Архив rb.ru

Выручка Christie`s на аукционе русского искусства достигла почти $9 млн

Архив rb.ru
Наталья Жогова

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Наталья Жогова

Она составила 52% от запланированного объема

Выручка Christie`s на аукционе русского искусства достигла почти $9 млн
На прошедших в Лондоне 12 и 13 октября торгах Christie´s русским искусством объем продаж составил 5,54 млн. фунтов стерлингов ($8,75 млн), сообщил аукционный дом.  Было продано 48% лотов из представленных 567. Практически все  топовые лоты были куплены арт-дилерами из России. Иностранцы по-прежнему верят в состоятельных российских миллиардеров, которые готовы тратить свои деньги на предметы искусства. Однако пока покупатели приобретают выдающиеся уникальные произведения. Среднее качество им намного менее интересно.

На прошедших торгах Christie´s "Галерея Popoff: страсть длиною в жизнь" были представлены уникальные предметы императорского фарфора, акварели известных русских художников и др.  Топ-лотом прошедшего аукциона стала акварель Карла Брюллова "Портрет Джованины Пачини".  Работа художника ушла с молотка за 289,250 тыс. фунтов ($475 тыс), что практически в три раза выше первоначальной оценки. Также был установлен новый мировой ценовой рекорд на акварель Брюллова.

Императорский фарфор

На торгах Christie´s были представлены работы из собрания парижской галереи Popoff - одного из самых старейших мировых арт-дилеров в сфере русского искусства - которая была создана в 1920 году русским офицером Александром Поповым. Уровень коллекции таков, что торги были выделены в отдельные, а не в рамках предстоящей в ноябре "русской" недели в Лондоне.

Глава международного департамента русского искусства Christie´s Алексей Тизенгаузен отметил, "выставлять на торги такую коллекцию - это большая честь". Здесь представлены произведения "из собрания, о котором будут помнить и говорить еще многие десятилетия и которые несут на себе неповторимый отпечаток русской истории".

Большой интерес у коллекционеров  вызвали изделия из фарфора 18-19 веков с императорским провенансом. Среди них редкий презентационный набор (состоящий из блюдца и чашки с крышечкой), выпущенный Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга ко дню коронации Екатерины Великой в 1762 году. Аналогов данной работе не существует ни в одной музейной коллекции России. При эстимейте в 150-170 тыс. фунтов набор был продан за 157,250 тыс. фунтов стерлингов ($248,455 тыс.). За ту же цену ушел набор императрицы Марии Федоровны. Еще один редкий презентационный набор, изготовленный мастерами Императорского фарфорового завода Санкт-Петербурга во время правления Павла I , был продан за 133,250 тыс. фунтов ($210,535 тыс.). 

Высокий спрос на торгах вызвали лоты, имеющие непосредственное отношение к биографии известного коллекционера Александра Попова (1880-1964).  Портрет Берты Поповой, написанный Зинаидой Серебряковой при оценке в 40 тыс. -60 тыс. фунтов был продан за 121,250 тыс. фунтов ($191,575 тыс.). Работа Серебряковой "Кукла, медвежонок и игрушечный слон" ушла с молотка за 127,250 тыс. фунтов ($201 тыс.), в десять раз превысив планку нижнего эстимейта.   

Эскиз памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге работы Огюста Монферрана был продан за 61,250 тыс. фунтов ($96,775 тыс.) частному русскому коллекционеру.

Русские готовы опять покупать

По мнению Bloomberg, российские миллиардеры снова готовы покупать предметы искусства в связи с улучшением ситуации в российской экономике. Правда количество российских миллиардеров по версии Forbes сократилось со 110 в 2008 году до 35 в настоящее время, однако ситуация со спросом начинает исправляться, считают авторы.

"Для большинства богатых русских и украинцев последние полтора года были трудными. Сейчас для многих из них, как представляется, худшее уже позади, и они ищут более безопасные, по сравнению с акциями, способы вложения своих денег", - говорит директор аукционного дома MacDougall´s Вильям Макдугл. Он отмечает, что в последнее время появились сообщения о росте частных продаж в Москве и Киеве.

В связи с этим устроители аукционов рассчитывают на хороший спрос со стороны российских коллекционеров на аукционах. Однако, по итогам аукциона Christie´s выручка составила 52% от запланированного объема.

Sotheby´s 2 ноября этого года также предложит в Нью-Йорке предметы русского искусства. Аукцион насчитывает 122 лота, в том числе картины 19-го и начала 20 веков (в том числе кисти Константина Коровина, Натальи Гончаровой с оценкой в $600 - 800 тыс. каждая), работы Карла Фаберже, а также серебро и православные иконы. Оценочная стоимость всех лотов составляет порядка $9 млн.

Уникальные вещи всегда в цене

Аукционные дома сейчас стремятся выставить на торги вещи действительно выдающиеся, которые привлекают внимание коллекционеров вне зависимости от кризиса. Как правило, хорошие вещи на ведущих мировых аукционах  выкупаются, среднего качества могут остаться невостребованными,  говорят эксперты. Прошедший аукцион Christie´s продемонстрировал это в полной мере.

В связи с кризисом и падением спроса аукционным домам приходится  скромнее оценивать выставленные на торги лоты. "Год назад около полудюжины топовых лотов на любых "русских" торгах оценивались в сумму от  $1 млн и выше", - говорит Соня Беккерман глава департамента русского искусства  Sotheby´s в Нью-Йорке. - "Сейчас консервативная оценка - ключевой момент, который важен для управления ожиданиями на рынке".  

"В России рынок понемногу оживляется", - отметил в беседе с корреспондентом  RB.ru гендиректор компании "Арт Консалтинг" Денис Лукашин . - "По крайней мере, более или менее "устаканились" цены,  стало понятно, что дальше отката не будет". Поскольку рынок наводнен вещами сомнительного качества, то оживление среди коллекционеров наступает только тогда, когда на рынок выходит интересная редкая коллекция. В этом смысле рынок органичен, так как, по сути, предложений очень мало, а среднее качество не так интересно, - замечает эксперт.

По словам Дениса Лукашина, люди сейчас более склонны покупать классические вещи, а в сфере современного искусства, которое совсем недавно было столь востребовано и зачастую продавалось по завышенным ценам, теперь затишье, а те предметы, которые до кризиса были куплены за "шальные деньги", не стоят ничего.  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна