Интервью

Александр Цыпкин: «Мы живем в неспокойное время в стране с иногда непредсказуемым будущим»

Интервью
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

27 июля в «Технограде» на ВДНХ прошел Московский молодежный предпринимательский форум. Одним из спикеров мероприятия был Александр Цыпкин, писатель, сценарист, автор проекта «БеспринцЫпные чтения».

Александр ответил на несколько вопросов Rusbase перед своим выступлением на форуме. 

Александр Цыпкин: «Мы живем в неспокойное время в стране с иногда непредсказуемым будущим»
Присоединиться

Расскажите о вашем распорядке дня.

С утра подвиг. А если серьезно, то мой распорядок дня не подчиняется никакому особому расписанию. Это может быть подъем в шесть утра, потому что у меня вылет на гастроли, или сон до полудня, потому что я лег в шесть утра после отмечания премьеры. 

У меня нет какого-то четкого расписания, я совершенно не могу существовать в условиях структуры. Это плохо, я с этим борюсь, но у меня не получается по-другому. 

Даже в то время, когда я работал корпоративным большим начальником, я никогда не мог прийти на работу вовремя. 

Наверное, большинство моих занятий так или иначе регулируются дедлайнами. Я отчаянный прокрастинатор – все откладываю на последний момент, а когда остается всего несколько секунд до сдачи материала я все еще что-то быстро пытаюсь сделать. Это тоже, конечно, неправильно, но как есть.

Как вы работаете над текстом, есть ли у вас KPI?

Нет, у меня все идет так, как идет. Как я уже сказал, мой главный регулятор – дедлайн. Поэтому здесь все очень просто – я определен форматом, в котором нахожусь.

Если я работаю над сценарием короткометражного фильма, то это десять, ну, двенадцать страниц. Если нужен сценарий полнометражного фильма, то сто. А если  рассказ, то он не должен быть больше 10-15 тысяч знаков, потому что на сцене тяжело читать произведения на 40 минут. 

Как вы понимаете, что текст «зайдет»?

Странно написать текст, если ты знаешь, что он не «зайдет». Сколько раз я понимал, что текст не получился, а я его публиковал, столько раз он не «заходил». Теперь я пишу тексты, которые всегда «заходят». Главное – не врать себе. 

Я стараюсь всегда писать на максимуме своих возможностей, не делать отписки. Потому что никогда не знаешь, что от тебя останется в истории, – может, именно этот текст, который ты сделал «на отвяжись». 

Людей волнуют одни и те же вещи, выбор и принятие решений в пограничных с точки зрения морали ситуациях. Наверное, когда ты про это пишешь, то человек отзывается, потому что сам не знает, как бы поступил. Какие-то однозначные вещи вызывают меньшую реакцию. 

Но очень часто бывает, когда я читаю рассказ в зале, смех раздается в том месте, где я вообще его не ожидал. Думаю потом, интересно, почему так получилось? Либо не раздается там, где мне казалось, что будет очень смешно. Либо какая-то тема, которая, как я думал, вызовет замирание воздуха, зрителями не считывается. Значит, это волнует только меня. 

Как подбираются исполнители на «чтения»? Есть кастинг, или вы пишете текст под исполнителя?

У нас нет никакого кастинга. Это чаще всего пересечения на съемочных площадках, личные договоренности и желание работать вместе. И да, я периодически пишу тексты прямо под исполнителя.

У меня есть произведения, написанные специально для Константина Хабенского, Данилы Козловского, Анны Михалковой, Ингеборги Дапкунайте. Есть тексты, которые прекрасно прочтет Вика Исакова – такая же ситуация была с Димой Чеботаревым и Катей Шпицей. 

А иногда наоборот – актер сам находит свой текст, как, например, вышло с Максимом Виторганом: он выбрал несколько произведений, которые до него читали другие люди, но он делает это совершенно по-особенному. 

Селебрити, которые участвуют в «БеспринцЫпных чтениях», получают гонорар? 

Все актеры, разумеются, получают очень справедливый гонорар. Он пропорционален нашим залам и проданным билетам. Так что это «предприятие» интересно для всех с финансовой точки зрения. 

Бывает, что мы бесплатно работаем на благотворительных концертах или за небольшие деньги на фестивалях, но это, скорее, исключение из правил. В остальном у нас справедливые финансовые отношения со всеми участниками проекта. 

Как вы понимаете успех своего проекта?

Получилось или нет – я оцениваю по купленным билетам и книжкам. Я хочу, чтобы у меня всегда были аншлаговые выступления. Поэтому, если так не получилось, значит, мы где-то ошиблись: либо не так с маркетингом поступили, либо выбрали площадку, где на сегодняшний момент количество мест превышает спрос. Но тем не менее я рад, что из 250 концертов и чтений было всего два или три неаншлаговых. 

Как вы относитесь к авторским правам?

Я очень жестко преследую нарушения авторских прав.

Безусловно, я часто выдаю свои тексты молодежи для чтений, постановок, спектаклей, короткометражных фильмов, но, если я вдруг увижу, что на моем творчестве начинают зарабатывать деньги, то быстро это все прекращаю. К счастью, моя принадлежность к крупному адвокатскому бизнесу позволяет это сделать. Да и издательство «СТС», с которым я сотрудничаю, – серьезная группа и сама отлеживает подобные вещи. 

Есть ли у вас бизнес-проекты, не связанные с вашей творческой стороной? 

Да, я вхожу в совет директоров инвестиционной компании «Вертикаль-капитал». Плюс есть несколько консалтинговых контрактов по пиару. Это не только финансовая подушка – мне это интересно.

Я люблю заниматься разными видами деятельности – мозги от этого не дряхлеют.

Ну и, конечно, нужна гарантия на случай иссякаемости моего таланта. Рано или поздно это наступит, если он в принципе есть, – и тогда возникнет необходимость зарабатывать своей обычной профессией, в которой я все-таки чего-то достиг. 

Есть ли сфера интересов, куда хотели бы инвестировать?

Вот чего я не хочу делать, так это инвестировать в то, в чем я совершенно не разбираюсь. Я в принципе не инвестор – вкладываю только в себя, в свое имя и продукт. И совершенно не хочу инвестировать в новые технологии, потому что абсолютно не понимаю, о чем речь.

 

Я интересуюсь только тем, что связано с социальными сетями и возможностями для моего творческого продвижения: это, безусловно, видеоарт, VR-технологии, которые дают нам возможности для погружения в любую реальность не выходя из дома. Я смотрю кино на эту тему, потому что несколько следующих рассказов будут построены как раз на взаимоотношении человека и робота.

Такое будущее ждет нас всех, и мне как писателю интересно это изучать. Но сам я – с технологической точки зрения – предельно отсталый. Бэкап телефона у меня вызывает дрожь. 

Следите ли вы за технологиями после ухода из «Мегафона»?

Я и в «Мегафоне» не особенно следил за технологиями. Это был мой недостаток, я с трудом разбирался в них. Но я всегда могу спросить у младшего поколения, где и какие есть достижения в ИТ. Это плохо – буду исправлять. 

Есть ли у вас долгоиграющие планы? К примеру, на следующие три года?

Я не собирался становиться писателем. И сценаристом не собирался. И читать рассказы со сцены – тоже. У меня нет никакого далекоидущего плана. Амбиции есть, а плана нет. Нынешние амбиции так или иначе связаны со сценариями и переводами на иностранные языки моей литературы. И все они пока что реализуются. 

Рассматриваете ли вы возвращение на работу в крупную компанию? Или скорее организуете стартап?

Жизнь – такая штука, что ты рассматриваешь любые варианты: это может быть крупная компания или стартап – может произойти все, что угодно. Поэтому я не отбрасываю никаких вариантов. Тем более, что мы живем в неспокойное время в стране с иногда непредсказуемым будущим – тут зарекаться нельзя.

Главное, всегда нужно работать, пытаться себя реализовать, обеспечить своих близких. Это – задача каждого мужчины, а как он это делает – уже другой вопрос.

К счастью, сегодня мне это удается совмещать с любимым делом. А если прижмет – так буду и в шахте стоять с лопатой… Как жизнь сложится.


Материалы по теме:

Семь лайфхаков, которые помогут перестать нервничать перед выступлениями

«Не превращайтесь в жертву. Провал — это просто очередной урок»

Семь способов сохранить продуктивность при постоянных командировках

Четыре скандинавских принципа, которые помогут вам изменить жизнь к лучшему

Что делать, если украли вашу интеллектуальную собственность?

Фото предоставлены ММПФ

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России