Архив rb.ru

Запрет на ввоз продуктов из США и ЕС: мировая реакция

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Регионы будут расширять производства мяса и молока, Valio закрывает заводы в России, "Мираторг" готов поставлять больше мяса

Запрет на ввоз продуктов из США и ЕС: мировая реакция
Присоединиться
Запрет на ввоз продуктов питания из США и стран ЕС россияне уже называют санкциями России против самой себя. Иностранные производители, против которых направлен запрет на ввоз продуктов питания в РФ, решают, как работать в новых реалиях. Например, некоторые иностранные компании принимают решение о приостановлении работы своих предприятий на территории России.

Западные СМИ и лидеры: экспорт продовольствия из США и ЕС под угрозой

Запрет на импорт всех фруктов и овощей из ЕС и американских сельскохозяйственных продуктов свидетельствует о том, что Москва выбрала бескомпромиссный ответ на западные санкции из-за украинского кризиса, передает Financial Times. В статье приводятся данные американской консалтинговой компании IHS, согласно которым, Россия является крупнейшим рынком экспорта фруктов и овощей из ЕС (2 млрд евро в год), и вторым по величине экспортным рынком американской птицы.

"Россия ввозит более 40% продовольствия, и, по данным розничных предприятий страны, быстрый переход на внутренние ресурсы невозможен", - говорится в статье. Также авторы пишут о возможном росте инфляции, которая только за первое полугодие составила 7,9%. Конечно, учитывая российские ресурсы, у страны есть шансы стать чистым экспортером продовольствия, но сейчас данный сектор экономики финансово слаб, раздроблен и плохо оснащен.

Как пишет The New York Times, ответные меры России больше ударят по россиянам, нежели по жителям стран Запада. "Несомненно, многие производители из этих стран почувствуют потерю 30 млрд долларов от экспорта в Россию, однако общий эффект на их обширные и диверсифицированные экономики будет незначительным. Россия же, наоборот, примерно на 40% удовлетворяет свои потребности в продовольствии за счет импорта, и министр сельского хозяйства страны признал, что санкции могут привести к резкому росту инфляции", - говорится в статье. Также, отмечается в материале, когда цены на продукты первой необходимости начнут расти, мнение россиян о Путине может измениться в худшую сторону.

"Эмбарго на продовольствие - просто "цветочки" по сравнению с тем, что Россия могла бы сделать: перевести свои валютные резервы в Азию или Швейцарию или прекратить подачу газа на Украину (а вместе с ней и в Европу)", - пишет The Times.

"Испания окажется на 5-м месте среди стран ЕС по ущербу от санкций" - с таким заголовком опубликована статья в El Pais. В прошлом году Испания экспортировала в Россию сельхозпродукции на 440 млн евро. Первые 4 места на 2013 год - у Польши (926 млн евро), Литвы (912 млн), Нидерландов (623 млн) и Германии (556 млн). Особенно сильно, считает корреспондент испанской газеты, ответные меры России ударят по производителям овощей и фруктов, пострадают мясная и рыболовецкая промышленность. Как пишет El Mundo, Испания потеряет 600 млн евро, и эта цифра может даже вырасти, если в список запрещенных продуктов включат, например, испанские вина.

Глава Финской федерации пищевой промышленности Хайки Ютинен ранее заявил, что запрет на импорт продуктов в РФ может обойтись Финляндии примерно в 400 миллионов евро в год - сейчас на Россию приходится порядка 25% финского экспорта продуктов.

Немецкий министр сельского хозяйства Кристиан Смит выразил сожаление по поводу решения Москвы и назвал его полностью политически мотивированным. Он также сказал, что негативные последствия эмбарго будут ощутимы для сельскохозяйственников в Германии, но пострадают и российские потребители, которые ценят качественные европейские продукты вообще и немецкие в частности. Экспорт из Германии в Россию продуктов питания не превышает 1-2% от общей массы, это порядка 350 млн евро в год (но это продукция мясной и молочной промышленности, сыры).

Valio: надо придумать, куда теперь девать молоко
Запрет поверг в шок финского производителя молочных продуктов компанию Valio, пишут российские СМИ. Как говорится на сайте российского подразделения финской компании,  Россия - один из наиболее приоритетных рынков для концерна на глобальном уровне, 49% экспорта финской молочной продукции Valio приходится именно на РФ. Сырье компания поставляет из Финляндии и Эстонии. Вчера Valio приняла решение приостановить работу линий, производящих товары для России.

"Они будут остановлены до тех пор, пока мы не сможем продавать в России снова. Время покажет, какими будут финансовые последствия", - сказал глава компании Пекка Лааксонен агентству Bloomberg. В Valio надеются, что будут найдены другие рынки сбыта, но убытки в любом случае будут. Сейчас, исходя из принятых Россией мер, Valio не может поставлять в Россию ничего, даже сухое молоко. В России на заводах компании работают сотни людей, и сокращения штата избежать не удастся.

"Россия - самый главный рынок сбыта нашей продукции. Теперь Путин, Медведев и другие запрещают нам импорт нашей продукции. В Финляндии суд по рыночным отношениям запретил нам продавать дешевое молоко в Финляндии. Надо придумать, куда теперь девать молоко. В Финляндии продавать по дешевке нельзя, в Россию запрещен экспорт. Одним словом, перед нами стоят очень серьезные вызовы", - приводит слова Лааксонена Русская служба Yle.

Председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко отметил, что некоторые иностранные компании почти полностью перешли на производство продукции из российского сырья, и их ограничение импорта не коснется. Эмбарго для Danone и PepsiCo он назвал благом. Valio вместе с Campina и Arla Foods он назвал в числе тех, кто пострадает от введения запрещающих мер.

Реакция российских компаний, производителей и госслужащих

Один из крупнейших российских производителей мяса холдинг "Мираторг" заявил о готовности заместить выпадающие вследствие санкций РФ объемы поставок мяса из Европы, Канады, Австралии, США за счет стран Южной Америки, сообщает "РИА Новости" со ссылкой на представителя компании.

"Наши партнеры в Бразилии, Аргентине и других странах региона готовы увеличить поставки основных видов качественного мяса на российский рынок. Сложившаяся ситуация еще раз продемонстрировала необходимость развивать собственное производство, чтобы гарантировать приемлемые цены для потребителя РФ и продовольственную независимость от наших партнеров по ВТО", - сказал собеседник агентства.

Россельхознадзор заявил накануне, что планируются переговоры по поводу дополнительных поставок продукции из Эквадора, Бразилии, Чили и Аргентины. По словам главы бразильской отраслевой организации ABPA Франциско Турра, бразильские производители могли бы, чтобы покрыть дефицит, поставлять в Россию еще 150 тысяч тонн курятины в дополнение к существующему импорту в размере 60 тысяч тонн.

Глава Томской области Сергей Жвачкин отметил, что власти региона поддержат своих аграриев, чтобы область могла обеспечить себя и соседей мясной и колбасной продукцией. Кроме того, регион готовится наладить собственное производство сыров. Начальник областного департамента по социально-экономическому развитию села Юрий Палосон сказал "РИА Новости", что область в состоянии обеспечить себя продуктами. "Сибирская аграрная группа" в состоянии поставлять достаточное количество свинины также и соседям Томской области. 1 ноября в селе Пудовка будет открыта молочная ферма. По данным областных властей, строительство фермы на тысячу голов ведется при поддержке регионального бюджета, стоимость инвестпроекта - 520 миллионов рублей. Увеличить производство молока и молочной продукции намерены также в Хабаровском крае. В Якутии планируют начать производство свинины и увеличить производство мяса птицы, заявил глава республики Егор Борисов. Уже было принято решение о финансировании Нерюнгринской птицефабрики, чтобы удвоить производство мяса птицы.

"Магнит", одна из крупнейших в России розничных сетей продовольственных магазинов, заявила, что вряд ли возможно заменить польские яблоки российскими: внутренним поставщикам не хватает складских помещений и логистического обеспечения для поставки продукции на рынок огромной страны, пишет Financial Times. "Потребители, скорее всего, сделают выбор в пользу замещения калорий - это значит, что они будут есть больше бананов и груш, когда цена на яблоки возрастет", - цитирует издание директора отдела по работе с инвесторами "Магнита" Тимоти Поста.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как управлять клиентским опытом в ритейле: разбираемся на примере «Дикси» и «Магнит у дома»
  2. 2 Экосистемы, развлечения и разные типы потребительских корзин: как ритейлерам работать с инновациями