Архив rb.ru

Военный летчик: Нельзя исключать и халатности в ходе учений, и неисправности судна

Архив rb.ru
Полина

Полина

Генерал-майор Владимир Попов отвергает конспирологические версии о том, что тела погибших подброшены на место катастрофы

Военный летчик: Нельзя исключать и халатности в ходе учений, и неисправности судна
Авиакатастрофа, произошедшая вчера на границе Украины и России наделала много шума. Ведется расследование причины падения лайнера. Военный летчик генерал-майор Владимир Попов рассказал RB.ru, как с технической точки зрения можно объяснить каждую из имеющихся версий.


Украинские власти утверждают, что "Боинг" малазийской авиакомпании в момент крушения был вне зоны достижения украинских установок ПВО, поэтому ВВС Украины не при чем. Минобороны России утверждает обратное: маршрут самолета и место его падения находятся аккурат в зоне поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности и трех батарей ЗРК средней дальности "Бук-М1". Есть версия, что на борту произошел теракт, но и падение самолета по причине технической неисправности тоже не исключено. Военный летчик Владимир Попов высказал RB.ru свое мнение на этот счет.

- На ваш взгляд, что все-таки произошло в небе над Донецкой областью?

Есть две основные версии, которых я придерживаюсь. Первая - это взрыв на борту - теракт. Вторая – это крушение вследствие залпа из ракетного комплекса типа "Бук". Как мы все слышали, буквально 2 дня назад из-под Харькова в Донецк был переброшен зенитно-ракетный комплекс данного вида. Не исключено, что военные ребята, которые базировались в этом дивизионе, проводили учения с этими установками в данный период времени. Таким образом, во время проведения технических регламентных работ люди могли допустить технологическую ошибку после тренировки. То есть если, например, там проходила работа по прикрытию зоны боевых действий, то на момент учений выключили работу локационной станции для того, чтобы себя не демонстрировать, и проходивший в небе самолет мог не увидеть на радарах никаких сигналов.

Вторая версия в том, что на момент учений включили режим тактического поражения объекта и просто забыли выключить. То есть тумблер в положение off, закончив действие, не поставили, а там как раз летел самолет, и система залпа сработала, например, в автоматическом режиме. Объяснить это можно банально – человеческим фактором. Мы знаем, что мобилизованы были люди, которые долгое время находились в запасе, соответственно, они могли допустить халатность во время проведения учений, потому что утратили военные навыки.

Что касается намеренного залпа военной техники в гражданский самолет, на мой взгляд, это совершенная глупость и дикость, хотя и эта версия имеет место.

- В течение двух часов после катастрофы в СМИ стали появляться фото обломков самолета, причем они выглядели, как бы это сказать, несколько неожиданно: одни без следов огня, а на расстоянии нескольких километров - горящие детали. При этом нашлись абсолютно целые паспорта погибших пассажиров, не обгоревшие и не мятые, как будто специально собранные в одном месте. Как вы можете это объяснить?

На самом деле, и в результате теракта, и в результате попадания в самолет ракеты, который был на высоте 10 600 метров, такой эффект возможен. То есть то, что обломки разбросаны в радиусе до 15 километров, частично они оплавлены огнем, а частично целые – это можно объяснить тем, что самолет же не мог загореться весь целиком. Взрыв произошел в одном месте, и возгорание было частичным. Например, горящие детали упали на землю, отчего вспыхнула трава, воспламенилась бумага, горючие материалы самолета, и в этой зоне в результате все загорелось. А те части лайнера, которые отбросило взрывной волной, могли вовсе не загораться, поэтому они такими нереалистичными и выглядели на фото. В этом абсолютно нет ничего из ряда вон выходящего.

Сами посудите, самолет-то огромный, он только в длину достигает порядка 50 метров, и когда попадает ракета в него и поражает воздушную цель, это, как правило, не значит, что все взрывается в одном фюзеляже самолета. При попадании элемента в самолет он разрывается и ломается, потому что летит на скорости 850 километров в час. Взрыв – это ведь очень интенсивная деформация, поэтому вполне естественно, что пламя было, но не повсюду.

Топливо могло догорать на земле, плюс ко всему были горящие детали – это объясняет горение обломков. Но основные разрушения наступают от удара о землю, кончено, поэтому происхождение больших кусков самолета, не тронутых пламенем, можно обосновать именно падением с огромной высоты.

Что касается найденных целых паспортов, которые были не тронуты огнем и лежали в одном месте, это можно объяснить тем, что руководитель группы или глава делегации (а мы знаем, были такие на этом рейсе), мог держать их у себя. Тела погибших тоже могли выглядеть так, как мы видели в СМИ, все возможно. Кстати, в качестве примера можно привести катастрофу под Иркутском, когда из пассажиров АН-24 одна женщина осталась жива, правда это было очень давно, и упал самолет не с одиннадцати тысяч метров, а с шести. То есть пассажир была пристегнута, и летела как бы "сухим листом" в сохранившейся большой части фюзеляжа.

- Какие еще могут быть версии?

На самом деле, не стоит исключать даже падения самолета по причине технической неполадки. Поскольку один из радиобуев все-таки сработал, и сигнал был зафиксирован перед падением, то можно предполагать, что экипаж подал его по какой-то причине. Но непонятно, почему вообще самолет полетел над Украиной и почему экипаж не был предупрежден о том, что лайнер проходит зону боевых действий. По сути, они должны были понимать, что нужно быть внимательными и смотреть по сторонам, ведь пуск ракеты – его должно быть видно. Но экипаж был в расслабленном рабочем режиме, скорее всего, и перед оставшимися восьмью часами полета, видимо, не предполагал о возможности таких обстоятельств.

Если это был теракт, то элементы взрывного устройства будут обнаружены на внутренних поверхностях обломков, как это произошло, например, в ходе экспертизы деталей самолета ТУ- 134, который вылетел из Домодедово и был взорван. В течение 2-3 дней эксперты подтвердили, что мелкие частицы взрывного устройства содержатся на поверхностях обломков.

Если же имеет место быть залп ракеты, как это было в случае с ТУ-154, который сбили над Черным морем в 2001 году, когда он выполнял рейс из Тель-Авива в Новосибирск, тогда экспертиза, наверняка, обнаружит элементы, пробившие часть фюзеляжа, двигателя. Ведь даже тогда, несмотря на то, что обломки упали в море, доказательства были найдены. Сейчас определить, что же произошло, будет в разы проще.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase