Архив rb.ru

Вся правда о "горящих" вакансиях

Архив rb.ru
Юлия Судакова

Автор RB.ru

Юлия Судакова

Россиийские и иностранные рекрутеры приводят "за" и "против"

Вся правда о "горящих" вакансиях
Эксперты из бизнес-школы INSEAD выяснили, что дедлайны при найме сотрудников - это не только хорошо, но еще и плохо. Чем может грозить спешка при закрытии вакансии, рассказывается в статье, опубликованной на knowledge.insead.

Финансовый кризис, хоть и случился целых три года назад, но рынок труда все еще потряхивает. Согласитесь, сложно так быстро оклематься, если даже в странах Евросоюза и в США было уволено около 9% работающего населения. Теперь же работы у рекрутеров хоть отбавляй. При этом, давая объявление о вакансии, компании нередко устанавливают жесткие сроки, желая закрыть ее как можно скорее.

Проблему изучали специалисты бизнес-школы INSEAD - кандидат в доктора наук Нельсон Лау, а также профессоры Нил Берден и, кстати, наш соотечественник, Илья Цетлин. Внимательно изучив "горящие" предложения, ученые пришли к выводу, что установление жестких сроков нередко тащат за собой хвост нелицеприятных последствий. Доказано: нанятый в срочном порядке человек относится к своей работе совершенно иначе. Под "иначе" эксперты подразумевают недостаточную преданность как должности, так и самой фирме.

- Близорукость в этом вопросе совершенно неуместна, - говорит Нил Берден. - Задача работодателя не заканчивается решением, берем мы этого человека на работу или нет. Нужно еще тщательно рассмотреть, насколько именно этот человек целесообразен именно на этой работе. Ведь если отношения с нанятым сотрудником закончатся плохо из-за того, что плохо начались, фирме придется начинать все заново. А это может оказаться для компании очень дорогим мероприятием.

Несмотря на то, что "горящие" предложения имеют и свои плюсы (например, вопрос с "зависшей" должностью не будет мертвым грузом лежать на плечах рекрутеров), условие взаимного интереса здесь играет более важную роль. Сможет ли новичок стать преданным сотрудником, справится ли он с работой, подойдет ли коллективу?

А что думают в России?

- У меня отношение к "горящим" вакансиям, как у специалиста по подбору, неплохое. У каждого рекрутера есть индивидуальный план, и срочный "заказ" иногда очень кстати - "горящие" вакансии всегда быстро закрываются, - говорит Оксана Васильченко, менеджер по работе с клиентами компании Coleman Services. - Режим работы в случае с такими вакансиями тоже меняется: по-другому расставляются приоритеты в зависимости от сроков уже имеющихся в работе проектов.
- А как вы смотрите на исследование экспертов школы INSEAD?
- Ситуации, конечно, могут быть разными. В случае, если речь идет о редком специалисте, времени на его поиск придется потратить больше.
- "Горящая" вакансия - это сколько по времени?
- Около двух недель.
Недавно Оксане пришлось поработать с "горящей" вакансией.
- Я нашла четырех кандидатов, подходящих под требования клиента, но в самый последний момент компания - заказчик  неожиданно заявил о решении продвигать одного из своих сотрудников. Предвидя все возможные варианты событий, я предложила не торопиться отказываться от найденных кандидатов. Решение было правильным: сотрудник клиента отклонил предложение. Правда, к тому моменту, когда выяснился этот факт, остался только один кандидат, главный "недостаток" которого заключался в его возрасте - компания искала более взрослого сотрудника. Сроки закрытия вакансии подходили к концу, компания-клиент приняла решение рассмотреть его кандидатуру повторно и, в конечном итоге, сделали ему предложение о работе. В результате соискатель не только успешно прошел испытательный срок, но и заслужил репутацию компетентного специалиста, несмотря на свой возраст.

Смотря кого ищем!

«В данном случае скорость закрытия зависит от профиля позиции: чем больший набор знаний и опыта требуется, тем сложнее найти свободного человека на рынке труда, готового приступить  в течение нескольких рабочих дней. В зависимости от сложности позиции «горящая вакансия» может быть закрыта  от одного дня до двух недель. Срок также во многом зависит от скорости проведения отбора и принятия решения клиентом.

Не составляет труда, например, найти на «горящую вакансию» секретаря приемной, бухгалтера начального уровня, главного бухгалтера на частичную занятость, переводчика с английским. Как правило, специалисты с хорошим опытом всегда где-то работают и им потребуется в среднем 2 недели на увольнение.

В случае горящих вакансий, где, возможно, мы предлагаем клиентам альтернативное решение (конечно, зависит от профиля вакансии), мы направляем клиенту временного сотрудника, который возьмет на себя все или часть обязанностей «оголившегося» участка, а тем временем мы подбираем клиенту кандидатов, максимально соответствующих требованиям, но которые, скорее всего, работают. Такое решение даст возможность клиенту присмотреться к временного сотруднику (он может вполне устроить работодателя, и с ним заключат  трудовой договор) и одновременно посмотреть еще кандидатов с рынка. Таким образом, и работа выполняется и есть выбор у клиента», рассказала RB.ru руководитель отделения по подбору персонала Kelly Financial Resources Наталья Завьялова.

И что в итоге? 

А в итоге все до такой степени индивидуально, что спорить можно до бесконечности. Мало ли в мире людей, которым, чтобы выйти на работу мечты, мешает какая-нибудь мелочь. А тут - хороший стимулирующий фактор определяться скорее. Особенно это касается России, где спрос повышается обратно пропорционально предложению: чем скорее "товар" заканчивается, тем больше он нужен. И хотя заграничные эксперты опасаются, что выбор в таком случае определен не желанием работать, а желанием не остаться без работы, бывает ведь и иначе?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter