Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Война между куклами Барби и Братц перешла в решающую стадию

Архив rb.ru
Илья

Илья

Производитель Барби, компания Mattel, утверждает, что Братц была рождена под крышей ее офиса

Война между куклами Барби и Братц перешла в решающую стадию
На следующей неделе начнется суд, предметом разбирательства которого станут права на популярную куклу Братц (Bratz). Производитель Барби, фирма Mattel, утверждает, что Братц была придумана дизайнером Брайантом еще в то время, когда тот получал зарплату в кассе Mattel, а, следовательно, идея является ее собственностью. Если у Mattel получится отсудить себе Братц у ее нынешнего владельца MGA Entertainment, $500 млн годового дохода от новой куклы успокоят производителя теряющей популярность Барби.

В американском игрушечном бизнесе последние двадцать лет бытовали два правила, рассказывает газета Wall Street Journal. Первое - ни одна игрушка вечно не живет. Второе - ни одна, кроме Барби. Маркетологи компании Mattel, которые, судя по всему, сами эти правила и придумали, за последние семь лет убедились воочию: вечная жизнь даже разодетому пластмассовому изделию не гарантирована.

Молодость берет верх

Доказала это девчачья банда: Жасмин, Джейд, Саша, Хлоя, Мейген и Фианна, все вместе - куклы серии "Братц". Сокрушительный удар по старушке Барби (сегодня ей уже без малого 50 лет) они нанесли вскоре после своего появления на полках игрушечных магазинов в 2001 г. Уже в 2004 году Mattel с горечью заявляла о сокращении прибыли аж на 73%.

Большие мешковатые джинсы

Соперницы Барби родились десять лет назад. Молодой 29-летний дизайнер Картер Брайант уволился из компании Mattel, где кроил кукольную одежду для Барби, и переехал на время пожить у родителей в тихий городок Спрингфилд, решив передохнуть от жизни в шумном Лос-Анджелесе. Как-то раз, проходя мимо местной школы, Брайант увидел выходящих оттуда девочек-модниц. Вернувшись домой, дизайнер достал бумаги и зарисовал подбоченившихся бойких девчонок с вьющимися волосами и голым животом.

"Те тинейджеры были одеты будто "не по росту", - вспоминает Брайант в своих судебных показаниях, - в большие, мешковатые джинсы... Тогда я и решил, почему бы не сделать куклу, которая изображала бы современного подростка". К одному из рисунков он подписал и будущее название куклы: "Встречайте: Братц!".

Через год художник вернулся в Лос-Анджелес, где подписал новый контракт с Mattel и вновь стал модельером Барби. Но мысли о Братц не покидали его - он даже заглянул к нотариусу, чтобы засвидетельствовать, что это его собственная идея. На вопрос следствия, почему он не показал свою идею компании Mattel, он сказал, что был уверен - она идеей не заинтересуется.

Но коллеге дизайнеру Веронике Марлоу он показал эскизы. Сегодня Марлоу свидетельствует, что это произошло в период между его контрактами с Mattel. Сама Марлоу примерно в то же время ушла из Mattel и устроилась в MGA. Увидев эскизы, она пообещала представить Брайанта и его идею руководству компании.

Голова из мусорной корзины

MGA, основанная в 1979 году эмигрантом из Ирака Исааком Ларианом, на тот момент была в кризисе и терпела убытки. 1 сентября 2000 г. Брайант взял отгул и вместе с Марлоу поехал на встречу с Ларианом, захватив портфолио с эскизами куклы в короткой курточке и грубый самодельный прототип, сделанный из разных частей: голову он достал из мусорной корзины в офисе Mattel, другие части сделал сам и попросил одного коллегу за небольшое вознаграждение раскрасить их.

Лариан в своих судебных показаниях утверждает, что на встрече сразу задал дизайнеру вопрос, не являются ли созданные им эскизы частью его работы в Mattel. "У меня нет никакого желания судиться", - предупредил он Брайанта. Но дизайнер заверил его, что эта кукла - результат его собственного творчества и компании не принадлежит. Через две недели Лариан перезвонил Брайанту домой и сказал, что готов заняться его идеей.

Последовало обсуждение будущего партнерства. Брайант имел неосторожность звонить в MGA со своего рабочего телефона в Mattel, и это было зафиксировано работодателем. Причем даже когда Лариан попросил его уйти из Mattel, Брайант не послушался и продолжал работать в компании. Но в октябре 2000 г. дизайнер все же объявил о своем уходе, не рассказав, однако, куда именно. Вскоре проект завертелся. Брайант отточил ультрамодный стиль куклы, основательно изучив, что носит молодежь.

И вот в 2001 году новая кукла появилась на прилавках. Ее мгновенно заметили девочки-подростки, а за ними - СМИ и инвесторы с Wall Street. Продажи резко пошли вверх, превратив Брайанта в богатого человека (он получал 3% с продаж). При том его авторство компанией не афишировалось.

Анонимное послание

В августе 2002  года глава Mattel Роберт Экерт получил анонимное письмо. "Уважаемый гендиректор, - писал тайный "доброжелатель". - У меня есть информация, которую Mattel не мешало бы расследовать". Далее в письме сообщалось, что Брайант создал Братц, работая в Mattel. Еще там говорилось о том, что у дизайнера с MGA есть договор, по которому тот "обещал молчать, а за молчание получал от MGA большие суммы денег".

Некоторые факты косвенно подтверждают правдивость этого доноса. В марте 2002 Лариан отругал сотрудников за то, что информация о причастности Брайанта к созданию куклы просочилась на интернет-форум поклонников Братц. Он ссылался на то, что это может привести к неприятностям с законом. "Не должно быть никаких упоминаний о Mattel и Брайанте!", - написал он в электронном письме сотрудникам компании.

В марте 2004 года в интервью газете San Fernando Valley Business Journal Лариан заявил, что куклу изобрел его сын-подросток Джейсон. На суде Лариан отказался от этих слов, утверждая, будто его слова были процитированы с искажением. Автор же статьи возразил на суде, что никаких претензий у Лариана к опубликованному материалу в тот раз не возникло.

Война безжалостных кукол

В 2004 г. создатели Барби срочно "вывели" новый вид куклы, изображающий городских девочек. Тогда же Тимоти Килпин, один из топ-менджеров Mattel, призвал компанию к "военным действиям". "Самодовольство нас убьет", - восклицал он, указывая на то, что доля Bratz на полках Wal-Mart выросла на 180%, а доля Барби упала на 39%.

"Наш дом в огне" - так называлась внутренняя презентация, подготовленная Килпином перед совещанием, где обсуждались меры по спасению Барби. На нем постановили: Барби должна стать "агрессивной, революционной и беспощадной". Барби традиционно приносила компании не меньше трети доходов, и спасти ее от пухлогубых и большеглазых выскочек Братц было жизненно необходимо.

Тогда Mattel и принялась всерьез за расследование "кражи". Составила подробное досье на Лариана с деталями его личной жизни, стала следить за одним из своих собственных директоров, Рональдом Броуером, который якобы шпионил и продавал секреты компании наружу. Кстати, позже этот менеджер ушел работать в MGA, но судебное дело против этого человека Mattel проиграла.

Война привела противников в суд. Если Mattel докажет суду факт кражи идеи Братц, то ей удастся взять нахальную куклу, поколебавшую могущество Барби, в плен. В качестве контрибуции победитель получит целых $500 млн годового дохода - именно столько (а то и больше) MGA зарабатывает на хитовой игрушке. Но MGA, естественно, никаких преступлений против интеллектуальной собственности за собой не признает и во встречном судебном процессе обвиняет Mattel в плагиате - копировании куклы Братц.

В понедельник Брайант, выступающий ответчиком на суде, неожиданно согласился на конфиденциальное урегулирование претензий бывшего работодателя. В чем заключается этот договор, не раскрывается, но компания утверждает, что теперь в ее руках больше козырей. 

Тем временем продажи Барби-семейства продолжают падать: только в первом квартале этого года они снизились на 12% в США. Несложно догадаться, что добрая доля от этих 12 процентов досталась бойким девчонкам из банды Братц.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Цифры дня. 48 миллионов украденных научных статей