Задача бизнеса - "Не человечество развивать, а зарабатывать"

Расскажите друзьям
Юлия Судакова
Юлия Судакова

Старший вице-президент Parallels Станислав Протасов поделился управленческим опытом

О том, как правильно организовать работу в компании, написано много книг и научных работ. И некоторые даже очень неплохие. Но большинство из них написаны теоретиками, людьми, далекими от реального бизнеса. Мы встретились со Станиславом Протасовым, старшим вице-президентом компании Parallels, имеющим более чем 20-летний опыт управления инженерными командами, чтобы расспросить о психологических тонкостях в отношениях между начальником и подчиненным, и узнали про эффект "ощущения срочности", опасности фаворитизма и вторичность мотивации для некоторых бизнесов.

- В последнее время в некоторых компаниях появилась мода на создание стрессовых ситуаций в коллективе. Вероятно, считается, что люди будут работать лучше, если объявить, что через месяц половину из них уволят. Как вы относитесь к этому веянию?

- Я не согласен с таким подходом в работе и считаю его, наоборот, демотивирующим. Но могу объяснить, почему такие истории происходят в крупных компаниях, которые торгуются на бирже. Когда компания получает прибыль, намного меньше ожидаемой, тогда совет директоров принимает решение менять стратегию. Пересмотр стратегии часто означает, что компания должна меньше тратить - в частности, на людей, т.е., сократить персонал. А так как компания публичная, ей приходится открыто заявлять о сокращении, например, пяти тысяч человек. И тогда котировки этой компании идут вверх, потому что все биржевые аналитики понимают, если в год компания в среднем тратит на одного сотрудника $100 тысяч, то, сократив 5 тысяч сотрудников, она сэкономит $500 млн. И даже если у нее был долг в 200 млн при выручке миллиард, сокращение расходов на 500 млн. практически гарантирует, что компания выходит в прибыль. Как минимум в среднесрочной перспективе, и их акции дорожают.

Еще 15 лет назад я видел, как достаточно хороший инженерный менеджер компании Pervasive Software создавал внутри команды так называемое sense of urgency - ощущение необходимости срочного выполнения работы, которое стимулировало людей работать лучше. Но это ощущение невозможно создать, запугивая увольнением. Неопределённость в связи с возможным увольнением не может улучшить атмосферу внутри компании.

- Хорошо, подобные "экзотические" методы мотивации вы не поддерживаете. Скажите, а есть какие-то более-менее стандартные ошибки, которое допускает руководитель по отношению к своим сотрудникам?

- Их много. Например, тотальный контроль. Когда руководитель требует отчитываться по каждому поводу, в конечном итоге ответственность за любое, даже мелкое, решение будет лежать именно на нем. А сотрудники становятся лишь исполнителями. При этом времени всегда ограниченное количество, и на какие-то более важные вещи начальника уже не будет хватать.

Проблема с тотальным контролем заключается не в плохом тайм-менеджменте руководителя, а в демотивации людей. Чем больше ваш бизнес отличается от бизнеса Черкизовского рынка, чем большую удельную долю в общем успехе занимает интеллектуальная составляющая и важность совместной работы, тем важнее мотивировать людей работать. А тотальный контроль убивает два из трех компонентов, мотивирующих персонал (самостоятельность, мастерство, собственные цели).



- Какую черту руководитель не может переступить в отношениях с подчиненным?

- Сложный вопрос. Обычно в таких случаях говорят о панибратстве или о том, как поддерживать авторитет. Я думаю, что это неверно. Если сотрудник будет открывать дверь в мой кабинет ногой и говорить: "А налей-ка мне кофейку", но при этом оборот компании от его работы вырастет в десять раз, я охотно налью ему кофейку. Бороться надо не с панибратством, а за то, чтобы компания работала эффективно. Ведь мы говорим не о личных взаимоотношениях, а о бизнесе.

- А если подчиненный начинает себя неадекватно вести, вообразив, что подружился с начальником, или даже надеясь на какие-то личные отношения?

- Значит это ошибка начальника. Говорят, хороший сотрудник - тот, который в момент безделья (у всех иногда наступает время, когда нечего делать, правда?) приходит к начальству и жалуется на это. Хорошо, когда люди испытывают неудобство от "ничегонеделанья". Это значит, что они пришли на работу, а не весело провести время.

- Как быть сотруднику, если два начальника тянут одеяло на себя? Кого слушаться?

- Такая ситуация бывает в случае матричной организации. Решение таких вопросов - в понимании, кого ему слушаться в конечном итоге. А если понять не удается, нужно обращаться на уровень выше - к руководству ваших противоборствующих начальников. Его задача решить их проблемы.

- Во второй части интервью мне бы хотелось поговорить с вами про неприятную для многих менеджеров тему - увольнение. Скажите, пожалуйста, если созрело решение расстаться с сотрудником, как это сделать правильно?

- Вы правы, тема увольнения - очень не простая. Это всегда большой стресс для обеих сторон. Трудовые отношения «сотрудник-компания» как брачный союз - возможно, вы просто друг другу не подходите, это ведь взаимный интерес. И еще неизвестно, кому больше повезло: компании или сотруднику. Задача менеджера - сгладить и без того неприятную процедуру. Дать понять, почему не сложилось здесь, указать на хорошие качества сотрудника, которые помогут ему на новой работе и вселят уверенность в успехе. Важно помнить, что мир тесен, и, возможно, ваши пути еще пересекутся - так что расставаться лучше по-хорошему.

- А как начальнику убедиться, что, увольняя человека, он не ошибается?

- Существуют субъективные и объективные показатели. К сожалению, объективные показывают неполную картину. Был случай с одной компанией, которая, оценивая своих сотрудников по объективным параметрам, занесла в список худших инженера, сумевшего несколькими месяцами ранее решить проблему в ключевом продукте компании, на которую жаловались все клиенты. Такому человеку цены нет, даже если за полгода он не сделал ничего осязаемого. Объективные данные надо использовать только в подтверждение или опровержение субъективного мнения.

Принимая решение об увольнение сотрудника, нужно опираться на субъективные мнения - опросить своих коллег, коллег увольняемого, его подчиненных.

- Но ведь в таком случае отношение может быть предвзятым?

- Именно поэтому и следует спросить мнение нескольких людей, собрать другие данные по производительности, кроме тех, которые у него прописаны формально в целях на аттестуемый период и т.п. Кстати, большую проблему составляет фаворитизм, а не неприязнь. В конце концов, если человек настолько глубоко неприятен, но при этом профессионал, его можно перевести в другой отдел. А фаворитизмом может негативно повлиять на моральный дух других сотрудников, это раз. А два - за личным хорошим отношением вы можете не заметить, что сотрудник на самом деле работает плохо. Если уж говорить о построении сильной команды, то для работы нужны эффективные сотрудники, а не приятные собеседники в курилке.

- Стоит ли перед увольнением давать подчиненному шанс исправиться и сколько таких шансов стоит давать?

- Конечно, стоит. Особенно, если видно, что человек и сам хочет исправиться. По плохим итогам одной аттестации в большинстве компаний никогда никого не увольняют, но это повод для разговора. Если провалены две аттестации подряд - обычно с человеком прощаются. Хотя в реальной жизни шансов на исправление все равно больше.

- И последний вопрос. Можете дать универсальный совет всем руководителям?

- Если свести все к одному, то важно помнить, зачем вообще нужны руководители, менеджеры. А нужны они для того, чтобы задать направление и решать проблемы своих сотрудников. Пример: вам нужно построить дорогу из Москвы в Санкт-Петербург. Менеджер должен сказать, что начинать стройку нужно в районе нынешней Ленинградки, а не с Каширки. Он же даст инструменты, с помощью которых вы эту дорогу будете строить. Все остальное второстепенно: манера поведения, мотивация, мораль...

- Получается, человечности в управлении не место?

- Мотивация важна только для того, чтобы люди хотели работать. Если бы софтверные инженеры хорошо писали код и делали качественные программные продукты под руководством, например, люберецких ребят, и все получалось, это было бы замечательно. Но в действительности так не работает. Поэтому в бизнесе по разработке программного обеспечения так важна мотивация. Однако если вам удается заставлять людей работать, будучи несчастными по жизни, это никак не сказывается на вашей работе именно менеджером. Задача бизнеса - не человечество развивать, а зарабатывать деньги. И чаще всего получается так, что бизнес меняет жизнь конкретного человека к лучшему именно тогда, когда ему удается зарабатывать деньги. При этом, согласен, менеджеры, которым удается создать в коллективе хорошую атмосферу, нередко добиваются больших успехов в бизнесе. И все же - атмосфера второстепенна.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Юрий Лесько 09:08, 14.07.2011
    0
    Интересная информация, но когда разница в окладах топ-менеджеров и основных сотрудников отличается в десятки раз, компания всегда будет относиться к зоне риска. Сейчас большинство бизнеса постсоветского направлена на сверх прибыль и себя нелюбимого. Эта беда в интервью не озвучена.
  • stparallelscom
    Юрий Лесько stparallelscom 15:15, 19.07.2011
    0
    ну я могу говорить исходя из своего опыта. в десятки раз у нас не отличается и есть такой инструмент материального стимулирования как опционы. опять же, материальная мотивация весьма важна, безусловно, но вот интересный ролик по теме: http://www.youtube.c...h?v=u6XAPnuFjJc
  • Лесько Юрий
    stparallelscom Лесько Юрий 16:16, 19.07.2011
    0
    Спасибо за ответ, но напишу самые крамольные мысли. Исключения имеются, и только подтверждают правила. Сегодня техническое оснащение предприятий отстало(Булгария), что это, как не следствие направленности на чистую прибыль. Без просчёта будущего. Если выгоднее готовить и развивать свою фирму, то безусловно необходимо развить своих сотрудников. Развитие своих сотрудников и будет развитие человечества. Можно вспомнить Маслоу с его уровнями мотивации. Материальный стимул отходит на второй план, когда безусловно обеспечены основные потребности. Причина пьянства и низкого уровня потребностей ещё и слабая школа с точки зрения гуманитарного развития человека, пока на постсоветском пространстве она в основном готовит рабов. Это следствие "научного" коммунизма. Но бизнес если не ставит перед собой задачу развития окружения, то может получить бунт, с идеей: чего-то хочу, чего и сам не знаю. Настоящий вождь не боится развивать своих подчинённых.
  • stparallelscom
    Лесько Юрий stparallelscom 11:22, 20.07.2011
    0
    я согласен с последней фразой. И мы тратим довольно много средств на то, что в бюджетах проходит как "обучение". Это и конференции и тренинги и coaching. В нашем конкретном случае есть еще нюанс, что в узкоспециальном смысле наши сотрудники зачастую сами являются лучшими специалистами но мое мнение, что первично для бизнеса создание продуктов, а развитие людей это инструмент, позволяющий продукты улучшать. И, скажем для BP, получение персоналом заправочных станций степени кандидата физ мат наук - скорее вред, чем польза нежелание вкладываться в техническое перевооружение, как мне кажется, скорей результат отсутствия свободной конкуренции нежели чистого стремления максимизировать прибыль. Если для запуска Булгарии на рейс нужен административный ресурс, то делать капитальный ремонт судна становится бессмысленно. Вообще тема сама по себе обширная и не такая простая
  • Лесько Юрий
    stparallelscom Лесько Юрий 15:07, 20.07.2011
    0
    Думаю мы почти сошлись в мнениях, есть одно условие развития бизнеса: в основе потребитель, бизнес развивается быстрее, чем в основе прибыль. Внешнее знакомство с бизнесом в качестве консультанта по психологии управления, позволяет уверенно сказать, что нежелание закупки нового оборудования часто объясняется именно желанием получать сверх прибыль. Как один выразился: я прибыль меньше 50% не признаю. Булгария и самолёты и другие суда объяснимы и с точки зрения малой приватизации судов и авиакомпаний, когда для успокоения всех желающих, власть и связи имущих. Вместо единой и могучей монополии образовалось куча мелких, и теперь получается без админ ресурса, обновление парка невозможно.ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ ТЕМА. Думаю, главное, что обучение сотрудников с целью развития бизнеса неизбежно приводит к развитию человечества!Даже если такой сверх задачи и не ставится!
  • PavelP
    Лесько Юрий PavelP 14:11, 20.07.2011
    0
    Юрий, извините, "Булгария", - это не техническое оснащение предприятий. Это хлам, который в Европе даже не вышел бы из ремонта. Цинизм гос органов, которые выпускали после "ремонтов". Давали добро при проверках и ставили печати. Количество контролеров серьезное, качество контроля ничтожное. Это цепочка нарушений, которые привели к трагедии. То есть, наше "Авось", помноженное на нежелание бизнеса вкладывать деньги в новое. Зачем вкладывать? Прибыль-то есть. Посудина и т.п. застрахована. Как там у классиков, "система выжимания пота...". Кстати, эта же схема работает практически повсюду. В том числе, безусловно, правильно Вы написали про промышленность "техническое оснащение предприятий отстало...". Еще одна беда, затронутая Вами развитие сотрудников. Рядом на РБ.РУ тема "Инженеры никому не нужны" http://www.rb.ru/blo...owentry=1576657 В этой области безысходность.
  • Лесько Юрий
    PavelP Лесько Юрий 15:31, 20.07.2011
    0
    Павел, это средство получения прибыли, и вся цепочка тоже, способ минимизации расходов, ради прибыли.
  • PavelP
    Лесько Юрий PavelP 07:00, 22.07.2011
    0
    Именно об этом и написал.
  • Юрий Холодилин 06:25, 15.07.2011
    0
    Начальники-строители как-то жаловались на работников (практическое обобщение): - нанимали родственников и знакомых - бесполезно, один стресс от их "работы", постоянно качают права и повышения з-п "за родственное отношение"; - поднимали премии и поощрения, в т.ч. за качество и сроки - бесполезно; - поднимали в несколько раз штрафы - бесполезно; - наняли надсмотрщиков и стали буквально бить пьяниц и бездельников - бесполезно; остановились, когда об работничка биту сломали, поняли, что за этой чертой... Говорят, что целый день работали под стрессом от такого отношения к работе работников, засыпали под стрессом, просыпались со стрессом... пока не наняли гастарбайтеров. Они прямо настройке поселились и работают от зари до зари - знают зачем приехали-заработать.
  • Игорь Андреев 16:50, 14.07.2011
    0
    "20-летний опыт управления инженерными командами" - это плохой опыт кооператива путина, не более того. Читать нет смысла про "инженерные команды". Хрень какая-то, как у чубайса.
  • mihail.krotov
    Игорь Андреев mihail.krotov 10:22, 15.07.2011
    0
    Наверное, хуже, чем у Чубайса, т.к. Протасов все ж значительно умнее рыжего. И еще: сам-то Протасов начинал (и именно тот старт оказался успешным) с "развития человечества" (там же были реальные инновационные находки в разработках, составивших "золотой фонд" Parallels)
  • Игорь Андреев 05:12, 15.07.2011
    0
    "вам нужно построить дорогу из Москвы в Санкт-Петербург. Менеджер должен сказать, что начинать стройку нужно в районе нынешней Ленинградки, а не с Каширки." - а если нужно сеть на Луну, то менежер должен сказать, где находится Луна и сколько бабла будет. Менеджер у нас - это как старшина роты, который может командовать строем при направлении в столовую. А столовая - это казна, там много дармовых денег для тех, кто в строю. И вообще менеджеров с большим управленческим опытом как тараканов, а ничего полезного для общества никто делать не хочет, в лучшем случае на уровне 50-х годов. Институт менеджеров России, ориентированных на дармовое бабло, себя не оправдал.
  • stparallelscom
    Игорь Андреев stparallelscom 15:11, 19.07.2011
    0
    так и что, всех менеджеров в биореактор? и откуда дармовое бабло?
  • И. Андреев
    stparallelscom И. Андреев 15:23, 19.07.2011
    0
    дармовое бабло получают из нефти, но половина с помощью счетчиков проворовывается, это тоже бабло. Менеджер в нефти это не пришей кобыле хвост, пустое место, дармоед:
  • stparallelscom
    И. Андреев stparallelscom 15:29, 19.07.2011
    0
    я к нефти не имею отношения, к счастью или к сожалению. мы пишем software и продаем в основном за рубежом. Российский рынок нам приносит примерно 2% оборота
  • И. Андреев
    stparallelscom И. Андреев 15:42, 19.07.2011
    0
    а software пишет менеджер... нет, он командует, на какую клавишу нажать. Получается инновация.
  • stparallelscom
    И. Андреев stparallelscom 16:28, 19.07.2011
    0
    ну сделайте правильную компанию, где командовать будет тот, кто Вам угоден. и получайте правильные инновации. мы работаем так, как умеем и пока не очень вижу, чем Ваши советы могут нам помочь
  • И. Андреев
    stparallelscom И. Андреев 17:57, 19.07.2011
    0
    "мы работаем так, как умеем" - как умеем и лучше мирового уровня - большая разница. Из наших программистов Касперский молодец. Он у меня и в Китае - Касперский: - это у меня в архиве старая фотография О других компаниях и их достижениях я ничего не слышал, если не считать игры и социальные сети по подобию.
  • stparallelscom
    И. Андреев stparallelscom 23:58, 19.07.2011
    0
    искренне рад успехам коллег. а Вы тут причем?
  • И. Андреев
    stparallelscom И. Андреев 04:54, 20.07.2011
    0
    они не Ваши коллеги, потому что впереди. А у меня конструкторские программы на сборку и испытание изделий, в т.ч. по доводке форсажа двигателей НК-32 к Ту-160, это 1 программа из моих 250 реализованных. Это тоже впереди, а не сзади. Сзади нет головы. Там другой орган "государственного" управления. Кстати, копировщики, чертежники и монтажники тоже не мои коллеги.
  • stparallelscom
    И. Андреев stparallelscom 08:19, 20.07.2011
    0
    то есть Вашу гениальность не могут оценить по достоинству. ну примерно так я и подумал. но Вы не останавливайтесь, чем больше критических заметок на разных форумах, тем больше шансов
  • И. Андреев
    stparallelscom И. Андреев 09:03, 20.07.2011
    0
    Спасибо за понимание моей гениальности. Да уж не глупее путина с его московской командой идиотов в технике, это точно. Про софт промолчу.
  • stparallelscom
    И. Андреев stparallelscom 10:45, 20.07.2011
    0
    я не знаю умнее Вы или глупее команды Путина, поскольку не знаю ни Вас, ни команды Путина. По короткому общению с Вами, могу лишь только сказать, что Вас что то беспокоит, но сформулировать что именно у Вас не очень получается. Почему это трансформируется в негатив то ли по отношению ко мне, то ли к компании, в которой я работаю мне тоже не очень понятно
  • И. Андреев
    stparallelscom И. Андреев 13:45, 20.07.2011
    0
    Вы не первый, кто легко обжигается на неверной постановке задачи, а это больше половины дела. У Вас постановка задачи "управления инженерными командами" неверная. У меня, компоновщика систем с крупнейшего в Европе ОКБ, - "управление конструированием систем доводки"с помощью конструкторских программ, причем менеджер среди 1500 исполнителей имеет абсолютно нулевое значение. Вот книжка лежит перед носом: Р.Гантер. Методы управления проектированием программного обеспечения. Явно устарела. Что меня в командах идиотов в технике беспокоит, я уже отвечал. Поверьте, там где делали лучшие изделия ВПК, идиотов в технике не держали.
  • stparallelscom
    И. Андреев stparallelscom 14:01, 20.07.2011
    0
    ok, я понял. спорить на эту тему нет ни сил ни желания. Среди обжигающихся на неверной постановке задачи команд идиотов в технике кроме нас еще и Google и Apple и Microsoft и даже уважаемая Вами "Лаборатория Касперского". Не самая плохая тусовка в конце концов Вы легко можете всех поразить, сделав компанию основанную на правильной постановке задач и выпустив плеяду нужных всем продуктов. С удовольствием буду следить за Вашей историей успеха
  • yasinovskayayuliagmailcom
    stparallelscom yasinovskayayuliagmailcom 14:30, 20.07.2011
    0
    Станислав, спасибо за интервью! и даже за то, что находите силы общаться с троллями
  • И. Андреев
    yasinovskayayuliagmailcom И. Андреев 14:43, 20.07.2011
    0
    это подчиненный из "инж команды" по откатам за программные продукты, сразу видно.
  • Эдуард Эйдин 05:42, 15.07.2011
    0
    Содержание статьи - не впечатлило, но... имеет право на жизнь. Вроде, замах на решение концептуальной проблемы. А в результате - "красивость". Поразило заглавие: "Задача бизнеса - "Не человечество развивать, а зарабатывать". Это годится для цветочного ларька или брокерской компании (и там, и там - спекулянты). Задача бизнеса, как раз, развивать человечество. Понимаю, тема отдельная. Концептуальная. Не сложная. Но... не интересная - для российской коррупционной бизнес-модели, в рамках которой надо "зарабатывать", чтобы взятки обеспечивать.
  • stparallelscom
    Эдуард Эйдин stparallelscom 15:06, 19.07.2011
    0
    самое
  • stparallelscom
    stparallelscom stparallelscom 15:10, 19.07.2011
    0
    сорри, случайно кликнул :) самое интересное, что если развивать человечество, то всегда получается неработоспособные конструкции. человек, с целью завоевать мир имеет в своем распоряжении простые метрики, такие как revenue, market share и прочее, связанное с деньгами. Но для того, чтобы добиться заметных успехов, его продукты должны быть нужны людям. И получается такой парадокс - пытался заработать денег, а сделал жизнь лучше и удобней цели можно ставить сколь угодно амбициозные и наверное даже надо. Но делать мы можем только простые вещи и постепенно
  • Павел Патрушев 15:58, 19.07.2011
    0
    "...опыт управления инженерными командами". Прочитал и обрадовался. Но потом понял, что прав Игорь. Далеки они от производства...
  • Юрий Лесько 15:18, 20.07.2011
    0
    Думаю, задача: развивать бизнес будет точнее, чем зарабатывать, вообще в слове зарабатывать слово "раб", предпочитаю трудиться и творить, благо труд позволяет:)Соответственно вознаграждение за труд увеличивается! С гастарбайтерами проблема: одна вкалывают, но не думают о качестве, как только начальник отвернулся. Есть правило нормального бизнеса с родственников и друзей спрос выше, если не понимают: до свидания... Правило ведения беседы, ищем совпадения, тогда есть шанс обоюдного развития.
  • Рафаиль Салихов 00:09, 25.07.2011
    0
    мрак! интервью прочитал, и понял, что прав был философ когда говорил, что в основе развития лежат противоречия. вот и в интервью уважаемого Станислава Протасова тоже есть противоречия, которые собственно поочередно друг друга компенсируют фразами типа "а это уже ошибка руководителя". но скажу вам, что это абсолютно нормально, так как основные слова были сказаны: "Чем больше ваш бизнес отличается от бизнеса Черкизовского рынка, чем большую удельную долю в общем успехе занимает интеллектуальная составляющая и важность совместной работы, тем важнее мотивировать людей работать." А мотивировать современного сотрудника в России можно эмоционально. Это уже многократно доказано - можно перечислять долго, но упомянуть стоит Гейтса и Джобса (из представителей России можно упомянуть недавнее интервью Владислава Мартынова).
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Startup Village
31 мая 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase