Архив rb.ru

Возвышение "бородатого хакера"

Архив rb.ru

В компаниях к IT-отделу и его начальнику относятся по-разному

Возвышение "бородатого хакера"
Присоединиться

В одних компаниях к IT-отделу и его начальнику относятся как к вспомогательной службе, которая приходит на помощь, когда зависает компьютер. В других IT-директор - это топ-менеджер, который влияет на выработку стратегии предприятия. Как правило, второй подход более характерен для современных компаний западного толка. В российских условиях довольно часто роль IT-директора определяется размерами компании и сферой деятельности, в которой она работает. Большое внимание роли отдела информационных технологий уделяют банки, инвестиционные фонды, консультационные и интернет-компании. В таких фирмах начальник IT-отдела (или, как его называют хэдхантеры и консультанты, CIO) считается одним из ключевых топ-менеджеров. "Я как начальник отдела участвую в управлении компанией, в планировании, вхожу в состав совета директоров и подчиняюсь непосредственно президенту компании", - говорит директор департамента автоматизации и член комитета по развитию инвестиционной компании "АТОН" Григорий Васильев.

Однако подобный подход к возглавляющим IT-отделы специалистам-менеджерам скорее исключение, чем правило. "Очень часто руководство даже в очень крупных российских компаниях недостаточно опытно в этих вопросах, чтобы грамотно управлять работой начальника отдела информационных технологий", - говорит Ходсон Торнбер, партнер компании Arthur Andersen. Получается, что все функции IT-директора сводятся к уходу за "железом" и разъяснению персоналу тонкостей работы с компьютером.

Зачастую руководство компании даже не знает, что еще спросить с CIO. Accord Group провела для "Ведомостей" опрос CIO в 10 крупных российских и иностранных компаниях, работающих в разных сферах бизнеса. В результате был выявлен список из 11 пунктов, включающий в себя наиболее распространенные требования к CIO с точки зрения современного менеджмента.
1. Координация поддержки и администрирования сети и информационных систем. (Если IT-отдел небольшой, то на его руководителя могут быть возложены также и обязанности по контролю за оборудованием и ПО и их ремонту.)
2. Связь с клиентами посредством электронных коммуникаций.
3. Обеспечение работы финансового департамента (например, если IT-отдел входит в его состав).
4. Создание проекта информационной инфраструктуры компании (оборудование и программные системы).
5. Бюджетирование управления и управление бюджетом отдела.
6. Координация действий IT-отдела в организации.
7. Прогнозирование развития информационной составляющей бизнеса в компании, покупка нового ПО и техники.
8. Модернизация бизнеса с точки зрения информационных технологий.
9. Координация действий подчиненных сотрудников.
10. Составление отчетов для руководства о современных решениях в областях IT для дальнейшего принятия решений.
11. Организация взаимодействия с другими подразделениями компании и представление IT-проектов руководству компании. Согласование целей и средств между IT- и остальными отделами, согласование деятельности отдела информационных технологий со всем бизнесом компании.

Какие неприятности могут подстерегать компанию, если она недооценивает роль IT-директора? Крупная дистрибьюторская компания купила новое программное обеспечение - систему управления. Покупка не была согласована руководством с начальником отдела информационных технологий. После установки программы оказалось, что она не рассчитана на обслуживание такого большого количества филиалов. В результате пришлось покупать новое ПО.

Другая типичная российская болезнь - отсутствие единой IT-стратегии компании. "Компании, покупая программное обеспечение, часто руководствуются лишь сиюминутными потребностями, - говорит старший менеджер компании Andersen Consulting Игорь Цуранов. - Разные отделы без предварительного согласования с IT-отделом приобретают различное ПО. В конце концов все эти разрозненные программы начинают конфликтовать. На устранение неполадок уходит масса времени и денег. Компания нанимает большое количество лишних сотрудников". А в результате все равно приходится покупать новое, согласованное ПО. Но даже если компания исповедует современный подход в отношении IT-отдела, воплотить его в жизнь не так просто.

"В России огромная проблема в том, что IT-специалисты - хорошие инженеры, но они ничего не понимают в бизнес-процессах, - говорит Цуранов. - Они подчас больше напоминают бородатых фанатиков-хакеров, чем служащих компании, которые знают, зачем и для чего они выполняют свою работу". Получается, что "верхи не могут, а низы не хотят". Вместе с изменением роли начальника информационного отдела растет и его зарплата. По данным агентства Accord Group, обычный IT-менеджер, который руководит традиционным бесправным информационно-технологическим отделом, может получать в Москве от $500 до $1500 в месяц, начальник солидного информационного отдела зарабатывает $2000 - 3000. В крупных иностранных компаниях доход такого менеджера может быть в два-три раза больше. Хотя в современных условиях компании вынуждены наделять IT-директоров большими полномочиями, не всем руководителям это нравится.

"Одна из причин, по которой руководство компаний не хочет делегировать большие полномочия руководителям информационных отделов, - недоверие. Ведь эти люди сохраняют монополию на технологии. А никто не хочет доверяться монополисту", - говорит Ходсон Торнбер. По его словам, сейчас многие крупные иностранные компании предпочитают выделять информационные отделы в самостоятельные хозяйственные единицы. Это позволяет избавить компанию от некоей технологической монополии, устанавливаемой IT-отделом внутри фирмы. Теперь эти подразделения не финансируются из бюджета компании и должны продавать свои услуги внутреннему корпоративному потребителю - другим отделам и департаментам. Информационный отдел вынужден кормить себя сам, а значит, ему приходится идти навстречу потребителю. Причем услуги информационного отдела одной компании могут быть куплены не только внутри фирмы. Появляется как бы новый, самостоятельный бизнес. А начальник информационного отдела становится руководителем отдельного центра прибыли. Естественно, в этом случае требования к деятельности IT-отдела и CIO могут кардинально измениться.

Федор Сваровский

Опубликовано в газете
"Ведомости" 14 августа 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter