Архив rb.ru

"Врешь, не уйдешь!"

Архив rb.ru

"Наезд" на уходящего сотрудника

"Врешь, не уйдешь!"
Присоединиться

"У вас будут проблемы со здоровьем, но это будет не язва желудка", - из собственного мобильного телефона услышал Алексей, бывший заместитель начальника отдела розничных продаж российской фирмы, торгующей бытовой техникой. Угрозы начали поступать через две недели после того, как он объявил руководству о своем намерении основать собственное дело и покинуть компанию.

Сначала его пробовали удержать деньгами, в два раза повысив зарплату и пообещав увеличение процентной ставки с продаж. Алексей отказался. Через несколько дней он получил по электронной почте письмо от "доброжелателя", в котором ему советовали запастись адвокатом. В письме было сказано, что обнаружились документы, подтверждающие, что он якобы переводил некоторые платежи от клиентов на свой счет в банке. Когда Алексей показал письмо своему руководителю, "тот сделал круглые глаза, сказал, чтобы я поискал шутника среди своих друзей или врагов, а затем еще раз повторил свою просьбу остаться", рассказал Алексей.

Еще через неделю начались угрозы по телефону. Алексей все-таки ушел из компании и до конца сентября жил на арендованной в глухом месте даче. Угрозы так и не были реализованы. Может быть, потому, что отчасти шантажисты добились своего: Алексей пока отложил создание собственного дела.

Это не единственный случай болезненного расставания работодателя с важным топ-менеджером. Почти каждый консультант, подбирающий персонал высшего звена, может припомнить историю преследования управленца, решившего ради более привлекательного предложения уйти со старого места. Человек, владеющий стратегически важной информацией и имеющий хорошие связи с клиентами, при уходе вдруг обнаруживает, что фактически стал частью системы, подобной коза ностра, из которой выходить опасно. Рекрутеры отмечают, что чаще всего такие случаи происходят в российских компаниях, работающих в высокоприбыльном бизнесе, сильно зависящем от связей управленцев, например в торговле или обработке цветных металлов, хотя встречаются даже в телекоммуникационном и компьютерном бизнесе, считающемся самым цивилизованным в России. "Это не что иное, - говорит Антон Стороженко, заместитель главы представительства компании по подбору персонала высшего звена Accord Group, как проявления отсутствия бизнес-культуры".

Среди способов давления на уходящего управленца очень популярна угроза судебного преследования. Как ни странно, найти поводы для этого не так трудно. В целях сокращения налоговых выплат компании часто переводят служебный автомобиль или другое оборудование в собственность топ-менеджера, а в случае конфликта с ним начинают утверждать, что он сделал это сам незаконным образом. Подобные обвинения могут испортить уходящему менеджеру ночной сон и репутацию на рынке, а преследователю дать возможность "поиграть мышцами".

Иногда в качестве опосредованного предмета для шантажа или мести выбирается квартира, за которую уходящий менеджер еще полностью не успел выплатить кредит, рассказал Андрей Пашков, консультант Русской кадровой ассоциации. От менеджера требуют немедленно выплатить остаток средств под угрозой лишиться квартиры, даже если сумма задолженности не более $3000 - 5000. Часто требование кредитора обосновано, потому что руководство предусмотрительно включает в договор займа условие, обязывающее сотрудника в случае увольнения вернуть недостающую сумму в короткие сроки.

"Наезд" на уходящего сотрудника может быть организован и по более жесткому сценарию, при котором месть за расстроенные чувства работодателя поручается внутренней службе безопасности или даже криминальным структурам. Антон Стороженко столкнулся с подобным случаем, когда переманивал управляющего розничной сетью торговой компании на аналогичную позицию в конкурирующую фирму. Служба безопасности не только угрожала бывшему сотруднику расправой, но и оклеветала человека компании-конкуренту, рассказав о его "непрофессионализме". Менеджер отказался от предложения консультанта из Accord Group, сказав, что не может рисковать жизнью и здоровьем семьи. В конце концов он сам нашел работу в третьей компании.

Иногда уходящих управленцев их бывшие начальники стремятся "наказать рублем". Скажем, еще на этапе найма менеджеру в пакет бонусов включаются акции на несколько десятков тысяч долларов, дивиденды от которых человек должен начать получать через три или пять лет (в условия получения дивидендов не включено обязательство работы в компании). После объявления об уходе руководство изымает эти акции у управленца вместе со служебной машиной и сотовым телефоном или требует заплатить за них. Консультанты отмечают, что иногда менеджеры сами провоцируют "наезды", соглашаясь поработать в компании, чтобы "пересидеть" послекризисное время, набрать клиентов и затем уйти в лучшее место. Но, как бы там ни было, консультанты советуют человеку, столкнувшемуся с преследованиями, поставить условием перехода к новому работодателю обязательную поддержку и помощь его службы безопасности. "Обычно службы безопасности берут улаживание конфликта на себя", - говорит Пашков из Русской кадровой ассоциации.

Жанна Локоткова

Опубликовано в газете "Ведомости" 11 октября 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Конфликты на работе: зачем решать, если они всё равно неизбежны