Закон о торговле принят в пугающей ритейлеров редакции

Расскажите друзьям

Закон прошел второе чтение. Депутаты оставили антимонопольный порог в 25% и ограничили сетям бонусы

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении обсуждаемый более двух лет закон о торговле. Предполагается, что скандальный законопроект, устанавливающий порог развития торговых сетей, размеры бонусов поставщиков и жестко регламентирующий сроки расчета за поставленную продукцию, будет принят до конца года. Крупные ритейлеры считают принятие закона своим поражением.

В принятом во втором чтении законопроекте осталась норма, которая запрещает торговым сетям открывать новые магазины, если на них приходится более 25% торгового оборота продовольствия в границах субъекта Федерации, городского округа или муниципального района. Также документ запрещает рителерам включать в договоры поставки все виды бонусов, кроме премии за объем, которая не должна превышать 10%. Таким образом предполагается защищать интересы поставщиков продукции. Для социально значимых товаров даже такие скидки не предусмотрены.

Для ритейлеров установлены жесткие сроки оплаты поставок. Согласно законопроекту, за товар со сроком годности до 10 дней оплата должна производиться не позднее чем через 10 дней со дня поставки, со сроком хранения от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, а за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней и алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.

Что касается непосредственного регулирования государством розничных цен, то если на территории какого-либо субъекта РФ цены на товар за месяц выросли более чем на 30%, правительство будет иметь право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продуктов на срок до 90 дней.

Еще одним нововведением стала обязанность ритейлеров предоставлять информацию об условиях отбора контрагентов при заключении договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров. Информация должна размещаться в 14-дневный срок на сайте сети или, если сайта нет, по запросу. Поставщики в этот же срок должны предоставлять информацию о качестве и безопасности своих продтоваров.

Дальше затягивать с принятием закона не будут

Принятие законопроекта во втором чтении произошло с третьей попытки - в декабре рассмотрение переносилось дважды, а в документ вносились правки. Принятая вчера версия  учитывает ряд поправок, предложенных администрацией президента, в частности, сам закон вступит в силу с 1 февраля 2010 года, уточняется понятие торговой сети, снято требование к ритейлерам рассчитываться в течение 10 дней с поставщиками замороженной говядины, свинины и курицы, пишет "Коммерсант". Для ритейлеров, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, запрет на рост сетей вступит в силу с 1 февраля 2010 года, для сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга - с 1 июля 2010 года.

Законопроект предполагалось принять сразу во втором и третьем чтении, однако, отвлекшись на правительственный отчет и доклад ЦБ о мерах поддержки финансового рынка, депутаты успели только со вторым. Третье чтение состоится 18 декабря, а "в двадцатых числах его рассмотрит Совет Федерации", - сказал помощник президента Аркадий Дворкович (цитата по РИА Новости).  Поправок к третьему чтению не ожидается, так как вносить серьезные корректировки на этом этапе невозможно, сообщил "Ведомостям" один из депутатов. По словам председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, принятый вариант закона является базовым: в дальнейшем в него можно будет вносить коррективы. Ожидается, что президент подпишет закон до конца года, сообщил Дворкович.

Цены для потребителей все равно будут расти

Ритейлеры говорят о принятом законопроекте как о своем поражении, вновь заявляя, что государство не должно вмешиваться в регулирование розничных цен. Участники рынка опасаются, что закон создает преференции иностранным поставщикам, а также сильно ударит по малому бизнесу. Цены в магазинах, принадлежащих небольшим и средним компаниям, все равно будут выше, чем у крупных сетей, в силу того, что у небольших ритейлеров выше накладные и логистические расходы и меньшая возможность получить хорошую цену у поставщика.

В части ограничений по бонусам участники рынка отмечают, что сети в любом случае найдут способы их обойти, оставив бонус за объем в пределах законных 10%, а остальное "добрав" иными способами. "Мы уже перезаключили договоры поставок с крупнейшими сетями на 2010 год. Конечно, в них не вошли запрещенные законом бонусы, например за место на полке, за листинг. Эти премии были включены в отдельные соглашения об оказании иных услуг", - заявил "Ведомостям" крупный поставщик алкогольной продукции.

В целом, для ритейлеров закон означает существенное увеличение издержек, что в свою очередь повлияет на цены, ассортимент и качество товаров в магазинах. По словам участников рынка, выигрыш потребителя от принятия закона сомнителен.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase