Западные СМИ: "Евровидение" политизировано как никогда

Расскажите друзьям
Илья
Илья

В этом году конкурс стал ареной для политических склок между Россией, Украиной и Грузией

Страны бывшего Советского Союза используют "Евровидение" для сведения старых счетов, заметила западная пресса. Наблюдателям со всего мира бросилось в глаза, что в этом году песенный конкурс стал ареной для выяснения отношений между Россией, Украиной и Грузией.

"Значение поп-музыки для наций бывшего Советского Союза трудно преувеличить", - пишет газета Financial Times. Народы бывшего Советского Союза оказались неспособны забыть взаимные претензии и взять пример с бывших жителей Югославии - боснийцев, словенцев и хорватов, которые во время конкурса 2007 г. на время забыли о многолетней вражде и дружно проголосовали за сербскую певицу Марию Шерифович, которая в итоге и вышла победителем.

Когда в 1956 г. (как раз в то время, когда зарождался Европейский союз) песенный конкурс "Евровидение" прошел в первый раз, организаторы вкладывали в него идею торжества искусства над политическими разногласиями, напоминает FT. Реальность разошлась с их мечтами, впрочем, как и в случае с Олимпийскими играми, в которые на всем протяжении истории тоже постоянно вторгаются политические распри.

"Победит Украина - будет скандал"

"Евровидение" действительно продемонстрировало не самые братские чувства соседей из СНГ. По словам певца Александра Панайотова, которого цитирует газета Times, "России не будет никакого дела, если выиграет, к примеру, Босния. Но если победит Украина, это будет скандал".

Решение о том, что Россию будет представлять украинка Анастасия Приходько с песней на украинском языке, вызвало возмущение шовинистически настроенных "болельщиков" с разных сторон. "Российскую сторону" представлял думский депутат Игорь Лебедев, обвинивший Приходько в симпатиях к "украинскому национализму" и потребовавший исключения ее из конкурса. Была и другая версия: по мнению газеты "Комсомольская правда", "россияне восприняли украинские мотивы как возврат к "великому советскому прошлому".

В свою очередь, украинские "патриоты" усмотрели иной политический подтекст в том факте, что за Россию поет украинка. Их логика была следующей: "Сегодня они взяли себе Приходько, а завтра возьмут Крым". Да и оппозиционно настроенные представители российской поп-элиты поговаривали, что выбор Приходько - политический шаг, отражающий "нео-имперские притязания Кремля", отмечает FT. Заявления Константина Меладзе, автора исполненной Приходько песни "Мамо", о том, что эта песня является призывом к дружбе между рассорившимися народами, кажется, никто всерьез не воспринял.

В ответ на выбор российского худсовета украинские организаторы выставили на конкурс поп-звезду Светлану Лобода, которая попала в финал с песней "Be My Valentine". Шоу, сопровождавшее песню, отличалось нарочитой демонстрацией украинских флагов, а слова песни, по мнению западных журналистов, носили милитаристский подтекст: "Gonna make me crazy boom / We´re gonna do the boom boom / Ain´t that amazing boom" (что коротко можно перевести как "Мы устроим вам бум-бум").

"Negative move"

По своему ответила и Грузия на исключение из конкурса своих участников за провокационную песню с как бы случайным упоминанием фамилии Путин ("We don´t wanna put in / Cuz negative move / It´s killin´ the groove"). В Тбилиси решили в пику "Евровидению" сделать планировавшийся еще летом музыкальный фестиваль Tbilisi Open Air - Alter/Vision своеобразным "анти-Евровидением". Он состоялся на прошлой неделе и принял 24-х исполнителей разных жанров из 9 стран мира. Как заявили организаторы, их фестиваль "свободен от политики и клише, носит дух европейской культуры и идейно противостоит в превратившемуся в арену политической борьбы "Евровидению". Грузинские власти намерены сделать мероприятие ежегодным.

Впрочем, хотя голоса жителей бывшего Союза и весят почти четверть от всей массы голосов, участники интриг и распрей остались без приза. Как и предсказывали британские букмекеры, основываясь на своих математических подсчетах, победа досталась норвежскому белорусу Александру Рыбаку.

The Times отмечает, что Восточная Европа в последнее время доминирует в конкурсе: в прошлом году победила Россия, в позапрошлом - Сербия, а украинские исполнители оба прошлых года оказывались на втором месте. В Западной Европе жалуются, что телефонное голосование не отражает реальную ценность представленных на суд произведений и исполнителей, так как берут верх национальные симпатии, к тому же люди склонны подсуживать странам, с которыми они имеют схожие языки и культуру. К примеру, киприоты отдали большинство голосов исполнителю из Греции, несмотря на очевидно низкое качество представленной им песни.

Для борьбы с "блокирующим голосованием" на Евровидении были введены новые правила, которые в этот раз применили впервые. 50% голосов были отданы традиционному телефонному голосованию, а другие 50% - жюри из музыкальных продюсеров стран-участников. Но оно не слишком помогло: хотя формально выиграл представитель Норвегии, по факту победительницей снова вышла Восточная Европа: в песне известного в России уроженца Минска отчетливо прослеживались восточноевропейские мотивы.



Московский конкурс стал самым дорогим в истории "Евровидения". По некоторым подсчетам, Россия потратила на организацию мероприятия около $35 млн. Прямая трансляция финала "Евровидения-2009", которая прошла на "Первом канале" в ночь с 16 на 17 мая, собрала рекордную в России телеаудиторию, подсчитала "Служба телевизионных измерений": 73% всех смотревших телевизор в ночь с субботы на воскресенье россиян предпочли всем остальным программам именно финал "Евровидения". "Это абсолютный рекорд, - радуются на "Первом канале". - В течение 10 лет этот рекорд не побить".
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Say Future: Security
24 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase