Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Высшее образование: строка в резюме или знания по специальности?

Архив rb.ru
Елена

Елена

Что дает нам образование, кроме "пропуска" в профессию

Высшее образование: строка в резюме или знания по специальности?
К образованию сегодня очень много вопросов. Насколько оно помогает в работе? Или строка о высшем образовании в резюме с указанием вуза как бренда просто дает возможность получить желаемую работу и не более того?

Людей, работающих по специальности, полученной в институте, сейчас очень немного. Генеральный директор Oracle Борис Щербаков рассказал Office Life, как ему пришлось адаптироваться к бурным девяностым со своей специальностью экономиста внешнеторговых отношений.

"К сожалению, с началом свободного рынка моя специальность сильно девальвировалась, - говорит Щербаков. - Все вдруг поняли, что перепродать компьютер не сложнее, чем извлекать интегралы. Тем более что свобода предвосхитила законы в этой области, можно было делать все, рискуя, конечно, но кто из предпринимателей думал о риске в начале 90-х?"

Менеджер по работе с корпоративными клиентами западного банка Юрий Тимофеев по специальности в дипломе логист. "Я сейчас работаю в области электронной коммерции и банковского обслуживания, и моя текущая работа мало связана с полученным образованием, - говорит он. - Тем не менее, именно тот аспект "сервиса", который нам давали и преподносили на лекциях, прочно осел в моей голове, и я сейчас могу это успешно применять в моей текущей деятельности".

Учиться дизайнеру быть дизайнером

Тем, кто получил образование по специальности, все равно приходится многому учиться уже на работе. Кредитный менеджер Ольга (имя изменено. - Прим. Office Life), например, придя в банк, не знала ни одной банковской инструкции - в институте этому не учили. Не говоря уже о специальных программах и компьютерном обеспечении сделки. Приходилось впитывать знания ускоренными темпами. И учить инструкции на выходных и по вечерам.

Анна закончила МГХПУ им. Строганова по специальности "дизайнер" и пошла работать в журнал по специальности. "Несмотря на то, что мы даже делали журнал как задание, на практике пришлось учиться многому, начиная с изучения программ, заканчивая отбором фотографий, - говорит она. - До сих пор каждый день кажется, что ничего не знаю".

Директор по рекламе и PR "Русская Школа Управления" (проводит курсы повышения квалификации) Елена Паскаренко признает, что базовое образование неизбежно отстает от жизни. "Образование всегда отставало и будет отставать от реалий бизнеса, ибо они имеют вредную привычку меняться", - уверен Щербаков.

А управляющий директор, владелец PM Team Марина Вишнякова отмечает и другую тенденцию: образование с большим запозданием удовлетворяет рыночный спрос на специалистов. "Запаздывание отклика приводит к переизбытку представителей определенной специальности на рынке, уже ушедшем в другую сторону, - объяснила она Office Life. - Характерный пример - менеджеры по персоналу или маркетологи. В конце 90-х - начале 2000-х их было сложно найти. Сейчас же, особенно в связи с кризисом, среди безработных менеджеров более половины - это именно HRы и маркетологи".

В "Русской Школе Управления" пытаются восполнить пробел между образованием и рабочими потребностями. "Содержание наших семинаров и тренингов обновляется регулярно, - говорит Елена Паскаренко. - Актуальность - одно из главных требований к программам. Практически ни один семинар не проходит дважды без коррекции. Даже если, допустим, руководитель уже обучился у нас на курсе "Финансовый директор", через год он может смело посетить программу  с таким же названием, потому что это уже будет другой взгляд, другая информация" (полностью комментарий Елены можно прочитать здесь).

Университет гамбургерологии

Впрочем, некоторые топ-менеджеры и вовсе обходятся без классического образования. Например, единственное образование президента сети кофеен "Кофе Хауз" Владислава Дудакова - Чикагский университет гамбургерологии при "Макдоналдс".

"Я очень рад, что получил именно такое образование, - рассказал Дудаков Office Life. - Потому что учеба у меня всегда была совмещена с практикой в "Макдоналдс", я учился каждый день на протяжении десяти лет".

После армии у Владислава были планы остаться в вооруженных силах. "Я ждал в то время определенного предложения от КГБ, - вспоминает он. - Но не дождался, решил попробовать подработать в "Макдоналдс". Я пришел обычным работником, мыл полы, делал гамбургеры, стоял на кассе. А потом пошло-поехало, и оказалось, что я и людьми управлять могу". Это было в 1991 году. Дудаков проработал в "Макдоналдс" в общей сложности 10 лет.

"На протяжении всего этого времени я учился на специальной корпоративной программе на управленца. Время от времени нас полностью выдергивали из рабочего процесса и на неделю отправляли учиться. В результате в Чикаго я получил диплом магистра по управлению", - говорит Владислав.

"Пять лет социальной адаптации в рамках высшей школы - это незаменимый опыт, - считает другой топ-менеджер, генеральный директор Oracle Борис Щербаков. - Если эти же пять лет провести, скажем, сразу  в малом бизнесе, изучая на практике организацию и технику внешней торговли, глубина контента может быть выше, но зрелость специалиста, зрелость человека как личности - ни в какое сравнение".

Без высшего образования: либо в дворники, либо в собственники

"Образование в работе может принести формальную пользу: людям без высшего образования можно идти либо на нижние позиции иерархии, либо уж сразу - в собственники, - говорит Марина Вишнякова. - Кстати, второе высшее образование - гораздо более правильная тема, так как это уже осознанный выбор состоявшегося специалиста, желающего подтвердить свой профессиональный статус или добавить что-то к имеющимся навыкам".

"Я однажды хотел получить высшее экономическое образование, - рассказывает Дудаков. - Знакомые разрешили мне походить на лекции и посидеть на экзаменах у студентов в одном институте. Все, что они говорили, было для меня настолько элементарно, что я понял, что мне нечего тратить время". "Учиться нужно всегда, вне зависимости от возраста и экономических условий", - уверена Елена Паскаренко.

Образование не учит быть оригинальным

Главный редактор "HBR Россия" Елена Евграфова пишет в своем блоге на RB.ru, что проблема образования в том, что студентов учат "правильной и неправильной трактовке фактов". "Вряд ли студента похвалят за оригинальную мысль, если она не совпадает с той, что изложена в учебнике, - пишет она. - Хотя, на мой взгляд, именно это и должно поощряться".

Что мешает образованию соответствовать современному бизнесу? Неповоротливость, оторванность преподавателей от реальности, неправильный подход к студентам или что-то другое? Как считаете вы?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Импортозамещение в финтехе: что выбрать бизнесу для управления финансами вместо ушедших ПО
  2. 2 Стоит ли вводить норматив на облако? Что российские топ-менеджеры думают об облачных технологиях
  3. 3 Ориентируйтесь на клиента – и доходы вырастут в несколько раз
  4. 4 Цифровая революция просто заставляет вас сливать бюджет
  5. 5 10+ стажировок прямиком с IT-Олимпа: куда идти студентам и выпускникам в 2024 году