Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Wal-Mart в Россию приведет немец

Архив rb.ru
Илья

Илья

Главой российского отделения компании станет Штефан Фандерль, который привел в Россию Rewe

Wal-Mart в Россию приведет немец

  Американская компания Wal-Mart Stores, крупнейшая розничная сеть в мире, после шести лет неспешного изучения российского рынка наконец сделала шаг, который свидетельствует о том, что ритейлер все-таки решился на скорое появление в России. В понедельник он назначил президентом по развивающимся рынкам на Восточном направлении бывшего топ-менеджера REWE Group Штефана Фандерля.

Знакомство Wal-Mart с Россией затянулось - за шесть с лишним лет его представители не раз приезжали сюда знакомиться с местными ритейлерами и чиновниками. Начиная с 2001 г. она регистрировала здесь свои товарные знаки. Руководство Wal-Mart неоднократно заявляло об экспансии в Россию, и последнее из этих заявлений прозвучало в октябре 2007 г., когда генеральный директор Wal-Mart Ли Скотт заявил, что "в Россию мы надеемся выйти в обозримом будущем".

Выходит - не выходит

Но выход затянулся. "Они изучали рынок слишком долго и дорого", - сказал "Коммерсанту" совладелец одной российской сети. Конкуренты Wal-Mart, немецкая Metro Group и французская Auchan, за это время успели здесь освоиться и войти в топ-6 российских сетей только за счет органического роста.

Впрочем, промедление могло объясняться и другими, более основательными причинами. Как рассказывал корреспонденту RB.ru один из ведущих российских специалистов по подбору высших кадров, руководители Wal-Mart говорили ему, что их бизнес-модель устойчива только на рынках с устойчивым средним классом. Поскольку российский средний класс назвать таковым пока нельзя в силу многих причин, Wal-Mart мог не спешить, опасаясь, что внезапный кризис может поколебать эту прослойку.

Но назначение топ-менеджера - уже гораздо более практический шаг на рынок, нежели заявления и делегации. Впрочем, как заявил газете "Коммерсант" директор по связям с общественностью Wal-Mart International Кевин Гарднер, несмотря на назначение главного по России, американский ритейлер пока не готов рассказать о стратегии вхождения на рынок и назвать дату открытия первого магазина. 

Немец на американском танке

Кандидатура Штефана Фандерля, ставшего вчера президентом Wal-Mart на территории развивающихся стран Востока и России, судя по всему, выбрана неслучайно. Именно он в 2004 году договаривался о создании СП Rewe с российским холдингом "Марта". До мая 2007 года господин Фандерль входил в совет директоров немецкой Rewe Group (годовой оборот - около 13 млрд евро), где возглавлял направление гипермаркетов и супермаркетов.

По словам менеджера "Марты", Штефан Фандерль в 2004 году сам вел переговоры со стороны Rewe о создании совместного предприятия с сетью "Гроссмарт", контролируемой "Мартой". В итоге переговоров в СП "Билла Раша" Rewe получила 75%, а "Марта" - 25%. В СП господин Фандерль никакой должности не получил, а российским журналистам представлялся как "директор по международному инвестированию Rewe".

До работы Rewe Фандерль работал на разных руководящих должностях в немецком и польском отделениях ритейлера Metro Holding. Он также имеет практику консультанта в немецкой Kienbaum Consultants International.

Схема выхода

Судя по всему, Фандерлю предстоит реализовать схему выхода Wal-Mart на наш рынок, аналогичную той, которой он занимался в Rewe. Американский ритейлер тоже надеется создать предприятие с местным партнером, и претенденты уже есть, пишет "Коммерсант". В Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток" и др.) готовы к СП, похожему на ТНК-BP, которую на паритетных началах контролируют британская BP и консорциум российских акционеров.

Это стандартная схема экспансии для Wal-Mart. На китайский рынок, к примеру, ритейлер выходил через покупку 35% китайской Trust Mart, а на индийский - создав СП с индийским ритейлером Bharti. Наиболее вероятным сценарием на российском рынке аналитики из UBS считают покупку миноритарной доли в российском ритейлере с возможностью увеличить пакет.

С выходом в Россию Wal-Mart замкнет цепочку присутствия на рынках стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) - именно на них Wal-Mart имеет наибольшие возможности роста, обещают аналитики из UBS.

Майк Дюк, глава Wal-Mart International, в прошлом году подтвердил намерение компании продолжать международную экспансию несмотря на плохие результаты в Японии и вынужденную продажу немецкого и юнокорейского подразделений в 2006 г.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter