Архив rb.ru

Внедряйте стратегию, но будьте бдительны

Архив rb.ru

Российские руководители часто сталкиваются с проблемой неработающей стратегии

Внедряйте стратегию, но будьте бдительны
Присоединиться

Где кроются опасности на пути внедряющих стратегию и можно ли их обойти? Какие факторы могут помешать вам добиться успеха?

1. Вы уверены в своем лидерстве и в том, что его не потеряете. В мире конкуренции лидирующее положение на рынке относительно, технологии и условия ведения бизнеса постоянно изменяются. Руководитель одной крупной туристической компании как-то сетовал: "В 1994 г. мы стали лидерами в организации выезда туристов за рубеж, но не задумались, почему это произошло. А когда задумались, то было уже поздно. Просто тогда мы закупили новую компьютерную систему и начали подтверждать покупателю тур через один-два дня после обращения, в то время как остальные делали это дня через три-четыре. Тогда мы не вдавались в изучение конкурентных преимуществ. А те, кто этим занимался, нас обогнали и теперь подтверждают тур в течение одного-двух часов". Фактически речь идет о технологиях внедрения изменений, которые позволяют отделить победителей от проигравших. Победители постоянно сканируют внешнюю среду и рынки присутствия.

2. Вы не знаете наверняка, что именно нужно вашему потребителю. Уже недостаточно знать, где купить (произвести) товар и как привезти на склад, а также посадить за компьютеры менеджеров для продажи этого товара. Результаты бизнеса зависят сегодня от покупателя, причем потребностей покупателя подавляющее большинство российских руководителей не знают. По этой самой причине в течение 1998 г. и 1999 г. с российского рынка оптовых продаж фототоваров "ушло" около десяти компаний, которые имели годовой оборот порядка $10 - 30 млн. В выживших компаниях начали определять, кто является основным клиентом. Как бы хороша ни была ваша стратегия, если вы пытаетесь продать ваш товар или услугу, не интересуясь регулярно, нужен ли он потребителю и какой, то в перспективе стратегия обречена на провал.

3. Вы испытываете привязанность к старым технологиям "от достигнутого". "Мы подняли объем продаж на 5%. Давайте запланируем 15% ", говорит руководитель, занятый стратегическим планированием... Почему, зачем? Один из наших клиентов еще до начала работы с нами поставил своим подчиненным задачу: увеличить объем продаж на 70% при обязательном увеличении прибыльности дополнительно не меньше чем на 12%. Был удивлен, когда не получил желаемого. Задал нам вопрос: почему? Помните программу Горбачева "Жилье-2000"? Из той же оперы. Недостаточно провозгласить цель, важно разработать конкретный план достижения этой цели, в котором обязательно есть детализированные этапы, есть даты и ответственные за результат на каждом этапе.

4. Ваша компания сильно политизирована. Довольно часто управленческий аппарат представляет собой клубок соперничающих между собой заместителей, постоянно доказывающих друг другу и первому руководителю свою большую значимость и компетентность. Они требуют большего объема полномочий (но не всегда ответственности). Интересы различных групп зачастую несогласованны или не совпадают, и каждая из них двигается в своем направлении. Стратегическое планирование должно быть ориентировано на сплочение компании в единую команду, коллективность усилий в процессе реализации стратегии.

5. Вы ориентируетесь на готовый рецепт. Стратегия не может быть навязана со стороны, скопирована из умной книги, целиком разработана профессиональным консультантом. Даже в случае работы с консультантами разработка стратегии проводится совместно с теми лицами, которые будут нести ответственность за ее реализацию. Только вы как руководитель в состоянии решить, устраивает ли вас поставленная цель, применима ли для вас конкретная стратегия. Ответственность за стратегию поделена быть не может.

6. Вас буквально заела текучка. В течение дня наваливается столько работы, что некогда заниматься стратегическим планированием. Но система стратегического планирования - мощное оружие борьбы с организационным хаосом. Конечно, изменение организации означает изменение руководителя. Тот, кто решится внедрять стратегию, должен быть готовым изменить в первую очередь самого себя, свои методы работы, чтобы получить эффект от внедрения системы стратегического планирования. Кроме того, обязательно нужно сказать, что есть необходимые условия внедрения разработанной стратегии.

Марк Федин

Опубликовано в газете
"Ведомости" 26 июня 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  2. 2 Типы руководителей: классификация и чем отличаются
  3. 3 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес
  4. 4 Как избавиться от культуры переработок в компании: 3 этапа
  5. 5 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу