Архив rb.ru

Зачем РЖД отправляет сотрудников в неоплачиваемый отпуск

Архив rb.ru
Александра

Автор — RB

Александра

Два полярных экспертных мнения о методах российского монополиста

Зачем РЖД отправляет сотрудников в неоплачиваемый отпуск
ОАО "РЖД" отправляет своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, чтобы сэкономить около 3 млрд рублей. Эксперты проанализировали для RB.ru методы российского монополиста.

Отдыхать придется сотрудникам управленческого аппарата ОАО “Российские железные дороги”, им рекомендовали написать заявление на отпуск по три дня в каждом из трех последних месяцев года без сохранения зарплаты. Об этом сообщает агентство “Прайм” со ссылкой на источник в компании.

В начале октября этого года первый вице-президент РЖД Вадим Морозов предупреждал, что более 300 тысяч сотрудников компании будут отправлены в отпуск, если будет нулевая индексация тарифов на 2014 год. Еще один вариант - сокращение более 60 тысяч сотрудников в РЖД. Ранее в мае из-за падения погрузки в неоплачиваемый отпуск уходил весь центральный аппарат московского отделения РЖД.

“Потери РЖД, по словам Владимира Якунина, непосредственно от неиндексации тарифов могут составить 70 млрд рублей, а общие потери - 90 млрд рублей. Во-вторых, у компании есть убытки от других видов деятельности, например от пригородных пассажирских перевозок, - объяснил RB.ru Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". - Совокупные убытки от пригородных пассажирских перевозок в 2013 году ожидаются в размере свыше 22 млрд рублей, из них убытки по субъектам РФ составляют около 9 миллиардов рублей”. По словам эксперта, несмотря на заключенные с РЖД соглашения о создании пригородных пассажирских компаний, задерживают перечисления средств, РЖД от работы не отказывается, а напротив буквально идет навстречу и фактически оплачивает эти загородные перевозки за свой счет.

“РЖД просто вынуждена экономить средства, - говорит Баранов,  - потому что в целом по стране погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" за январь-сентябрь 2013 года составила 924,3 млн тонн, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Грузооборот с начала 2013 года составил 1614,9 млрд. тарифных тонно-километров, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии - 2068,5 млрд тонно-километров”.

Эти меры по сокращению расходов не так страшны, как кажется на первый взгляд, считает эксперт "Финам Менеджмент". “Три дня неоплачиваемого отпуска в месяц, как предлагается, вряд ли серьёзно ударят по доходам сотрудников, - уверен Баранов. - К тому же они коснутся не всех сотрудников, а лишь тех, кто не занят в производственном процессе. Но главное, такая мера намного лучше, чем если бы в компании начались сокращения и люди бы полностью лишились работы”. Поскольку пока в экономике не видно никаких сигналов, которые можно было бы трактовать как окончание или хотя бы замедление стагнации, то вряд ли ситуация в РЖД изменится к лучшему, считает эксперт, поэтому в РЖД придется затянуть пояса до конца года. Ситуация в 2014 году будет зависеть от того, какие компенсации и в каком объёме РЖД удастся получить.

Более негативно инициативу РЖД воспринимает Антон Стороженко, глава Kienbaum Russia, компании по поиску персонала высшего звена. За рубежом подобные истории могут произойти лишь в порядке исключения, говорит он.

“Я ни разу не слышал о том, чтобы руководителей и средний персонал, да и в целом сотрудников такими недемократическими методами принуждали к уходу в отпуск. Бывает, что вследствие вынужденного простоя или снижения спроса на продукцию компании организованно оформляют неоплачиваемый отпуск некоторых сотрудников. Но все такие ситуации освещались открыто, - говорит Стороженко. - Случай с РЖД носит характер советской практики принуждения. Конечно, это выглядит очень несовременно”.

В этой ситуации, по мнению эксперта, ответственность лежит на руководстве РЖД, которое не сумело предусмотреть риски и отрегулировать свою внутреннюю экономику. “Это не странно, это следствие того, что РЖД является монополистом на рынке. Монополист не стремится к оптимизации и повышению эффективности из-за отсутствия здоровой конкуренции. Это безальтернативный выбор. Пока не появится здоровая конкуренция, будут такие проблемы”, - прогнозирует глава Kienbaum Russia.

Получить официальный комментарий ОАО "РЖД" к моменту публикации статьи не удалось.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько платить сотрудникам? 4 правила, которые помогут установить нормальную зарплату