Wal-Mart не смог начать бизнес в России

Расскажите друзьям

Первый номер в мировой рознице закрывает представительство в Москве – до лучших времен

Крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart отчаялась найти выход на российский рынок и решила закрыть свое представительство в Москве. Появлению сильного конкурента противились российские ритейлеры: крупную розничную сеть "Копейка", с которой  Wal-Mart хотел начать бизнес в России, купила Х5 Retail Group и объединила со своей "Пятерочкой". Американский ритейлер теперь намерен развивать бизнес в Китае, Бразилии и Индии.

Об отказе выходить на российский рынок Wal-Mart сообщил сегодня официально. "Учитывая, что мы приняли решение о выходе на рынок через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, с точки зрения бизнеса нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса", - объяснил президент международного подразделения Wal-Mart Даг МакМиллон (цитата по Wall Street Journal). Тем не менее, отметил он, компания сохраняет интерес к России и "будет продолжать рассматривать варианты выхода на рынок", который "открывает впечатляющие возможности в области розничной торговли".

Компания, о которой говорил МакМиллон, - розничная сеть "Копейка", располагающая 700 магазинами. Wal-Mart вел переговоры о ее приобретении, но они закончились ничем. Стороны, как сообщалось официально, не сошлись в цене. Увидев в этом шанс, Х5 Retail Group выступила со своим предложением. В начале декабря стало известно, что сделка состоялась, "Копейка" обошлась X5 по оценкам экспертов "довольно дорого" - в 51,5 млрд руб. (около $1,65 млрд), в эту сумму включен долг "Копейки" (около $400 млн).  The New York Times по этому поводу писала, что две крупнейшие российские розничные сети объединяются, тем самым мешая  Wal-Mart выйти на российский рынок.

Wal-Mart Stores Inc. управляет 8 692 магазинами под 59 различными названиями в 15 странах мира. Выручка в 2010 финансовом году (закончился 31 января 2010 г.) составила $405 млрд. Впервые об интересе к российскому рынку Wal-Mart заявила в 2002 году. Тогда представители сети участвовали в торговых конференциях и даже встречались с мэром Москвы Юрием Лужковым. Двумя годами позже топ-менеджмент "Ленты" заявил, что Wal-Mart сделала петербургской сети предложение о покупке блокирующего пакета акций. Однако до конкретных шагов тогда не дошло. К активным действиям Wal-Mart перешла в 2008 году.  Она вела переговоры о создании совместного предприятия с X5, участвовала в тендере на покупку 89% акций петербургской сети гипермаркетов "Лента", но он не завершился из-за кризиса.

Компания усилила отдел развивающихся рынков, сделав упор на Россию. Это неудивительно. Потребительский сектор - один из немногих, кажущихся привлекательными иностранным инвесторам, так как там все отдано на откуп частному бизнесу и нет правительственных игроков. А главное, этот рынок очень быстро растет, так как россияне, после десятилетий неудовлетворенного спроса при социализме, охотно тратятся на товары народного потребления. Для крупнейшего розничного продавца Россия так же важна, как Индия и Китай. В четвертом квартале 2010 года продажи Wal-Mart за пределами США выросли на 9,3%, тогда как внутри страны - упали на 0,1%. Тенденция еще более заметна, если взять данные за 9 месяцев: международные продажи выросли на 13,5%, внутри США - упали на 0,4%.

Wal-Mart годами содержал московское представительство, но магазинами так и не обзавелся. "Органическое развитие на российском рынке, естественно, не представляется для Wal-Mart целесообразным, а единственный возможный вариант эффективной экспансии - поглощение одного из лидеров местного рынка", - рассуждает Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент". Эксперт в целом не удивлен, что менеджменту ритейлера в этой задаче не удалось достигнуть приемлемых результатов: "Очевидно, что даже формально подходящих активов, акционеры которых при этом рассматривали бы возможность выхода из бизнеса, крайне немного. Видимо, выход Wal-Mart на российский рынок в очередной раз откладывается на неопределенный срок".
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Александр Кравченко 22:00, 14.12.2010
    0
    Жаль, что Wal-Mart не пришелся ко двору: российские компашки привыкли зарабатывать бесконтрольно, обходя законы и наживаясь на населении. Испугались конкуренции, ибо поняли, что проиграют. Теперь американская компания будет развивать бизнес в Китае, Индии и Бразилии, то есть в странах БРИК, точнее теперь в странах Б-ИК, без Р, то бишь России, которая, как обычно, идет своим неведомым всем путем и чье руководство потакает местным олигархам, вывозящим свой воровской капитал за кордон.
  • Юрий Суясов 12:12, 16.12.2010
    0
    С российского рынка ушел не только WM, но и французский Carrefour – второй по величине ритейлер на планете. Причем, последний получил непосредственный опыт работы и его уход трудно объяснить только эмоциями тамошнего менеджмента. То, что такие крупные игроки ушли с рынка не может не тревожить – это свидетельство реальной оценки перспектив российского потребительского рынка, которые многими аналитиками оценивались необоснованно оптимистично. Кроме того российский сетевой ритейл уже имеет доминирующие позиции в регионах с наиболее высокой платежеспособностью населения. Насыщенность торговыми площадями во многих центрах не оставляет другой возможности вхождения в рынок кроме поглощения уже существующих розничных операторов. А здесь не все зависит только от желания купить место под солнцем. Кроме того, очевидно были взяты в расчет ухудшающаяся демографическая ситуация, агонизирующая национальная логистика, последствия вступления в ВТО с более чем вероятной люмпенизацией населения как итога этого шага. Еще в 2007 году Билл Видвурт (член совета директоров «Ленты») на прямой вопрос - почему WM не торопиться с открытием магазинов ответил : «WM боится выходить на рынок России из-за высокой криминогенной и коррупционной ситуации». Видимо лучше с тех пор не стало.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase