Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Забастовка Air France: на какую компенсацию могут рассчитывать российские пассажиры?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

В конце прошлой недели завершилась многодневная забастовка пилотов авиакомпании Air France. В течение этого времени перевозчик ежедневно отменял практически половину внутренних и международных рейсов. RB.ru узнал у юристов, на какие выплаты могут рассчитывать российские пассажиры.

Забастовка Air France: на какую компенсацию могут рассчитывать российские пассажиры?



Фото: РИА Новости

Основным документом, регламентирующим деятельность авиакомпаний в Евросоюзе, в том числе Air France, является Регламент (ЕС) номер 261/2004.

"Если авиаперевозчик не смог проинформировать пассажиров об отмене рейса до запланированного времени отправления или не предложил разумную пересадку на другой маршрут, то он должен выплатить пассажирам компенсацию (кроме случаев, когда отмена вызвана чрезвычайными обстоятельствами, которых невозможно избежать). Пассажиры, чей авиарейс был отменен, должны получить деньги за билет в полном объеме и иметь возможность пересадки на другой маршрут на удовлетворительных условиях. Помимо прочего, авиакомпания должна обеспечивать им адекватную заботу во время ожидания последующего авиарейса", - рассказывает юрист сервиса Правовед.ru Евгений Бажутов.

Нормативный порядок действий в случае отмены рейса, отмечает эксперт, определен статьей 5 Регламента. В случае отмены авиарейса пассажирам гарантируется:

- возврат полной стоимости билета в течение семи дней по цене, по которой был приобретен билет, в отношении неосуществленной части или неосуществленных частей поездки и в отношении уже осуществленной части или уже осуществленных частей поездки, если авиарейс становится бесполезным с точки зрения изначального плана поездки пассажиров, вместе с, когда уместно, обратным авиарейсом в их первоначальный пункт отправления при первой возможности;
- пересадка на другой маршрут в направлении их конечного места назначения в сопоставимых условиях перевозки и при первой возможности;
- пересадка на другой маршрут в направлении их конечного места назначения в сопоставимых условиях перевозки в более позднюю дату по усмотрению пассажиров при наличии свободных мест.

"Во время ожидания самолета, согласно статье 9 Регламента, пассажирам должны бесплатно предлагать прохладительные напитки и питание (с учетом длительности ожидания). Пассажиры имеют право бесплатно сделать два телефонных звонка либо отправить две телеграммы, два письма по факсимильной связи или же два сообщения по электронной почте. При пересадке на другой маршрут, когда ожидаемое время отправления нового авиарейса приходится, как минимум, на следующий день после отмененного авиарейса, пассажиров должны разместить в гостинице (на одну или несколько ночей), а также если возникает необходимость в местопребывании, дополнительном к тому, на которое рассчитывал пассажир. Им должны обеспечить и перевозку между аэропортом и местом размещения", - говорит Евгений Бажутов.

Что касается компенсации со стороны фактического авиаперевозчика (статья 7 Регламента), то она устанавливается в следующем размере:

- 250 евро применительно ко всем авиарейсам дальностью до 1500 километров включительно;
- 400 евро применительно ко всем авиарейсам внутри Сообщества дальностью свыше 1500 километров и ко всем другим авиарейсам дальностью от 1500 до 3500 километров;
- 600 евро применительно ко всем авиарейсам, которые не подпадают под действие предыдущих пунктов.

"При определении расстояния за основу берется последнее место назначения, в которое отказ в посадке или отмена авиарейса задержат прибытие пассажира после запланированного времени", - отмечает эксперт.

В случае если, согласно статье 8, пассажиру предлагается пересадка на другой авиарейс в направлении его конечного места назначения, а время его прибытия не превышает запланированного времени прибытия первоначально забронированного авиарейса:

- более чем на два часа применительно ко всем авиарейсам дальностью до 1500 километров включительно;
- более чем на три часа применительно ко всем авиарейсам внутри Сообщества дальностью более 1500 километров и ко всем другим авиарейсам дальностью от 1500 до 3500 километров;
- более чем на четыре часа применительно к авиарейсам, которые не подпадают под действие первых двух пунктов, то фактический авиаперевозчик может уменьшить размер предусмотренной компенсации на 50%.

Указанные в третьем параграфе меры не применяются в ряде случаев, в частности, когда пассажиров проинформировали об отмене авиарейса:

- минимум за две недели до запланированного времени отправления;
- от двух недель до семи дней до отправки рейса, если им предложена пересадка на другой маршрут, позволяющая отправиться самое раннее за два часа до запланированного времени отправления и прибыть в пункт назначения по истечении менее четыре часов после запланированного времени прибытия;
- менее чем за семь дней до отправки рейса, если им предложена пересадка на другой маршрут, позволяющая отправиться самое раннее за час до запланированного времени отправления и прибыть в пункт назначения по истечении менее двух часов после запланированного времени прибытия.

"Фактический авиаперевозчик не обязан выплачивать компенсацию, если он способен доказать, что отмена авиарейса вызвана чрезвычайными обстоятельствами, которых невозможно было бы избежать даже в случае принятия всех разумных мер. Доказывать, что перевозчик проинформировал пассажиров об отмене авиарейса, а также подтверждать срок, в течение которого он сообщил подобную информацию, обязана авиакомпания. Пострадавший пассажир вправе требовать возмещения всех своих убытков у любого лица, в том числе у третьих лиц", - комментирует Евгений Бажутов.

По словам эксперта, прошедшая в компании Air France забастовка вызвала массовые нарушения прав пассажиров. Многие были вынуждены срочно менять планы или искать другие пути их выполнения. Пассажирам, желающим получить компенсации, юрист рекомендует:

- проверить, применим ли вышеуказанный регламент к их ситуации. Если нет, то необходимо использовать нормы применимого национального права (к примеру, если перевозка была внутрироссийской, то применяться будет право РФ). При этом нужно помнить, что нормы Регламента (ЕС) номер 261/2004 могут быть продублированы в правилах оказания услуг по перевозке данной авиакомпании, а это дает возможность применять их наряду с нормами национального права;
- проверить, информировали ли их об отмене авиарейса и за какой срок до вылета. По правилам параграфа 2 статьи 14 Регламента, уведомление должно быть сделано в письменной форме и содержать правила выплаты компенсаций, вызванных отменой (переносом) авиарейса. Если при направлении уведомления авиакомпанией нарушены указанные выше условия, - потребовать от перевозчика выплаты соответствующей компенсации;
- проверить, предлагалось ли перевозчиком применение мер, указанных в статье 8 Регламента. Если нет, то пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения убытков, которые он понес в связи нарушением перевозчиком указанных обязанностей (например, оплата гостиницы и покупка авиабилета на рейс другой компании на сопоставимых условиях по тому же маршруту).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter