Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Власти Химок не комментируют нападение на журналиста "Коммерсанта"

Архив rb.ru

МГЕР и губернатор, с которыми конфликтовал Олег Кашин, причастность к нападению отрицают

Власти Химок не комментируют нападение на журналиста "Коммерсанта"
Следствие считает основными мотивами избиения журналиста "Коммерсанта" Олега Кашина его профессиональную деятельность и гражданскую позицию, которую он высказывал в интернете. Президент Дмитрий Медведев пообещал, что заказчики и исполнители нападения будут найдены и наказаны. Все, кого друзья и знакомые журналиста называли, возможно, причастными к избиению, заверили, что не имеют к преступлению отношения. Кроме администрации подмосковных Химок.

"Государство должно самым внимательным образом следить за трудом журналистов, принимать необходимые решения в случае посягательств на здоровье, на жизнь журналистов в большей степени, чем это касается других случаев, в силу общественной значимости труда журналистов", - заявил вчера президент Медведев на встрече с редакцией "Российской газеты" по случаю 20-летия издания. Это право должно быть им гарантировано, невзирая на то, каких журналист придерживается взглядов - правых, левых или радикальных.

Тем самым президент ответил на упреки в его микроблоге в сети Twitter, что каждый день в стране происходят преступления, но он отреагировал "почему-то только на одно из них и делает это адресно". Блогеры имеют в виду распоряжения генпрокурору Юрию Чайке и главе МВД Рашиду Нургалиеву взять расследование под личный контроль. "Я сделал это намеренно, - заявил вчера президент.- Потому что журналисты - люди, которые находятся в зоне повышенного риска".

Ведь "задача журналистов - рассказывать правду о людях, событиях в стране и делать это профессионально и честно", но в стране есть силы, желающие такими способами заткнуть рот журналистам, политикам. Именно из-за профессионализма и честности деятельность журналистов "будет всегда вызывать очень разные реакции", считает Медведев.  И потому "кто бы ни был причастен к преступлению" против Олега Кашина, "он будет наказан независимо от его положения, его места в общественной системе координат, независимо от других его заслуг, если таковые есть", пообещал вчера президент. "Их найдут - такие преступления раскрываются, какие бы силы за этим ни стояли", - не сомневается Медведев.



Профессиональная деятельность

Вчера официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что в качестве приоритетных версий нападения на Олега Кашина рассматриваются его профессиональная журналистская деятельность и его личная гражданская позиция, которую он высказывал в своем блоге в "Живом журнале". По данным СКП, ко вчерашнему дню ведомством были допрошены более 30 человек из числа очевидцев преступления, коллег, родственников и знакомых журналиста.

Осмотр самого места происшествия на Пятницкой улице и просмотр записей камер наблюдения мало что дали следственным органам. Судя по записям, на Кашина напали в 0:28:11 6 ноября, а уже в 0:29:37 преступники скрылись. За это время они успели нанести жертве более 50 ударов - предположительно обрезком трубы или арматурой, а также руками и ногами, пишет "Коммерсант". Впрочем, еще предстоит изучить записи камер, установленных на пути следования преступников к месту нападения и побега. По данным газеты, к делу были приобщены найденные на месте происшествия пять желтых хризантем, которые были у одного из нападавших, бутылка пива Kozel, окурок сигареты и смывы вещества бурого цвета - крови.

Версии

На допросе в СКП побывал главный редактор "Коммерсанта" Михаил Михайлин. По его словам, которые приводит газета, следователи обращают внимание на публикации, связанные с Химкинским лесом и деятельностью неформальных молодежных организаций. Следственный комитет призвал тех, кто обладает какой-либо информацией, имеющей отношение к уголовному делу "и заинтересован в скорейшем раскрытии этого преступления", связаться со следователем по телефону: 8-499-255-30-45.

Вчера те, кого друзья и знакомые Олега Кашина называли, возможно, причастными к нападению на журналиста, заверили, что не имеют к преступлению отношения - за исключением администрации подмосковных Химок, в которой по-прежнему отказываются комментировать нападение на журналиста. Кашин писал о конфликте вокруг Химкинского леса, в котором противники местной администрации избивались и получали увечья.  "Вполне возможно, что нападение было совершено из-за конфликта вокруг строительства химкинской трассы", - заявил агентству Bloomberg бывший столичный префект Олег Митволь,  участвовавший в его разрешении. 

Характер травм, нанесенных Олегу, совпадает с повреждениями, которые неизвестные два года назад причинили главному редактору "Химкинской правды" Михаилу Бекетову, а за день до нападения на Олега Кашина неизвестные нанесли увечья главе Химкинского отделения партии "Правое дело" Константину Фетисову. Почерк во всех случаях схожий - жестокое избиение на улице битой или арматурой. Михаил Бекетов остался инвалидом, Фетисов - в коме, верстальщик химкинской газеты "Гражданское согласие" Сергей Протазанов был забит до смерти. Мэр города Владимир Стрельченко на звонки не отвечает, а в администрации Химок хранят молчание.

Вторая версия связана с конфликтом Олега Кашина с губернатором Псковской области Андреем Турчаком (его блог доступен по адресу turchak.livejournal.com). В своем блоге в "Живом журнале" Олег употребил резкое высказывание о губернаторе, и тот дал журналисту 24 часа на извинения. Кашин не извинился. После нападения на журналиста в блоге губернатора появилось почти 700 записей с вопросами к губернатору на эту тему. Пресс-секретарь губернатора Оксана Ширан в ответ пожелала Кашину выздоровления.  "Мы убеждены, что (правоохранительные органы) разберутся во всем и виновные в нападении на журналиста "Коммерсанта" будут в ближайшее время найдены и наказаны", - сказала она.

Третья версия связана с "Молодой гвардией "Единой России"" (МГЕР) - на сайте движения 11 августа был опубликован текст с угрозами Олегу Кашину, в котором говорилось, что в "Коммерсанте" работают "информационные диверсанты". Текст был проиллюстрирован фотографией Олега Кашина со штампом: "Будет наказан". Сейчас текст удален, а представители движения партии власти заверяют, что это был лишь информационное запугивание. "Представители нашей организации неоднократно вступали в полемику с Олегом Кашиным, и это нормально, - заявил "Ъ" член политсовета МГЕР Андрей Татаринов. - Мы дискутировали и считаем это проявлением демократического процесса. И не нужно тем, кто по разным причинам ненавидит "Молодую гвардию", представлять нашу политическую дискуссию как повод для уголовщины".

Состояние журналиста

Лечащие врачи Олега вчера впервые рассказали журналистам о его состоянии. "Состояние Кашина тяжелое, но стабильное, - заявил заместитель главврача по анестезиологии и реанимации 36-й городской больницы Олег Варнавин. - Больной пока останется в состоянии медикаментозного сна". Медики также рассказали, что по итогам консилиума врачей "была разработана тактика ведения больного и произведено оперативное вмешательство с участием нейрохирурга, черепно-челюстного хирурга, отоларинголога и травматолога". 

"Операция прошла успешно, - считает заместитель главврача по медицинской части Дмитрий Семенцов, - но в ближайшее время Кашин останется в реанимационном отделении под наблюдением врачей". О сроках перевода журналиста в терапевтическое отделение медики предпочитают не говорить. "Характер травм указывает на то, что восстанавливаться он будет долго - минимум три месяца, не говоря уже о моральной травме", - заявил "Коммерсанту" один из врачей 36-й больницы, попросивший не называть его имени.

Ужесточать неработающее

В деле Кашина пока отсутствует указание, что покушение на убийство совершено журналиста это отягчающее обстоятельство: согласно пункту б части 2 статьи 105 УК увеличивается срок за убийство, связанное с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга. Сейчас нет точных указаний на то, что покушение на него было связано с его профессиональной деятельностью, говорит Ведомостям источник в следственных органах.

Президентский совет по гражданскому обществу уже подготовил поправки в Уголовный кодекс и собирается предложить Медведеву ужесточить статью 144 о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов, дополнив ее наказанием в виде лишения свободы на срок до 6 лет за угрозы и насилие над журналистами.  Поправки защитят не только журналистов, но и активистов, в том числе экологов.  Журналисты, со своей стороны, говорят, что статья 144 не работает: только в этом году убиты восемь их коллег, а 40 подверглись нападениям.

Зампред комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник вчера предложил изменить статью 277 УК, карающую за посягательство на жизнь госслужащего и общественного деятеля, приравняв к таковым журналиста. По его словам, если коллеги поддержат его инициативу, покушение на жизнь журналиста будет караться лишением свободы на срок от 12 до 20 лет, а при особо тяжких случаях - от 20 лет до пожизненного. Однако журналисты отмечают, что дела об избиениях просто не доводятся до суда, а нападавших никто не ищет.

Под обращением к президенту с требованием защитить "право общества говорить и быть услышанным" впервые за многие годы подписались вместе журналисты государственных и независимых СМИ. В сообществе журналистов говорят, что хватит писать челобитные. Главный редактор Esquire Филипп Бахтин в эфире "Коммерсантъ FM" признал, что вряд ли подписанное ведущими редакторами обращение к президенту "станет эффективным средством борьбы с возникшей ситуацией, просто альтернатива этому - не делать ничего". Вялая реакция профессионального сообщества на предыдущие преступления против журналистов тоже способствует безнаказанности, замечают "Ведомости". Искаженное представление о конкуренции между СМИ, аффилированность с властями, деградация аудитории привели к тому, что серьезные журналистские расследования стали редки, а редакции изданий не способны на совместные действия. "Письма президенту и пикеты у здания ГУВД - это хорошо, но этого мало. Совместные расследования, одновременные публикации по важнейшим темам, согласованное лоббирование законов - вещи, способные повысить влияние и авторитет российской четвертой власти. Ситуация такова, что позиции сближаются вынужденно", - заключает газета: "На войне как на войне".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter