Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Задержка строительства трассы через Химкинский лес стоит 4 млрд рублей

Архив rb.ru

Концессионер просит возместить ему потери от переноса начала работы

Задержка строительства трассы через Химкинский лес стоит 4 млрд рублей
Решение Дмитрия Медведева приостановить строительство трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес может дорого обойтись бюджету. Россия должна будет заплатить концессионеру около 4 млрд руб. - или продлить с ним соглашение на 5 лет.

Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ООО "Северо-западная концессионная компания" (СЗКК) о строительстве с 15-го по 58-й км платной автодороги между Москвой и Санкт-Петербургом было подписано в июле 2009 г. Концессия рассчитана на 30 лет (до 2039 г. включительно), общий бюджет проекта - около 70 млрд руб., среди кредиторов - Сбербанк и Внешэкономбанк, около 20 млрд будет потрачено из инвестиционного фонда. Планировалось, что уже в 2013 г. дорога будет открыта, пишут "Ведомости".

Дорога должна пройти через Химкинский лес, но против проекта выступили инициативные жители Химок, организовавшие движение "В защиту Химкинского леса". Противостояние достигло пика летом прошлого года, когда строители приступили к вырубке просеки: жители Химок и экологи митинговали, несколько молодых людей напали на администрацию Химок, в защиту леса выступили певцы Боно и Юрий Шевчук.

В августе 2010 года президент Медведев приостановил строительство и попросил правительство проанализировать необходимость вести трассу именно через лес. Анализ не изменил маршрута, но разработаны дополнительные меры компенсации нанесенного природе ущерба.

Президент помешал

Решение президента стало особым обстоятельством, из-за которого СЗКК как концессионер не могла временно исполнять обязанности по строительству трассы, следует из письма замдиректора СЗКК Венсана Кабанна заместителю руководителя госкомпании "Автодор" (с 2010 г. отвечает за проект вместо Росавтодора) Сергею Кельбаху: СЗКК понесла потери приблизительно в 4 млрд руб.

Прежде всего из-за переноса ввода в эксплуатацию дороги доходы компании сократятся в 2013 г. на 479 млн руб., в 2014 г. - на 1,4 млрд, в 2015 г. - на 1,3 млрд. Еще 797 млн - дополнительные расходы, пишет Кабанн: 385 млн руб. на новые административно-управленческие и общехозяйственные затраты, 188 млн на обслуживание кредитов и проч.

СЗКК предлагает властям продлить сроки концессионного соглашения на 4 года и 9 месяцев, т. е. до октября 2044 г. О компенсации затрат без продления концессии в письме речи не идет, но такой вариант возможен, признают несколько близких к "Автодору" людей. По соглашению власти обязаны компенсировать концессионеру негативные последствия при наступлении особого обстоятельства либо продлив концессию, либо напрямую компенсировав финансовые потери.

"Ничего сверхъестественного не произошло: мы знали о наступлении особых обстоятельств, вот они и произошли. Все объективно и в соответствии с концессионным соглашением", - говорит Кельбах. Письмо СЗКК он считает процедурным моментом - "Автодор" информировал, что особое обстоятельство по соглашению может наступить: "Осенью мы оценивали издержки в 5-5,5 млрд руб".

Завысили

"Автодор" не согласен с расчетами СЗКК объема издержек, говорит Кельбах: "По грубым оценкам, они меньше как минимум в два раза". Сейчас "Автодор" выбирает независимого аудитора, до 1 июня он должен представить расчеты. На основании заключений аудиторов "Автодора" и СЗКК (на концессионера работает Ernst & Young) будут вестись переговоры о возникших дополнительных обстоятельствах и заключении дополнительного соглашения, говорит Кельбах. Прямых обязательств государства выплачивать штраф не возникает, речь скорее будет идти о продлении срока действия концессионного соглашения, но вопрос в протяженности, отмечает Кельбах: "СЗКК запросила очень длинный срок".

Правительство не в курсе претензий СЗКК, сказал пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков: "Если они поступят, то мы будем их анализировать, исходя из условий концессионного соглашения".

СЗКК не подавала в суд, пока идет рабочий процесс анализа обоснованности требований, говорит сотрудник аппарата правительства.

"По соглашению за срыв сроков кто-то должен отвечать, поэтому СЗКК не могла не предъявить претензии", - говорит сотрудник аппарата правительства, но какое решение будет принято, он говорить отказался.

Чиновник Минтранса, как и Кельбах, уверяет, что штраф платить не планируется, а сроки продления концессии будут согласовываться.

Высокопоставленный чиновник Минфина говорит, что ему не известно о возможной уплате штрафа СЗКК из федерального бюджета.

Продолжение следует

В ночь на 6 мая было совершено нападение на лагерь защитников Химкинского леса. Группа активистов расположилась в палаточном лагере на берегу Клязьмы, к экологам присоединилось несколько журналистов. Как написала в своем Twitter Евгения Чирикова, в результате нападения тяжелые травмы получили два активиста: Сергея Агеева оглушили и пробили ему голову кастетом, Олегу Мельникову сломали челюсть. Пострадал также фотокорреспондент "Новой газеты". По словам Чириковой, драка произошла рядом с харвестером (лесозаготовительным трактором). Ранее экологи просили выставить пост и помочь, но "подполковник Голдобин отказал".

Группа неизвестных в масках и капюшонах появилась в лагере уже ночью, они принялись бить защитников леса. После драки обнаружилось, что пропали мобильные телефоны и деньги, а шины оказались проколоты. Пострадавшие были доставлены в местную больницу, где им оказали необходимую помощь. Евгения Чирикова написала заявление в полицию о нападении на лагерь экологов, а также обратилась к депутату Госдумы Геннадию Гудкову с просьбой инициировать работы по отзыву у ЧОП "Витязь" лицензии. Она заявила, что несмотря на нападение они продолжат дежурство в лесу, передает "Эхо Москвы".

В "Автодоре" выразили "озабоченность эскалацией конфликта", но заявили, что чоповцы экологов не били. По их данным, неизвестные подожгли в лесу лесопогрузчик Timberjack.

Особое возмущение в госкомпании вызвал призыв Евгении Чириковой приезжать на помощь в лагерь. "Желающие могут принять участие в работе зеленых патрулей комитета по экологическому контролю", - заявили в компании. Представители компании утверждают, что на все подготовительные работы в лесу есть разрешительная документация. В "Движении в защиту Химкинского леса", наоборот, протесты объясняют отсутствием у строителей таких документов. По словам Чириковой, экологи так и не увидели порубочных билетов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как провести тендер, чтобы стройка точно закончилась