Дина Богдашова
Перспективы развития целой индустрии оказались под угрозой из-за демпинга
По данным социологических исследований, шампанское - это самый популярный новогодний напиток россиян. Правда, если в России цены на этот напиток, по прогнозам аналитиков, к концу года вырастут на 15-20%, то в Европе дела обстоят иначе. Так, Францию буквально захлестнула волна дешевого шампанского. Производители стремятся воспользоваться изменением потребительских настроений в связи с кризисом и провоцируют наибольшее за последние десять лет снижение цен на этот напиток.
Так мало шампанское во Франции не стоило уже давно. Местные супермаркеты буквально ломятся от дешевых молодых шампанских вин. В кризис покупатели стали намного экономнее и даже в праздники не готовы переплачивать за бренд, в результате Laurent-Perrier продает шампанское по 10 евро за бутылку, за такую же цену в Auchan можно купить Champagne Paul Breteuil, а Hubert de Claminger в Carrefour идет по 8,9 евро, сообщает Bloomberg.
Один из лидеров алкогольного рынка Франции - LVMH Moet Hennesy Louis Vuitton снизил цену на некоторые сорта шампанских вин вдвое. Выручка от продажи шампанского другого крупного французского поставщика Vranken упала на 3,2%, аналогичный показатель компании Boizel снизился на 12%.
Угроза для рынка
Для Франции такой демпинг - невиданное дело, ведь в течение последних десяти лет производители постоянно повышали цены, стараясь сделать бренд более престижным и вытеснить с рынка дешевые аналоги, например, испанское кава и итальянское просекко. С 1987 по 2007 год стоимость шампанского удвоилась.
Как отмечается в докладе just-drinks.com, по итогам этого года темпы снижения цен на шампанское во Франции могут вдвое превзойти темпы снижения объемов производства. Это ставит под угрозу перспективы развития целой индустрии, ежегодный объем продаж в которой превышает $4,4 млрд, говорит аналитик парижской CM-CIC Фрэнсис Претр.
Распродажи молодого игристого вина по бросовым ценам являются близорукой стратегией, говорит председатель комитета по контролю за качеством вин в регионе Шампань и глава семейного бизнеса по продаже вин Кэрол Дюваль-Леруа. "Эта огромная проблема, так как, когда цены упадут, нам потребуются годы, чтобы залечить урон, нанесенный марке", - цитирует Bloomberg Дюваль-Леруа.
Сами владельцы винных магазинов не рекомендуют клиентам покупать дешевые молодые вина и советуют им заменить дешевое шампанское другим французским игристым вином - креман. Сами же производители шампанского оправдываются тем, что спрос на недорогие игристые вина растет.
Мировой экономический кризис сильно ударил по производителям шампанских вин во Франции. Объемы экспорта значительно сократились - на некоторых рынках даже до 60%. Особенно упал спрос на шампанское в США и Великобритании, также объемы продаж шампанского значительно уменьшились в России, сообщил французский Комитет по сбыту шампанскому (CIVC). Общее сокращение экспорта за 2009 год составит до 15%, прогнозирует объединение производителей шампанского.
Будет ли в России дефицит
На российском рынке шампанского - свои проблемы. По итогам 1 квартала 2009 года падение производства составило минус 14,5%, во втором квартале спад усилился до 19,4%. Однако третий квартал начал улучшать ситуацию: падение по итогам января-сентября составило минус 15,3%. По итогам 2009 года, по оценкам ЦИФРРА, падение производства составит около 13% (до 18,1 млн дал). В 2008 (за счет 4 квартала) падение рынка составило 3,7%.
В определенной степени спад производства, помимо причин экономического кризиса, связан с проблемами компаний-производителей. Так, крупнейший производитель игристых вин бесланское ОАО "Исток" (основной бренд - "Золотая коллекция", выручка в 2008 году за минусом акцизов - 2,88 млрд рублей) в конце октября остановило производство. В компании этот шаг объяснили нехваткой оборотных средств и денег для закупки акцизных марок. Сейчас предприятие находится на грани банкротства. Задолженность "Истока" составляет 174,8 млн рублей.
Снизилось производство и самой популярной марки игристого вина - шампанского "Советское". По данным ФКП "Союзплодоимпорт" (управляет маркой), в первом полугодии 2009 года было произведено всего 1,4 млн дал "Советского", а за шесть месяцев 2008-го - 2,7 млн дал. Ранее в компании "Винэксим", которая контролирует производство и продажу "Советского", заявляли, что дефицита продукта перед Новым годом не будет. По оценкам компании, потребление недорогого шампанского в предновогодний период будет на уровне 50 млн бутылок (3,75 млн дал). Этот объем обеспечат "Винэксим", производители шампанского "Российское", а также прежние лицензиаты марки "Советское", потерявшие лицензию еще в 2008 году, но успевшие произвести достаточно, чтобы загрузить дистрибуторов до конца 2009 года.
Сокращение рынка шампанского в объемном выражении по итогам года составит около 20%, отметил RB.ru аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. "Учитывая данные Росстата, согласно которым в первом полугодии шампанское подорожало на 6%, рост цен по итогам года составит 15-20%, но производители вряд ли получат от этого дополнительную прибыль", - отметил эксперт. Сказалась на ценах на импортное шампанское и девальвация рубля.
Кроме того, в ноябре Госдума приняла поправки в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса, предполагающие повышение акцизных ставок на алкоголь и табачные изделия с 1 января 2010 года. Серьезно поднимутся и ставки на напитки с объемной долей спирта до 9% включительно, а также на спиртосодержащую продукцию и вино: в 2010-2012 годах они вырастут в среднем на 30%. Из-за этого шампанское уже после Нового года (а кое-где уже сейчас) подорожает на 15%, вина низкого ценового сегмента - на 5%, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, на которого ссылается журнал "Деньги".
По данным Максима Клягина, объем сегмента классического шампанского в РФ составляет 5-7% от всего рынка игристых вин. При этом крупнейшие игроки на этом рынке - "Абрау-Дюрсо", украинский "Новый Свет" и французские производители.
Так мало шампанское во Франции не стоило уже давно. Местные супермаркеты буквально ломятся от дешевых молодых шампанских вин. В кризис покупатели стали намного экономнее и даже в праздники не готовы переплачивать за бренд, в результате Laurent-Perrier продает шампанское по 10 евро за бутылку, за такую же цену в Auchan можно купить Champagne Paul Breteuil, а Hubert de Claminger в Carrefour идет по 8,9 евро, сообщает Bloomberg.
Один из лидеров алкогольного рынка Франции - LVMH Moet Hennesy Louis Vuitton снизил цену на некоторые сорта шампанских вин вдвое. Выручка от продажи шампанского другого крупного французского поставщика Vranken упала на 3,2%, аналогичный показатель компании Boizel снизился на 12%.
Угроза для рынка
Для Франции такой демпинг - невиданное дело, ведь в течение последних десяти лет производители постоянно повышали цены, стараясь сделать бренд более престижным и вытеснить с рынка дешевые аналоги, например, испанское кава и итальянское просекко. С 1987 по 2007 год стоимость шампанского удвоилась.
Как отмечается в докладе just-drinks.com, по итогам этого года темпы снижения цен на шампанское во Франции могут вдвое превзойти темпы снижения объемов производства. Это ставит под угрозу перспективы развития целой индустрии, ежегодный объем продаж в которой превышает $4,4 млрд, говорит аналитик парижской CM-CIC Фрэнсис Претр.
Распродажи молодого игристого вина по бросовым ценам являются близорукой стратегией, говорит председатель комитета по контролю за качеством вин в регионе Шампань и глава семейного бизнеса по продаже вин Кэрол Дюваль-Леруа. "Эта огромная проблема, так как, когда цены упадут, нам потребуются годы, чтобы залечить урон, нанесенный марке", - цитирует Bloomberg Дюваль-Леруа.
Сами владельцы винных магазинов не рекомендуют клиентам покупать дешевые молодые вина и советуют им заменить дешевое шампанское другим французским игристым вином - креман. Сами же производители шампанского оправдываются тем, что спрос на недорогие игристые вина растет.
Мировой экономический кризис сильно ударил по производителям шампанских вин во Франции. Объемы экспорта значительно сократились - на некоторых рынках даже до 60%. Особенно упал спрос на шампанское в США и Великобритании, также объемы продаж шампанского значительно уменьшились в России, сообщил французский Комитет по сбыту шампанскому (CIVC). Общее сокращение экспорта за 2009 год составит до 15%, прогнозирует объединение производителей шампанского.
Будет ли в России дефицит
На российском рынке шампанского - свои проблемы. По итогам 1 квартала 2009 года падение производства составило минус 14,5%, во втором квартале спад усилился до 19,4%. Однако третий квартал начал улучшать ситуацию: падение по итогам января-сентября составило минус 15,3%. По итогам 2009 года, по оценкам ЦИФРРА, падение производства составит около 13% (до 18,1 млн дал). В 2008 (за счет 4 квартала) падение рынка составило 3,7%.
В определенной степени спад производства, помимо причин экономического кризиса, связан с проблемами компаний-производителей. Так, крупнейший производитель игристых вин бесланское ОАО "Исток" (основной бренд - "Золотая коллекция", выручка в 2008 году за минусом акцизов - 2,88 млрд рублей) в конце октября остановило производство. В компании этот шаг объяснили нехваткой оборотных средств и денег для закупки акцизных марок. Сейчас предприятие находится на грани банкротства. Задолженность "Истока" составляет 174,8 млн рублей.
Снизилось производство и самой популярной марки игристого вина - шампанского "Советское". По данным ФКП "Союзплодоимпорт" (управляет маркой), в первом полугодии 2009 года было произведено всего 1,4 млн дал "Советского", а за шесть месяцев 2008-го - 2,7 млн дал. Ранее в компании "Винэксим", которая контролирует производство и продажу "Советского", заявляли, что дефицита продукта перед Новым годом не будет. По оценкам компании, потребление недорогого шампанского в предновогодний период будет на уровне 50 млн бутылок (3,75 млн дал). Этот объем обеспечат "Винэксим", производители шампанского "Российское", а также прежние лицензиаты марки "Советское", потерявшие лицензию еще в 2008 году, но успевшие произвести достаточно, чтобы загрузить дистрибуторов до конца 2009 года.
Сокращение рынка шампанского в объемном выражении по итогам года составит около 20%, отметил RB.ru аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. "Учитывая данные Росстата, согласно которым в первом полугодии шампанское подорожало на 6%, рост цен по итогам года составит 15-20%, но производители вряд ли получат от этого дополнительную прибыль", - отметил эксперт. Сказалась на ценах на импортное шампанское и девальвация рубля.
Кроме того, в ноябре Госдума приняла поправки в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса, предполагающие повышение акцизных ставок на алкоголь и табачные изделия с 1 января 2010 года. Серьезно поднимутся и ставки на напитки с объемной долей спирта до 9% включительно, а также на спиртосодержащую продукцию и вино: в 2010-2012 годах они вырастут в среднем на 30%. Из-за этого шампанское уже после Нового года (а кое-где уже сейчас) подорожает на 15%, вина низкого ценового сегмента - на 5%, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, на которого ссылается журнал "Деньги".
По данным Максима Клягина, объем сегмента классического шампанского в РФ составляет 5-7% от всего рынка игристых вин. При этом крупнейшие игроки на этом рынке - "Абрау-Дюрсо", украинский "Новый Свет" и французские производители.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
20 апреля 2024
21 апреля 2024
21 апреля 2024