На старте бизнеса

Где взять команду для стартапа? StartUp Школа

На старте бизнеса
Команда RB
Команда RB

Редактор проекта RB.RU

Команда RB
Где взять команду для стартапа? StartUp Школа
Присоединиться

 

 

Принципы подбора команды для стартапа.


Самых основных принципов – всего три. Плюс к этому один практический вывод, который может оказаться вам полезным.



1. Найдите правильных сооснователей

Самые удачные стартапы делаются командами из 2-3 человек. Основатели стартапа – это люди, обладающие ключевыми компетенциями, необходимыми для работы проекта. Они должны быть увлечены самой идеей и должны быть способны, как следствие, стойко переносить все тяготы и лишения стартаперовского труда. Повторяюсь – они должны быть увлечены идеей, они должны быть готовы работать ради идеи. Они должны иметь возможность получать в стартапе только те деньги, которые нужны им для минимального поддержания штанов, и быть готовыми к тому, что сотрудники проекта могут и должны зарабатывать больше, чем они.

Компетенции этих людей не должны повторяться, а должны взаимодополнять друг друга, покрывая все ключевые области: разработку, продажи и маркетинг. Внимание: разработка – не единственная ключевая область. Без понимания того, как будет привлекаться его аудитория и как будут осуществляться продажи, на одном даже работающем сайте или мобильном приложении далеко не уедешь.

Привлечь сооснователей можно и нужно еще до того, как вы начали поднимать инвесторские деньги. Единственные работающий способ – это как можно чаще и как можно больше рассказывать окружающим вас знакомым, полузнакомым и незнакомым людям о том, какую классную штуку вы собираетесь сделать. Если в процессе этого вам не удастся увлечь своей идеей нужных людей, то может возникнуть закономерный вопрос – а действительно классная ли та штука, которую вы задумали? Если вы не смогли увлечь этим даже нескольких человек в личном общении, то будут ли этой замечательной штукой пользоваться миллионы других людей?

Задача поиска сооснователей – первый этап, который вы как автор проекта должны пройти самостоятельно. Это первый тест на жизнеспособность вашей идеи и первый тест на вашу жизнеспособность как лидера команды.


2. Не выдумывайте должностей для друзей

Бывют случаи, когда основателями стартапов становятся друзья или приятели. Самая главная проблема при этом – мучительное выдумывание того, какие же задачи можно поручить тому или иному в общем-то хорошему человеку. «Умеет верстать – значит будет главным по интерфейсу». «Размещал когда-то рекламу в Директе – значит будет главным по маркетингу». «Ведет свой блог – значит будет главным по SMM». «Единственный из нас, кто умеет связно излагать свои мысли – значит будет главным по продажам». «Ничего толком не умеет – значит будет генеральным директором».

Но «хороший человек», к сожалению, это не профессия. Подобный подход в подавляющем большинстве случаев приводит только к одному результату – через некоторое время становится абсолютно понятно, что человек «не тянет». В результате приходится либо кому-то из основателей брать на себя еще и чужие задачи, либо нанимать еще одного человека с дублирующимся функционалом. И не дай бог, к этому моменту проект уже запущен и начинает набирать обороты – избавиться в этот момент от лишнего по сути своей человека становится совсем непростой задачей.

Подходите очень внимательно к выбору сооснователей. Не принимайте решение исходя из того, связывают ли вас какие-либо дружеские или, еще раз не дай бог, личные отношения. Лучше завязать и укрепить дружбу с человеком, с которым вы можете делать эффективный бизнес, чем разрушить бизнес, а заодно и отношения.


3. Находите правильных исполнителей

Не стройте иллюзий – если вы сами как основатели и идеологи проекта не представляете на общем уровне, как можно решать ту или иную задачу, то практически никакой взятый вами сотрудник, получивший задачу из серии «пойди туда – не знаю куда», не сможет ее решить. Чаще всего такими иллюзиями страдают разработчики, которые знают, как запрограммировать сервис, но которые считают, что привлечение аудитории и организация продаж – это чисто техническая задача, с которой может справиться почти любой непрограммист.

Дешевизна – не единственный критерий выбора сотрудника. Если вы не способны и не готовы взять на себя тяжелый труд воспитания правильного сотрудника с нуля, то не стоит рассчитывать, что человек без опыта работы сможет в короткий срок и с нужным качеством добиться поставленных перед ним результатов.

Выносите на аутсорс понятные и хорошо проработанные задачи. Если у вас есть четкое понимание и ТЗ для разработки сервиса, то зачастую гораздо эффективнее заказать эти работы на стороне, чем геморроиться с набором и управлением целой команды разработчиков. Да, конечно, задачу выбора надежного подрядчика никто не отменял – но эта задача того же уровня сложности, что и набор надежных сотрудников. Но в последнем случае сложность задачи умножается на количество необходимых сотрудников.

Вся первоначальная проработка проекта должна производится командой основателей. Набор исполнителей обычно начинается после того, как основатели получили первые инвестиции, позволяющие рассчитывать бюджет проекта, в который следует заложить реальные расходы на внутреннюю команду исполнителей и аутсорс. 


4. Практический вывод

Первый практический вывод – начинать любой проект нужно с поиска сооснователей, и это целиком и полностью ваша задача как автора идеи и лидера проекта.

Второй практический вывод – это скорее предложение, а не констатация факта: иногда мы получаем вопросы подобного типа: «А вы можете подтвердить, что моя идея вас заинтересовала? Если я сошлюсь на вас, то мне будет проще убедить потенциальных сооснователей в целесообразности моей идеи.».

 

Блог Главстарта

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
  2. 2 Как провести инвентаризацию в организации
  3. 3 Как написать коммерческое предложение
  4. 4 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  5. 5 Бизнес в интернете с минимальными вложениями