Задержанный в Бангкоке Ил-76 с оружием связывают с Виктором Бутом

Расскажите друзьям
Данара
Данара

Самолет якобы принадлежит сербскому контрабандисту Дманьяновичу, партнеру арестованного Бута

  В таинственной истории с напичканным гранатометами и ракетно-зенитными комплексами самолетом Ил-76 обнаружилось главное действующее лицо. Как пишет Times со ссылкой на мирового лидера в исследованиях теневого оборота оружия, последним владельцем воздушного судна является сербский контрабандист Томислав Дманьянович. До него хозяином самолета был находящийся в тайской тюрьме Виктор Бут.

Задержанный в Бангкоке 12 ноября самолет Ил-76 с 35 т оружия на борту принадлежит компании Beibars, аффилированной с сербским дилером оружия Томиславом Дманьяновичем. Ранее судно числилось за тремя фирмами, которые, по информации министерства финансов США, подконтрольны известному торговцу военным снаряжением россиянину Виктору Буту. Он содержится под арестом в Таиланде, его выдачи добиваются США.

Сотрудник Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI) Хью Гриффитс, ведущий мониторинг вовлеченных в оборот оружия авиакомпаний, заявил Times, что предыдущие владельцы задержанного Ил-76 также торговали вооружениями с Либерией, Сьерр-Леоне, Демократической Республикой Конго, Сомали, Суданом и Чад.

"Тайна вокруг самолета раскрыта, - сказал Гриффитс. - Теперь следствие знает, у кого узнавать о конечном покупателе вооружения". Как писал RB.ru, членам экипажа воздушного судна предъявлены обвинения в незаконном хранении оружия, сообщении ложной информации о характере груза и попытке нелегально провезти оружие через территорию Таиланда. Ордер на их арест выдан  на 12 дней. Летчикам, если их вина будет доказана, грозит 10-летний срок .

Экипаж состоит из четырех граждан Казахстана: Александра Зрыбнева (53 года), Виктора Абдуллаева (58), Виталия Шумкова (54) и Ильяса Исакова (53). Еще один член команды - гражданин Белоруссии Михаил Петухов (54). Первоначально они заявили тайским властям, что перевозят из Пхеньяна оборудование для бурения. По наводке американской разведки груз был перехвачен в аэропорту Бангкока, куда самолет приземлился для дозаправки. Он направлялся на Украину через Шри-Ланку, откуда, как предполагает следствие, должен был вылететь в одну из стран Ближнего Востока.
 

По версии следствия, партия оружия была произведена в Северной Корее, которой ООН запретила экспортировать любые виды оружия, кроме легкого вооружения. Эта мера - ощутимый удар по некоторым странам, которым торговля оружием приносит значительную часть доходов, пишет Times. Торговля оружием приносит КНДР около $1 млрд в год, это существенная сумма, если учесть, что весь ВВП страны - $12 млрд.

Как отмечают специалисты Юго-восточно-европейского центра по контролю над распространением стрелкового и легкого пехотного оружия (SEESAC), Томислав Дманьянович специализируется на контрабандных поставках оружия так называемым "режимам-изгоям". Не так давно он представлял американские интересы в Афганистане и Ираке, доставляя туда ружья, гранаты, минометы и боеприпасы. Согласно данным ООН от 2007 года, компании Дманьяновича регулярно поставляли вооружения в страны, против которых введены санкции ООН.

Так, в 1996 году самолет, зафрахтованный Дманьяновичем для транспортировки запчастей к истребителям ВВС Ливии, разбился возле Белграда, при этом погиб деловой партнер контрабандиста. В то время действовал запрет ООН на экспорт оружия в эту страну.

В докладе (SEESAC) говорится, что  в том же году Дманьянович поставил миллионы патронов в Конго. По официальным документам они предназначались для Руанды. В 2002 году он отправил партию оружия, в т.ч. автоматы Калашникова, гранатометы и противопехотные мины в Либерию, где шла гражданская война. В документах в качестве места назначения указывалась Нигерия.

Подлинный пункт назначения бангкокского груза пока остается неизвестным. Хью Гриффитс говорит, что незадолго до инцидента самолет был перепродан Beibars грузинской компании Air West, чтобы обойти запрет ЕС на полет грузовых самолетов из Казахстана, где это судно было зарегистрировано ранее. История с Ил-76 - это пример того, как участники незаконного оборота оружием меняют собственника самолета, чтобы обойти запреты. Несмотря на изменения, за всем этим стоят одни и те же люди, говорит Гриффитс. "Эти самолеты, как стаи перелетных птиц. Они могут переходить от одной компании к другой, потому что предыдущая организация была закрыта по причинам безопасности или была уличена ООН в теневом обороте оружия", - подчеркивает он.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase