Высший арбитражный суд узаконил серый импорт

Расскажите друзьям
Илья
Илья

Ввоз в Россию брендового импорта без согласия производителей больше не является правонарушением

  Во вторник президиум Высшего арбитражного суда отказал таможенникам и компании-производителю в конфискации Porsche Cayenne S, ввезенного в Россию не официальным дилером. Созданный прецедент будет важен в первую очередь для альтернативных импортеров автозапчастей, говорят эксперты, но на практике будет иметь последствия не только для авторынка, но и для других сегментов импорта.

Еще в 2007 г. компания "Генезис", восстанавливающая битые машины, приобрела Cayenne в США на аукционе за $14 тыс. В конце того года на Центральной акцизной таможне (ЦАТ) автомобиль был задержан по требованию компании "Порше Руссланд", единственного официального поставщика Porsche в Россию. Она заявила, что "Генезис" незаконно использует товарные знаки Porsche и Cayenne. По решению Арбитражного суда Москвы на основании ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях автомобиль был конфискован, а импортер оштрафован на 30 тыс. рублей.

Отпор монополизму

Это создало прецедент, по которому ввоз автомобиля в Россию юрлицом без разрешения владельца бренда начинал считаться нарушением права на товарный знак. Подобная норма намного жестче международной, согласно которой владелец бренда теряет право влиять на конкретный экземпляр товара с его маркой с момента его продажи в любой точке мира. Однако Россия приняла на себя более жесткие обязательства в процессе подготовки к вступлению в ВТО, и по итогам 2007 г. таможенники завели около 1500 административных дел о нарушении интеллектуальных прав. У предпринимателей, ввозивших товары в обход официальных дилеров, было конфисковано большое количество парфюмерии, продуктов питания и спортивной одежды.

Практика конфискации автомобилей могла стать массовой и коснуться сотен тысяч россиян. Однако вчера в деле произошел резкий разворот. Дело в том, что компания "Генезис" обжаловала решения судов в Высшем арбитражном суде РФ (ВАС). Вчера его президиум подвел итоги дела и подтвердил законность ввоза в Россию одного автомобиля марки Porsche Cayenne S. Таким образом, ВАС фактически разрешил импорт в РФ автомобилей и другой "брендовой" продукции без разрешения производителя и согласия официального дилера.

Баланс интересов

Во время слушания судьи интересовались, являлся ли ввезенный автомобиль оригинальным и наносил ли на него "Генезис" товарные знаки, принадлежащие Porsche, рассказывает газета "Ведомости". Представители Porsche не отрицали, что Cayenne был оригинальным, но утверждали, что "в законе нет понятия "оригинальный", а ГК прямо называет импорт без разрешения правообладателя незаконным. На это тройка судей отвечала, что не всякое нарушение права на товарный знак означает, что товар можно конфисковать по Кодексу об административных правонарушениях, а лишь когда на товаре незаконно воспроизведен товарный знак. Судьи назвали свое заключение "соблюдением принципа баланса публичных и частных интересов".

Это решение влияет на огромный сектор экономики, отмечают эксперты: суды на практике очень часто ориентируются на позицию высшего суда. Кроме того, этот случай будет учтен при корректировке части IV Гражданского кодекса. При обсуждении документа в январе председатель ВАС Антон Иванов решил исключить пункт по параллельному импорту до решения по делу Porsche.

Противовес пошлинам

Эксперты, опрошенные газетой "Коммерсантъ", считают, что государство могло разрешить параллельный импорт как некий противовес повышению ввозных пошлин на иномарки (пошлины повышены с 13 января примерно на 25-30% в зависимости от возраста автомобиля и объема двигателя). Основное значение прецедента будет для тех, кто занимается параллельным импортом автозапчастей, отмечают наблюдатели, ведь при снижении спроса на сами автомобили спрос на запчасти неизбежно увеличится.

Мнения опрошенных "Ведомостями" экспертов о том, пойдет ли на пользу экономике данное решение, разделилось. Одни считают, что оно поддерживает легальный импорт товара, что способствует конкуренции и препятствует монополизму. Другие возражают, что добросовестные инвесторы и импортеры теперь не будут застрахованы от серого или параллельного импорта, а потенциальный ущерб для них может оцениваться миллионами евро упущенной прибыли. К 2008 г. за счет борьбы с контрафактом и параллельным импортом доля подделок снизилась до 12-15%, а теперь таможенники не станут разбираться, какой товар параллельный, а какой контрафактный, и просто ослабят контроль, а ситуация вернется в 90-е гг., опасаются противники решения.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase