Top.Mail.Ru
Интервью

«Многие говорили, что я занимаюсь чушью». Как студенты творческих вузов зарабатывают на тату

Интервью
Дарья Кушнир
Дарья Кушнир

Редактор YOUNG RB.RU

Дарья Кушнир

Учиться на художника, архитектора или дизайнера – непросто, а еще сложнее получить хорошо оплачиваемую работу по профессии. Некоторые студенты творческих вузов  находят выход в татуировке. Индустрия растет, отношение в обществе к ней меняется, помогает Instagram: эта соцсеть – самый популярный источник новых клиентов. Мы поговорили с тремя девушками, которые начинали карьеру тату-мастеров еще в вузе. Они рассказали, почему пришли в индустрию, как реагировали их близкие и сколько на этом можно заработать.

«Многие говорили, что я занимаюсь чушью». Как студенты творческих вузов зарабатывают на тату

Катя, 20

Студентка Московского государственного академического художественного училища (МАХУ памяти 1905 года)

В 17 лет переехала от родителей и начала жить со своей подругой в очень интересной квартире, где собиралось много творческих людей, некоторые били татуировки. Меня это очень заинтересовало и в итоге затянуло. Некоторым нашим знакомым и друзьям нравилось, как у меня получается. Тогда я училась в Строгановской академии на кафедре монументально-декоративной живописи и искала новые источники заработка. Я дала себе обещание, что умру без трудовой книжки, потому что я – свободный художник. Продавать свою живопись оказалось мучительно и это плохо оплачивалось – я решила заняться тату.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Katya Semenova (@cold_tattoo_studio)

Первое время я «колотила» хэндпоуком (татуировки, сделанные иглой, без электрической машинки – Прим. Rusbase Young), чтобы понять, что и как делать, прочувствовать все на себе. Тренировалась на себе и друзьях. Родители поодержали, папа подарил первую тату-машинку. Он тогда увлекался AliExpress и с выбором не угадал, но на первое время было неплохо. Затем мой друг задешево продал свою машинку. Заработала я на нее, продавая живопись. Тогда я написала в инстаграме, что пытаюсь освоить машинку, и мне ответила незнакомая девочка. Она пыталась заниматься татуировкой, но у нее не пошло, поэтому она решила отдать мне закупленные расходники просто так. Мои первые вложения оказались минимальными.

Я ушла из Строгановки, у меня освободилось много времени, и я его целиком тратила его на развитие в тату-индустрии: знакомилась с людьми, спрашивала банальные вещи, докапывалась до всех и смотрела разные ролики на YouTube. Некоторые соглашались поделиться знаниями за рекламу в моем инстаграме. Месяца два все было в очень кустарных условиях, но я быстро сообразила, что пора выходить на новый уровень. Я начала больше вкладываться и выходить в ноль. Жила на копейки: тратила все на тату и с него же зарабатывала.

Сейчас я учусь в МАХУ и это мне помогает. Потрясающая академическая база, она дает массу знаний. Я чувствую, как скиллы растут, и узнаю массу полезных вещей. Но и свободного времени меньше.

Я долго работала на дому – сменила много локаций, несколько студий, но даже со знакомыми в хороших местах было некомфортно работать. Мне нравится подолгу общаться с клиентами. Ко мне приходят как к старой подруге: мы здороваемся, обнимаемся, едим конфеты, она мне рассказывает про своего бывшего и параллельно я ей что-то бью. Это очень личный процесс. А в студии помимо тебя еще четыре мастера, четыре клиента, все между собой общаются, играет какой-то рок. Это невозможно.  

Несколько месяцев назад я решила открыть свою студию. Начала искать помещение, советовалась с людьми, занялась юридической частью вопроса, оформила самозанятость. ИП пока нет смысла открывать, потому что у меня нет сотрудников. В итоге нашла неплохое помещение, сделала небольшой ремонт. Думаю пригласить еще одну девочку работать здесь вместе.

Я плотно занимаюсь живописью, но пока не готова нести это в массы. Стараюсь развиваться в обеих сферах. Уже несколько раз работала за границей – в тату-студиях в Киеве, Праге, Берлине. Летом планирую евротур. Еще очень хочу поехать учиться куда-нибудь татуировке и освоить реализм. Клиенты говорят: «Ой, нет, ты будешь бить портреты матерей». А я: «Если я смогу на твоей коже сделать портрет матери – это разве не круто?». Но, наверное, пока не буду этого делать. Сейчас мой стиль – лайнворк, графика.

Минимальная стоимость моей работы – 4500 рублей: 4000 – за час сеанса и 500 – бронирование места. В неделю ко мне приходят 4-5 клиентов. Я не очень хорошо разбираюсь в финансовых вопросах. На расходники  трачу около 6000 рублей в неделю. 90% клиентов приходят ко мне из инстаграма, 5% – из твиттера, 5% – благодаря сарафанному радио.

Начинающим татуировщикам я советую сразу освоить медицинскую часть вопроса, стерилизацию инструментов. И не экономить на оборудовании. Я сменила много машинок и поняла, что надо было сразу купить качественную. А еще – сразу почувствуй ответственность.

Я часто занимаюсь коррекцией чужих татуировок, и там просто жесть! Человек рассказывает, в каких условиях это билось, и меня удивляет, что кто-то брался за татуировку в такой ситуации. Ты почти врач, ты берешь ответственность за другого человека.


Наташа, 22

Студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Я изучаю дизайн, точнее – 3D-анимацию, и заканчиваю вуз в этом году. Татуировкой я увлеклась полтора года назад. Сначала у меня было узкое представление о тату, как у большинства людей, но потом я наткнулась в инстаграме на необычных мастериц. Их работы показались мне очень интересными и близкими. Я подумала: «Вау! Тату может быть таким разным». Я с детства рисую и постепенно пришла к тому, что было бы круто самой бить татуировки.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Handpoke tattoo (@thumbelinnat)

Бить я начала не так давно – с декабря прошлого года. Сначала я очень волновалась и боялась – ты делаешь людям больно и на тебе большая ответственность, и это совершенно новая и непонятная для меня сфера. Я выбрала хэндпоук, потому что меня привлекает минималистичный стиль, а еще, когда бьешь хэндпоуком, чувствуешь больше контроля над процессом – между тобой и клиентом нет машинки, процесс более личный, чем просто услуга.

Сейчас в интернет много информации о тату, но лучше учиться у мастера – покупать индивидуальные занятия, ходить на курсы или просить помочь знакомых из этой индустрии.

Сначала я купила себе листочек искусственной кожи, немного игл, краски и пыталась сама по урокам в интернете чему-то научиться. Но процесс шел медленно и я пошла на курсы к тату-мастерице, стала ее первым учеником.

Первую свою татуировку в качестве мастера я набила себе – пластырь под коленкой. Затем искала моделей через инстаграм, делала татуировки бесплатно. У меня уже тогда была довольно большая аудитория в инстаграме, поэтому желающих оказалось много. Инстаграм – самая подходящая платформа, чтобы раскрутиться тату-мастеру, еще сейчас многие клиенты находят меня через группу «ВКонтакте». Другой источник – сарафанное радио.

Через полтора месяца я попала в студию. Работать дома мне неудобно – я живу в Подмосковье, клиентам сюда довольно долго и сложно добираться. Я просто писала разным студиями, отправляла свое портфолио. Сначала работала как гостевой мастер, то есть в определенные дни покупала место в студии Tat studio. А сейчас я уже закрепилась здесь на постоянной основе.

Хэндпоук выглядит дешевле, чем бить тату-машинкой, потому что тебе не нужно покупать машинку. Но на самом деле расходников все равно получается довольно много: для обработки кожи, краска, иглы и т.д.. Не знаю точно, во сколько мне это обошлось, но меньше 50 000 рублей. Я покупала мало краски и других расходников, а в аренду студии уже входила кушетка, полки и другие необходимые вещи.

Сейчас пар в университете у меня мало, пишу диплом. В декабре было сложнее, приходилось ходить в универ, иногда нужно было чем-то жертвовать. Вообще я поняла, что 3D-анимация мне не очень близка: это очень узкая специальность, для меня в ней мало творчества. Поэтому я хочу серьезно заниматься тату.

Если сравнивать тату с другой студенческой подработкой, то это может быть прибыльнее. Конечно, все зависит от того, сколько ты готов работать. В начале будет мало клиентов, поэтому много работать просто не получится.

Сейчас мои тату стоят 3000-4000 рублей, они небольшие по размеру. В среднем у меня 10-15 клиентов в месяц. Пока у меня нет задачи много зарабатывать – я делаю себе портфолио, плачу за аренду места в студии, расходники и остаюсь в небольшом плюсе. Поскольку у меня такой очень милый стиль, то чаще всего ко мне приходят девушки от 18 до 25 лет.

Тату-мастер – это прежде всего художник. Поэтому я еще рисую иллюстрации, комиксы, делаю мерч. Иногда участвую в фестивалях и тематических маркетах, где творческие люди продают свои работы. Я, разумеется, не жалею, что начала заниматься тату. Планирую больше себя продвигать, больше работать, улучшать свой стиль в эскизах и в рисовании, находить новые приемы.

Анна, 23

Выпускница Самарского Государственного Архитектурно-Строительного Университета (СГАСУ)

Заниматься тату я хотела еще в школе, но думала, что для этого нужно профессиональное медицинское образование, а я, как ни странно, жутко боюсь крови. Еще я всегда всегда интересовалась дизайном и архитектурой, поэтому пошла учиться на архитектора-реставратора, а летом работала официанткой в ресторане. Хотела вложить заработанные деньги во что-то полезное, а не потратить на шмотки. Как раз тогда мой знакомый начал заниматься татуировкой и я узнала, что медицинского образования для этого не нужно, поэтому пошла бесплатно учиться в тату-салон к знакомым.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Moscow | Tattoo Artist (@annaqtattoo)

После учебы в салоне, которая заняла два месяца, я решила работать в студии, но не вышло, и я начала работать на себя. Папа с бабушкой меня поддерживали, говорили: «Бей хоть дома. Все, что тебе нужно, оборудуем, трогать не будем, занимайся творчеством». Просили только не бросать учебу. Я была приятно удивлена поддержке, обычно родители считают, что татуировки – это фу. Но остальное окружение меня не понимало. «Архитектор – это такая престижная профессия, а ты меняешь ее на какое-то ремесло, которым могут заняться все, кому не лень». Многие говорили, что я занимаюсь чушью.

Кстати, образование помогло мне в татуировке. Вообще, мой процесс становления как художника был очень сложным. Я ходила на подготовительные курсы для поступления в университет, а один преподаватель, известный художник, никогда не воспринимал меня всерьез. Говорил: «Ну что, ноготочки накрасила, губки накрасила. Что ты здесь делаешь? Иди отсюда». Мне было дико обидно, мы с ним долго ругались, а потом он понял, что я могу работать медленно, но качественно.

Сейчас в татуировке намного проще – я не нервничаю перед клиентом, четко понимаю, что могу предложить. А еще я люблю работать на себя.

Тогда у меня было 60 000 рублей, на них я купила машинку, иглы, носики и другие необходимые вещи. Занялась оформлением рабочего места: купила кушетку, столики из IKEA. Самое затратное – машинка. Свою я взяла с рук, новую купить не было возможности.

Через некоторые время я открыла свою студию в Самаре, работала в ней одна, никого не нанимала. С ремонтом мне помог папа, а мы с друзьями взяли кисточки, валики и красили студию несколько дней. Кайф был в том, что пространство было сделано с любовью близкими людьми. Но долго радость не продлилась – наступило лето. Оно в Самаре очень жаркое, все идут на Волгу купаться, загорать. А для татуировки это смерть – нельзя, чтобы на нее попадали прямые солнечные лучи. Клиентов стало мало, я не хотела вредить людям, студию пришлось закрыть.

В прошлом году я защитила диплом и переехала в Москву. Уже здесь стартовала моя полноценная тату-карьера. Со студиями не срослось. Я работаю на дому, создаю самые стерильные, удобные и безопасные условия. Я занимаю каждый свой день – просыпаюсь, завтракаю, работаю, пока уже с ума не схожу, не валюсь с ног. В день это 2-3 клиента. Освобождаюсь примерно в 2 часа ночи, но у меня есть правило, что выходные – это выходные, я отдыхаю.

Мой стиль татуировки – графика. Есть татуировщики, например, Дмитрий Набоков, которые классно владеют цветом. Но я отдаю предпочтение черно-белому. Мне нравится точечно создавать реалистичный рисунок. Сейчас я стараюсь развиваться именно в этом стиле, но не зацикливаться только на растениях. Вообще я хочу попробовать попасть в команду СашиТатуинг, она фантастическая по своей энергии и качеству работы.

Обычно у меня делают татуировки девушки, которые ухаживают за собой – как 18-летние, так и 26-летние. Они очень творческие, есть клиентки из киноиндустрии, рекламных агентств, архитекторы. Один раз ко мне девочка из армии пришла – она в свой увольнительный решила сделать татуировку!

В месяц мои расходы на тату составляют примерно 20 000 рублей, но у меня уже есть хорошая техника, машинка и т.д. Если закупать и это – выйдет все 150 000. Про заработок сложно сказать – каждый месяц по-разному. Цена за одну татуировку – от 5000 до 15–20 000 рублей, зависит от масштабности и сложности работы.

Сейчас татуировщикам очень важен инстаграм. Его грамотная прокачка, подача себя, оформление – это ключ к успеху. И, конечно, мастерство – нужно очень много рисовать, учиться, воспитывать у себя вкус к прекрасному, не копировать.

Чаще всего новые мастера «слизывают» тату у известных. Другие страдают от бессилия и берут по 500 рублей за сеанс. И клиенты подначивают: «Ну а че, давай одной иголкой тебе и подружке сделаем!», «А зачем такие дорогие расходники, мне раз кольнуть, да и все». На расходниках, на иглах не нужно экономить. Даже если пачка иголок стоит 4000, купи их, зато у тебя будет офигительный результат! Я часто сталкиваюсь с тем, что люди делают все некачественно, а преподносят себя как профессионалов.

Учиться татуировке лучше у мастеров, стиль которых вам близок. Напиши такому татуировщику, узнай, когда у него есть свободное время. Пусть это даже будет через полгода – у хорошего мастера все расписано примерно на три месяца вперед. Дождись и обучайся.  

Главное – обходи стороной школы, где обещают, что ты научишься всему за десять дней и выйдешь классным татуировщиком с заработком больше 150 000 рублей в месяц.

Дмитрий Трошин, профессиональный татуировщик, победитель международных тату-фестивалей

За последние пару десятилетий татуировка превратилась из чего-то тюремно-криминального в настоящее искусство, и все больше людей начинают это понимать и принимать. Сейчас уже гораздо чаще можно встретить татуированных людей, занимающих приличные должности.

Творческое образование очень помогает татуировщику. Человек, умеющий хорошо рисовать, всегда будет иметь огромное преимущество перед тем, кто никогда не держал карандаша в руке. Процесс работы на коже сильно отличается от рисования на бумаге, холсте, стене и любых других материалах, но художественная сторона работы остается одной из самых важных. Можно со временем научиться копировать картинку, но если вы хотите добиться больших высот в этом деле, нужно уметь создавать что-то новое и уникальное, а без рисования это практически невозможно.

Культура татуировки очень быстро развивается. Рынок растет и меняется, так что умный и заинтересованный человек всегда сможет найти способы на этом заработать. Кто-то хочет татуировать, у другого лучше получается управлять тату-студией, третий начнет производить тату-оборудование и расходные материалы. С ростом спроса на татуировку и ее стоимости растет и рынок, появляется все больше молодых художников, которым интересна эта сфера.


Материалы по теме:

Финал Rusbase Young Awards: как это было

Как студенту превратиться в хорошего репетитора

Я стал руководителем отдела продаж в 22 года. И вот как мне это удалось

Учеба за рубежом: 10 ресурсов, где ты найдешь классные стажировки, стипендии и гранты

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 18 февраля пройдет бесплатная онлайн-олимпиада по фронтенду от HTML Academy
  2. 2 Как в начале обучения понять, что ты не на своем месте?
  3. 3 Опыт прохождения ИТ-стажировки в Росатоме от участников программы
  4. 4 X5 Group запустила программу оплачиваемых стажировок для студентов и выпускников вузов
  5. 5 Какие важные знания предприниматели вынесли из университета?