Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Все больше российских компаний предпочитают репатов иностранным менеджерам

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Российские управленцы с опытом работы за границей пользуются растущим спросом

Все больше российских компаний предпочитают репатов иностранным менеджерам
Российские менеджеры, поработавшие какое-то время за рубежом, постепенно вытесняют экспатов. Они обладают уникальным опытом, который невозможно приобрести в России, и, в то же время, знанием российских бизнес-реалий, говорят HR-специалисты.
 
В России намечается новая тенденция: все больше компаний проявляют заинтересованность не в экспатах, а в так называемых репатах – российских менеджерах, которые поработали какое-то время за рубежом и вернулись в Россию.
 
"Интерес компаний к репатам мы заметили где-то 5 лет назад. Как раз тогда пошла на спад волна найма экспатов, компании стали постепенно обращать внимание на российских профессионалов, которые к тому времени уже достигли определенных высот. Преимуществом россиян, поработавших за рубежом и вернувшихся в страну, является понимание бизнес-процессов и культуры российских компаний (чего чаще всего нет у экспатов) в сочетании с международной экспертизой", - рассказывает Евгения Ланичкина, старший менеджер рекрутинговой компании Antal Russia.
 
"Репаты  - это относительно недавнее явление для российского рынка труда, зарождение феномена возвращения кадров можно соотнести с началом экономического кризиса в Европе и Америке и желанием специалистов попробовать свои силы в России. Плюсы репатов очевидны - это хорошее владение иностранным языком и опыт работы в международной среде, сопряженный со знанием российских реалий ведения бизнеса", - отмечает управляющий партнер Marksman Recruitment Solutions Михаил Торчинский.
 
Артем Овсянников, директор по маркетингу Upladder.Ru, отмечает, что интерес к репатам был всегда, но сейчас пришло время, когда таких соискателей стало больше.
 
В "Бигл" также отмечают, что клиенты нередко ставят задачу привлечь в компанию именно репата. "Для работодателей это люди с хорошим пониманием России и ее реалий, но при этом с западным опытом и менталитетом. И главное – сотрудники, хорошо говорящие по-русски, гораздо более эффективны по сравнению с людьми, которые не понимают ни языка, ни особенностей нашего бизнеса и культуры", - объясняет Марина Ничипоренко, и.о. директора отрасли "Потребительские товары и услуги" рекрутинговой компании "Бигл".
 
Между тем, в "АНКОР" обращают внимание на то, что, все-таки, при всех остальных требованиях, предъявляемых к кандидатам, опыт работы за рубежом, как правило, не является приоритетным. "В России огромное количество иностранных компаний имеют дочерние структуры и производства, но далеко не все они практикуют перевод сотрудников из России в другие страны. Соответственно приобрести опыт работы за рубежом не так-то просто, даже работая в международной компании, - подчеркивает Наталья Бендаржевская, менеджер по работе с ключевыми клиентами "АНКОР Бизнес решения". - Но работодатели заинтересованы привлекать к себе в штат сотрудников с опытом работы в другой стране, так как во многих отраслях Россия на сегодняшний день, к сожалению, все еще существенно отстает от Европы, Америки или Азии и, приглашая к себе в штат сотрудника с опытом работы за рубежом, компания рассчитывает получить тот опыт, которого еще нет здесь, в России.
 
Уменьшение количества экспатов на фоне роста репатов – это тенденция настоящего времени, считает директор по персоналу рекрутингового агентства Adecco Group Russia Мария Дворман. По ее словам, экспаты приезжают в Россию, как правило, в 2-х случаях. Во-первых, когда открытая позиция требует хорошего знания работы в компании и управления подразделением или всей компанией в целом, что подразумевает многолетний опыт руководства в рамках именно данной компании. Во-вторых, если подразумевается узкоспециализированная работа, требующая каких-то специфических знаний, которых нет у российских сотрудников. "И в том и другом случае, одной из задач экспатов является развитие и подготовка себе замены в России. Присутствие экспата - не сама цель, а лишь способ передачи компетенций. Любые компании заинтересованы в том, чтобы российские сотрудники постепенно занимали данные должности, потому что это гарантирует стабильность, хорошее знание местного рынка и последовательное развитие", - говорит она.
 
Впрочем, Анастасия Селиванчик, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, утверждает, что она и ее коллеги не наблюдают повышения "градуса" заинтересованности  компаний в репатах. "Между тем, если перед компанией-работодателем стоит выбор между экспатом и репатом, мой опыт показывает, что возьмут скорее репата, поскольку он понимает специфику российского бизнеса, и его оформление не требует дополнительной документации".
 
Кто больше
 
Чаще всего репаты стоят дешевле экспатов, но дороже местных специалистов, говорит Евгения Ланичкина.
 
"Экспаты получают зарплаты в 1,5-2 раза выше, чем российские граждане на аналогичных позициях. Также компании, желающие принять к себе на работу специалиста, имеющего опыт работы за рубежом, в основном не готовы платить ему больше, чем сотруднику без такого опыта", - не согласна Наталья Бендаржевская.
 
Анастасия Селиванчик утверждает, что нет принципиальной разницы в зарплатах экспатов и репатов.
 
"Относительно зарплатных ожиданий, в сегменте менеджеров высшего и среднего звена заметно явление глобализации, которое характеризуется неким усреднением требований по доходу, с малым разбросом относительно страны проживания", - говорит Михаил Торчинский.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Топ-6 стратегий привлечения персонала в 2024 году
  2. 2 4 рабочих метода сплочения команды в онлайне
  3. 3 «Инструкция по эксплуатации» аутсорсинговой компании: 6 правил для бизнеса по выбору подрядчика
  4. 4 «Пацаны не извиняются»: 6 главных ошибок IT-руководителя
  5. 5 Снижаем уровень стресса в офисе: лопаем «пупырку» и чилим в гамаках