Ряд игроков рынка недвижимости заметили оживление покупателей. По словам специалистов "НДВ-Недвижимость", продажи недвижимости за несколько недель выросли в их компании на 20-25%. Сотрудники некоторых других компаний тоже заметили рост активности на рынке, кто-то связывает это с выборами, а кто-то – с сезонностью.
В преддверии президентских выборов россияне активно скупают недвижимость, сообщает "НДВ-Недвижимость". "Покупатели не исключают, что события будут развиваться по нестандартному сценарию, и желают перестраховаться от возможных негативных последствий. Если обратиться к статистике, то продажи в компании "НДВ-Недвижимость" выросли перед выборами на 20-25 %", - говорится в сообщении пресс-службы.
Как пояснили в компании RB.ru, всплеск покупательской активности отмечен в последние недели перед выборами. Люди активно инвестируют в недвижимость, а также торопятся со сделкой, если берут квадратные метры для себя. По словам специалистов компании, на рынке новостроек наибольшей популярностью пользуются объекты эконом- и комфорт-класса. Что касается комнатности, то по уровню спроса лидируют однокомнатные и двухкомнатные квартиры небольшого метража, за счет чего обладающие доступной конечной стоимостью предложения.
"Несмотря на свою предсказуемость, выборы тревожат многих россиян. Опасаясь возможных негативных тенденций, люди предпочитают вкладываться в недвижимость, зарекомендовавшей себя в качестве надежного инвестиционного инструмента. Лейтмотивом покупки становится желание не столько заработать, сколько сохранить заработанные средства. К тому же мировая экономика продолжает подавать тревожные сигналы, что также стимулирует покупать", - объясняет глава "НДВ-Недвижимость" Александр Хрусталев.
Дмитрий Сороколетов, управляющий директор NAI Becar, соглашается с тем, что спрос на недвижимость вырос. "Могу отметить, что в плане коммерческой недвижимости в основном интересуются: небольшими площадями формата стрит-ритейл, здесь есть разделение на тех, кто спрашивает площадки до 1000 кв. м в спальных районах, и тех, кого интересуют объекты стрит-ритейла на центральных магистралях города до 500 кв. м. Помимо этого, есть спрос на отдельно стоящие небольшие бизнес-центры – особняки, стоимость которых не превышает $5-$7 млн. Некоторых наших клиентов также интересует жилье бизнес-класса и элитка".
Впрочем, не все эксперты связывают возросшую активность именно с выборами. Алексей Косачев, генеральный директор domgeo.ru, отмечает, что если оживление и есть, то оно невелико и связано, скорее, с сезонным фактором. "Выборы, конечно же, влияют на рост продаж на рынке недвижимости. Но тут есть еще и сезонный момент и некоторые ожидания относительно новой волны кризиса и сокращение строительных площадок в Москве. Но, все-таки, основным фактором этого оживления является начало сезона", - считает он.
Тезис остался неподтвержденным
Впрочем, и само оживление на рынке недвижимости заметили не все игроки.
В частности, в компании Blackwood нас заверили, что перед выборами не наблюдается ажиотажа ни в одном сегменте рынка. Более того, в начале года отмечается традиционное снижение активности покупателей. По данным Управления Росреестра по Москве, в январе 2012 г. было заключено на 66% меньше сделок, чем в декабре 2011 г., напоминают специалисты.
Высокий спрос на покупку недвижимости Blackwood наблюдал перед Новым годом: "Многие наши покупатели принимали решение о вложении денежных средств в недвижимость быстро, что вполне объяснимо в условиях стабильности рынка недвижимости и сохраняющейся неопределенности на финансовых рынках. 45% всех квартир, реализованных за 2011 г. нашей компанией, было продано в период с сентября по декабрь".
Римма Балясникова, директор отдела информации компании ЕГСН, к информации о том, что рынок активизировался перед выборами президента, относится скептично: "При желании, рост продаж или цен на недвижимость можно заметить всегда. Вопрос лишь в том, с каким периодом сравнивать. Так, если сопоставить начало текущего года и настоящий момент, то, разумеется, рост продаж будет колоссальным, поскольку в январе, по традиции, сделок совершается совсем не много. Ну, а если проводить параллель с концом февраля прошлого года, то никакой пиковой активности покупателей увидеть не получится". Анализ числа сделок, проводимых в компании ЕГСН, показывает, что продажи выросли лишь на 10 %. И, по словам Балясниковой, этот рост - скорее следствие увеличения ипотечного кредитования. "Как мне кажется, аксиома о том, предвыборная пора стимулирует людей вкладываться в недвижимость, остается без подтверждения", - подчеркивает специалист.