Вопреки девальвации рубля отдых в России стал дороже зарубежного

Расскажите друзьям
Владимир
Владимир

Иностранные отельеры идут на скидки, российские – по привычке повышают цены

  Экономический кризис серьезно пошатнул туристическую отрасль в России и преподнес сюрпризы. Сорокапроцентная девальвация рубля к доллару, которая по идее должна была бы сделать отдых за рубежом дороже, чем в России,  и тем самым подстегнуть спрос на казалось бы выигрышную по цене рекреацию внутри страны, напротив, поставила в выигрышное положение зарубежные курорты, прежде всего Египта и Турции.

Парадокс объясняется просто: круглогодичные иностранные курорты оказались восприимчивее к падению спроса и доходов, чем сезонные российские, поднявшие по докризисной привычке цены - их-то он не задел. Нынешним летом вышедшим из зимы владельцам черноморских отелей и санаториев придется умерить аппетиты - пустовать будут около половины здравниц, прогнозируют туроператоры. Зато увеличится число тех, кто поедет отдыхать дикарями и за границу. Владельцы здравниц пока этому не верят.    

Бизнес

Количество желающих отдохнуть по путевке уменьшается во всем мире. Всемирная туристическая организация (UNWTO) ожидает в 2009 году стагнацию по числу международных туристических прибытий или даже их снижения на 2%. Причины на поверхности: падение ведущих экономик и неясные перспективы их восстановления, повлекшие снижение доходов и неуверенность в завтрашнем дне населения.

В России картина мрачнее. Летний сезон вообще может стать провальным, упав на 20-30%, считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. Речь идет, прежде всего, о внутреннем туризме: путевки на южных курортах, на которые приходится 80% прибыли от всего внутреннего туризма в РФ, подорожали на 20% к сезону прошлого года. И это несмотря на падающие доходы населения.

Невеселый прогноз РСТ основан на данных за январь-апрель по России и итогов майских праздников: желающих отдохнуть в эти дни в Подмосковье, например, уменьшилось на 50%  по сравнению с прошлым годом. Шпилько это объясняет "завышенными ценами на услуги". Минимальная стоимость проживания одного человека, если не требовать скидок, составляет 1200-3000 рублей в сутки в зависимости от "классности" пансионата, и это цены будних дней, в выходные и праздники тариф повышается, как правило, вдвое. Цены на отдых в Подмосковье, уточнила RB.ru пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, в среднем на 20% выше, чем стоимость отдыха в других местах средней полосы России.

Нонсенс

Отдых на Черноморском побережье нынешним летом будет  дороже на 20-30%, чем, к примеру, в Египте, говорит Тюрина. Зарубежные отельеры, столкнувшись с падением спроса, идут на уступки. Прежде всего это касается Египта - самого дешевого и популярного у россиян направления. Египтяне сбрасывают стоимость номера на 15-20%, рассказали RB.ru в ТНК "Интурист" (внешний оптовый оператор одноименной компании). Иногда скидки достигают 40%, знают другие участники рынка. Навстречу российским туроператорам идут и отельеры в Турции, правда с меньшей охотой и более скромными скидками - 15% в среднем.  Наиболее консервативны в Европе: там цены в евро, и их в качестве уступок просто не повышают, говорят в ТНК "Интурист".

В июне "трехзвездочный" отдых в Анапе с 3-разовым питанием обходится российскому туристу на 19,6% дороже, чем в Турции - в отеле такого же уровня, но с питанием all inclusive (все включено), рассказал Шпилько. В Крыму июнь дороже Турции на 14,3%, в Сочи - на 7,5%. В июле разница еще больше: турпакет с all inclusive в Египте на 61,9% дешевле, чем отдых с проживанием и 3-разовым питанием в Анапе, на 26,3% дешевле, чем в Крыму и на 27,5% дешевле, чем в Сочи. По сравнению с Турцией Сочи в июле дороже на 16,2%, Анапа - на 28,4%, Крым - на 26,3%. В августе Сочи дороже Турции на 17,3%, Египта - на 23,7%. Российский город-курорт близок по ценам только к Болгарии – Сочи дороже всего на 2,6%. Правда, в Болгарии предлагают любимый нашими туристами all inclusive, а в Сочи – 2-3-разовое питание. Анапа в августе дороже Турции на 23,9%, Египта – на 29,8%, Болгарии – на 9,4%.

"После дефолта 1998 года стоимость внутреннего отдыха, в первую очередь на курортах Краснодарского края, ежегодно росла на 20-25%. В этом году цены также выросли, но при этом мягкая девальвация рубля обесценила его по отношению к бивалютной корзине на 30-35%", - рассказал RB.ru Анатолий Гусев, гендиректор компании "Ориент", специализирующейся на внутреннем туризме. Получилось, в итоге, что цены на отдых на российских курортах стали дороже выездных цен на 20-25%, чего никогда не было.

Летом отельеров ждет провал

Владельцы российских домов отдыха и санаториев снижать цены не спешат, напротив - повышают. Просто кризис в Россию пришел для отельеров "слишком поздно", иронизирует Гусев: глубокой осенью основной сезон отдыха закончился, туристы из санаториев и гостиниц уже съехали, наступила зима - мертвый сезон, отдыхающих традиционно мало вне зависимости от кризисов.  

Поэтому экономические проблемы отельеры Краснодарского края "на своей шкуре так и не почувствовали", замечает глава "Ориента". И потому по обычаю подняли цены - на 25-30% к прошлому году. Заверениям туроператоров, что желающих отдохнуть за такие деньги резко поубавится, они не вняли. Это обернется "жесткой посадкой": прозрение наступит в июне, прогнозирует Гусев, когда пустовать будут 50% площадей. Фактически российские курортные гостиницы потеряют летний и самый прибыльный сезон, уверен эксперт.

У санаториев и гостиниц свои резоны: в отличие от египетских отелей, загруженных более-менее равномерно почти круглый год, их российские конкуренты работают "в полный рост" максимум 4-5 месяцев в году. Следовательно, закладывают в сезонные цены все издержки за год, что существенно увеличивает стоимость проживания. Продавцы путевок тоже, по их словам, не могут пойти на значительные скидки: у агентского бизнеса маржа - около 3-4%, у операторов - около 2-3%, рассказал ранее "Ведомостям" президент "Интуриста" Александр Арутюнов. Своих средств, заработанных за один сезон, полностью на следующий сезон не хватит, говорит глава "Ориента". И это не особенность российского рынка, в отчетности зарубежных компаний - TUI, Thomas Cook - такие же цифры.

Банкротства осенью

Те же, кто пытался ранее активно демпинговать, кризис убьет, говорят эксперты. Цены на туры резко снижались за счет кредитов, на которые бронировались места. Обычно этим занимались небольшие турфирмы, пытавшиеся таким образом отвоевать место под солнцем у крупных компаний. Но кредиты кончились, банки больше не ссуживают на туризм, ни компаниям, ни отдыхающим, - слишком рискованно, или закладывают в процент слишком большую плату за риск. В итоге оборот - основной фактор, с которого имеют прибыль  турфирмы, резко упал. Появились банкротства. К 1 июня 2009 г. в Едином федеральном реестре туроператоров число туроператоров уменьшится на 5% - до 4380 туроператоров, что примерно на 200 меньше, чем к 1 июня прошлого года.

Впрочем, уточняет Гусев, массовых банкротств до осени ждать не стоит. Сейчас в отличие от марта, который стал для многих туркомпаний испытанием на прочность, появились заказы. При этом изменился принцип работы агентств: если раньше максимальные скидки они давали прямо перед датой отъезда на отдых, то теперь - за два-три месяца, переходя на европейскую модель, но по иной причине - нехватке оборотных средств.  Вопрос в том, доживет ли компания, продавшая тур, до даты выезда, а главное приезда. Поэтому покупать путевки лучше у крупных компаний,  утверждает Гусев.

Дикий рынок

Турагентства, не имея возможности демпинговать без скидок отельеров, пытаются перестроиться по ходу и снизить наиболее явные издержки, в первую очередь на проезд. В России, например, добраться до места отдыха они теперь предлагают не самолетом или поездом, а автобусом. Сэкономить на этом можно довольно много, учитывая стоимость российских перелетов.

Экономить будут и россияне, не желающие отказываться от поездок на Черное или Каспийское море:  просто теперь они поедут своим ходом - "дикарями", говорит Ирина Тюрина; значит вырастет спрос на сравнительно недорогие комнаты и квартиры "у бабушек". Впрочем, все будет зависеть от глубины кризиса: глава "Интуриста" ссылаясь на исследования, говорит, что в случае кризисной ситуации россияне готовы отказаться от туризма и путешествий, отдыха на море в первую очередь, а европейцы - в последнюю. Оказалось, что по состоянию на январь 2009 г. расходы среднестатистической российской семьи на продукты питания составляют 76%, а на остальные нужды, в том числе и турпоездки, остается лишь 24%. Для сравнения: европейцы тратят на питание лишь 20% своих доходов.

Тем не менее отказываться от внутреннего туризма крупные компании не собираются: это еще во многом не поделенный и малоорганизованный рынок. "Интурист" оценивает его примерно в 20 млн человек, в деньгах это примерно $15,4 млрд по нынешнему курсу. "Ориент" дочерняя  компания "Интуриста", специализирующаяся на внутреннем туризме, обслуживает около 120-130 тыс. человек от этого объема. Причем компаний, более или менее заметных на рынке, работающих в этом сегменте, примерно 5-7. При такой слабой конкуренции рынок кажется привлекательным; к тому же власти - федеральные и региональные - мало по малу стараются поддержать внутренний туризм. Главный вопрос заключается в ценах и уровне комфорта, а следовательно, требует глубоких инфраструктурных изменений.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
AIOne
14 декабря 2018
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase



Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу