Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Власти увеличат налоги, чтобы найти деньги на дороги

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Правительство приняло решение о возрождении дорожных фондов

Власти увеличат налоги, чтобы найти деньги на дороги
У российских чиновников скоро появится новый источник, откуда можно брать деньги на строительство и ремонт бесплатных трасс, - бюджетный дорожный фонд. Не исключено, что в него напрямую будет поступать часть налогов - транспортный, акцизы на топливо и даже импортные пошлины на автомобили и шины. Часть этих налогов Минтранс предлагает увеличить.

Премьер-министр Владимир Путин провел совещание, на котором была поддержана идея создания дорожных фондов. Еще в декабре прошлого года президент Дмитрий Медведев поручил правительству проработать варианты воссоздания дорожных фондов, которые были ликвидированы под давлением Минфина в 2000 году.

Детали работы нового фонда чиновникам только предстоит определить. Пока принято принципиальное решение о самом его создании, а субъекты федерации будут наделены правом создавать аналогичные структуры на региональном уровне.

Как рассказал "Ведомостям" сотрудник Минтранса, прорабатывавшего идею возрождения дорожного фонда, в первую очередь из него будет оплачиваться строительство и содержание бесплатных трасс, платными займется госкомпания "Автодор".

Откуда деньги

Пока фонды могут рассчитывать на деньги, которые заложены на дороги в бюджете (на 2010 год - 274 млрд рублей), но Минтранс предлагает зачислять в него напрямую часть налогов - транспортный, акцизы на топливо и даже импортные пошлины на автомобили и шины. Пока решено, что формироваться фонд будет из бюджета, решения о зачислении в него налогов напрямую могут быть приняты дополнительно, объясняет "Ведомостям" пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Минтранс предлагает увеличить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, после чего 50% доходов от их увеличения концентрировать в федеральной части дорожного фонда, пишет "Коммерсант" со ссылкой на источник в министерстве.

Сегодня акцизы на эти виды товаров полностью зачисляются в региональные бюджеты. Также федеральная часть дорожного фонда, по замыслу Минтранса, должна пополняться за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла. Еще одним возможным источником дохода в Минтрансе называют акцизы на автомобили и мотоциклы. НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории РФ и импортируемых, также назван источником газеты как еще один источник доходов "федеральной части" дорожного фонда.

В результате Минтранс оценил возможные доходы федерального дорожного фонда в размере до 475 млрд рублей в год.



Нужны ли фонды

В лучший 2008 год в России на ремонт и строительство дорог было потрачено 570 млрд рублей, а нужно 1,7-1,9 трлн рублей ежегодно, говорят эксперты, на которых ссылаются "Ведомости". По их мнению, нужны целевые налоги. По мнению губернатора Пермского края Олега Чиркунова, налоги надо превращать в платежи и брать с тех, кто пользуется дорогами - нельзя возвращаться к системе, когда с компании независимо от интенсивности перевозок брали 2% с оборота. Один из чиновников говорит "Ведомостям", что главное - не создание фондов, а жесткий контроль за выделяемыми средствами, которые сейчас разворовываются. Создание фондов только снизит эффективность госрасходов, отмечают эксперты: фонды уже существовали, дороги лучше не стали, зачем же возвращать их к жизни.

Региональную часть дорожного фонда помимо трансфертов из центра предлагается формировать из доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и масла, производимые на территории РФ, и платы по договорам о присоединении дорожного сервиса к автодорогам регионального значения. Кроме того, предлагается направлять в фонд 1,5% от налога на прибыль организаций. Сегодня из 20% этого налога 18% остается в региональных бюджетах.

Впрочем, против внепланового повышения акцизов наверняка будут протестовать и нефтяные компании, и автолюбители, и бизнес - на днях РСПП предлагал премьер-министру пятилетний мораторий на повышение налогов. Сам Путин на совещании дал понять, что будет требовать сократить издержки на автодорожное строительство, объявив сметы на строительство автодорог в РФ "раздутыми". Кроме того, по данным "Коммерсанта" из источников в Минтрансе, повышение акцизов на топливо и автомобили может сопровождаться отменой транспортного налога - "для частичной компенсации владельцам транспортных средств".

И в Белом доме, и в Минтрансе признают, что дорожный фонд в следующем году вряд ли появится. Пока что есть только механизм, для запуска которого нужны серьезные изменения в Налоговом кодексе и Бюджетном кодексе.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter