ли у финикийских торговцев, то ли у египтян. Религия, наиболее распространенная в "северо-западном" мире, никогда не запрещала ссуды под гарантированные проценты. Более того, первыми иудейскими и христианскими "банками", ссужавшими золото и серебро населению и купцам, были монастыри. Ближний Восток, то есть мир ислама, относится к долгам иначе. Сам процесс дачи денег в долг не осуждается, как думают многие,нет, это чрезвычайно упрощенное понимание. Не осуждается и получение кредитором прибыли (еще одно распространенное заблуждение). Но шариат запрещает "риба" - заранее определенную фиксированную прибыль от отданных в долг денег. Иначе говоря, мусульманину кредит выдавать и брать можно, но оговаривать процент заранее - грех. Мусульманин не имеет права рассчитывать на прибыль с ограниченным риском. Это правило оценят те, кто имеет дело с кредитными деривативами, конвертируемыми облигациями, секьюритизацией. Говоря языком финансовым, рентабельность "мусульманского" кредита не может быть отделена от рентабельности финансируемого актива.

Итак, на протяжении веков финансисты разных вер использовали различные модели. И каковы результаты? В правой колонке христианско-иудейского баланса (пассивы) есть четкое разделение на "рисковую" составляющую бизнеса (equity) и на "составляющую с фиксированным риском" (debt). Кто не боится и хочет много заработать - инвестирует вкапитал, а кто осторожен - дает в долг. По закону долги возвращаются в первую очередь (с процентами), и только потом - участие в прибыли (или убытках). Эти правила когда-то, очень давно, установили монастыри. По этой причине долг всегда стоит "христианскому" предприятию дешевле, чем капитал, что позволяет использовать такое мощное средство экспансии, как финансовый рычаг (leverage). А в мусульманском мире финансирующая и финансируемая стороны являются полными партнерами с точки зрения раздела рисков и прибыли. Осторожным кредиторам, желающим заранее определить рентабельность, тут места нет. Обходные варианты, конечно, находятся. Это схемы мушарака (партнерство), иджара (напоминает лизинг), увакала (депозитно-кредитная схема), мурабаха (близка к секьюритизации) и другие. Тем не менее компаний и банков сисламским капиталом и менеджментом, полноценно использующих эффект финансового рычага для развития, в мире практически не существует. Не только "западные" кредиты, но вообще все фиксированные ставки на неопределенное будущее трактуются шариатом как "гхарар" (спекуляция). Это правило исключает из исламских финансов все фьючерсы, свопы, опционы, хеджирование и игру на открытой позиции - хлеб инвестиционных банков "северо-западной" культуры. Получается, что если предприятие или банк работает в исламских морально-этических рамках, то покупка конкурента "в долг", то есть классическая операция leveraged buy out - основное оружие финансовых войн западного мира,становится чрезвычайно капиталоемкой. Левередж использовать нельзя, хеджировать риски тоже. Или возьмите баланс мусульманских банков: с одной стороны, им не нужны ограничения по минимальному капиталу (Кука или Мак-Доната), им не страшен "Базель-2", они, по западным меркам, перекапитализированы. Но это же значит, что они низкорентабельны, то есть неконкурентоспособны. Вот каким образом мораль ислама привела к тому, что мусульманский финансовый мир имеет чрезвычайно ограниченные возможности финансовой экспансии. Это мир equity, развивающийся только органически, за счет нераспределенной прибыли и роста капитала.

Василий Поздышев

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter