Заняли $20 млрд

Расскажите друзьям

Объем российских корпоративных и муниципальных облигаций, выпущенных в прошлом году, достиг 542 млрд


По данным Cbonds, в прошлом году было размещено 290 выпусков корпоративных и муниципальных бондов на 542,7 млрд руб. По сравнению с 2005 г. заемщики одолжили в два раза больше, удвоилось и число эмитентов. Пик заимствований пришелся на декабрь – компании и регионы заняли 84,5 млрд руб.

На первое место по объему размещенных долгов, по оценке Cbonds, вышел Газпромбанк, которому удалось увеличить общий объем организованных выпусков почти в три раза. По словам начальника департамента рынков капитала Газпромбанка Игоря Русанова, банк выбился в лидеры за счет работы с эмитентами первого эшелона. Банк организовал два выпуска облигаций “Мосэнерго” по 5 млрд руб. Столько же одолжил и сам Газпромбанк.

Прошлогодний лидер – ВТБ – занял второе место (более 52 млрд руб.), а на третьем остался крупнейший организатор муниципальных займов Росбанк (40 млрд руб.). Около трети размещенного ВТБ объема обеспечил его собственный выпуск на 15 млрд руб. Потерю лидерства вице-президент ВТБ Игорь Пьянков называет “тактическим отступлением”. “Мы посчитали, что надо переходить от простого наращивания доли рынка к увеличению доходности бизнеса”, – объясняет он. По его словам, теперь банк ориентируется в первую очередь на второй эшелон, считая его “наиболее перспективным”.

По мнению многих экспертов, 2006 год оказался переломным для организаторов займов. Если в первом полугодии рынок быстро рос и хорошо раскупались бумаги эмитентов даже третьего эшелона, то во втором полугодии ажиотаж пошел на спад. Замедление рынка дало организаторам повод повысить комиссии, упавшие в первом полугодии до 0,1% от объема выпуска. “За небольшой процент можно было делать выпуски на быстро растущем рынке, тогда и работать приходилось меньше”, – вспоминает начальник управления по организации выпуска ценных бумаг Банка Москвы Игорь Фроловский. “Рынок продавца стал рынком покупателя, и хороший спрос сейчас обеспечен только бумагам первого эшелона”, – подтверждает глава бизнес-направления по операциям с долговыми инструментами “Уралсиба” Александр Пугач. “Еще пару лет назад достаточно было одной презентации, чтобы выпуск был раскуплен, а сейчас бывает по пять размещений на день”, – добавляет он. По словам Фроловского, в прошлом году банку пришлось расширить аналитическую поддержку и увеличить объемы лимитов на репо. “Эмитентов на рынке около 400 – им приходится бороться за время аналитиков. И платить за организацию 0,6–0,7%”, – резюмирует он.

Пьянков говорит, что его банк теперь старается работать с эмитентами, которые готовы платить за организацию рублевых бондов столько же, сколько принято на евробондах, – 0,4–0,7%. А по оценке Пугача, минимально приемлемый уровень комиссии – 0,5%. Правда, повышение комиссий относится только к третьему и второму эшелонам, в первом они из-за высокой конкуренции организаторов остаются низкими – 0,1–0,2%, утверждает Русанов.

В этом году конкуренция по качеству организации займов еще усилится, считает Фроловский. А Русанов ждет активизации “дочек” иностранных банков. “В 2007 г. “Дойче Банк” планирует вывести бизнес по организации займов в рублях на качественно новый уровень, – признает начальник отдела продаж инструментов с фиксированной доходностью Вадим Мартыненко. – Иностранные банки уделяли больше внимания организации заимствований на внешних рынках, где объемы размещаемых выпусков и размер комиссионных были гораздо выше. Сейчас ситуация быстро меняется, местный рынок растет очень быстрыми темпами и становится гораздо более привлекательным”.

Автор: Анна Бараулина

Опубликовано в газете
"Ведомости" 29 января 2007 года


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase