Интервью

«От искусственного интеллекта до искусственного сознания — пропасть»

Интервью
Людмила Чумак
Людмила Чумак

Редактор рубрик «Возможности», «Календарь» и «Образование»

Людмила Чумак

Автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM Владимир Смеркис поговорил про роботов с Владимиром Венеровым — генеральным директором Alfa Robotics.

Другие интервью из программы «Силиконовые Дали» читайте по тегу.

«От искусственного интеллекта до искусственного сознания — пропасть»
Присоединиться

«Люди издревле пытались очеловечивать различные неодушевленные сущности»

Владимир: Все интересуются роботами, все инвестируют в робототехнику. Вы фактически одна из немногих компаний в России, которые применяет их каждый день. Давайте начнем издалека. Расскажите немного про историю робототехники. Все мы привыкли читать фантастические книжки. Как мы к этому пришли? Откуда началось практическое применение вашей компании, например?

Владимир: По сути, действительно, то самое будущее, о котором мы с вами читали в книжках, смотрели в фантастических фильмах, уже наступило. Незаметно, но достаточно интенсивно оно, в общем-то, пришло. И если по улицам пока еще не ходят терминаторы и за преступниками не гоняются робокопы, то это вовсе не означает, что среди нас роботов нет.

Владимир: Однако совсем недавно, буквально месяц назад Джефф Безос опубликовал фотографию, где он гуляет со своим роботом-собакой.

Владимир: Да, животные — это самое интересное в плане домашнего применения роботов. Недавно компания Sony выпустила очередную версию собачки — очень интересную версию, продвинутую, скажем так. Я думаю, что это будет распространяться.

Владимир: Вернемся к истории. Вы говорите, что пока еще роботы не гоняются за преступниками, но ваш робот уже обслуживает людей на выставках, общается на конференциях. Поэтому давайте про историю. Как это все случилось? В какой момент мир перевернулся?

Владимир: Если говорить об истории, то люди издревле пытались очеловечивать различные неодушевленные сущности и предметы: разговаривали с зеркалами, с печами, избушка на курьих ножках. Мечтали о системе умный дом с голосовым управлением. Герон Александрийский более 2 тысяч лет назад создал свой автоматический театр, где при помощи различных шкивов, блоков и веревок он программировал движения актеров, вырезанных специальным образом, и даже декорации там менялись в автоматическом режиме. То есть, по сути, он все это запрограммировал при помощи веревок и шкивов.

Владимир: Вы считаете, что эта тяга шла у людей из побуждения развлечений или полезности?

Владимир: Если говорить о человекоподобных роботах, которыми мы занимаемся в сфере сервисной робототехники, в разделе, который является человекоподобным, то скорее это пришло из сферы развлечений, из каких-то демонстраций, перформансов, театрализованных представлений. Потому что помимо Герона Александрийского, если мы вспомним XVIII–XIX века, очень много появлялось различных человекоподобных автоматонов, копирующих действия человека и выглядящих как человек, очень удачно копирующих такие действия, как рисование портретов, надписей, игра на музыкальных инструментах.

«Сервисная робототехника развивается по принципу трех D — dull, dirty, dangerous»

Владимир: Давайте продолжим беседу о том, что представляют собой современные роботы. Какие типы роботов существуют, вкратце? Понятно, что существуют производственные роботы, которые штампуют детали, это тоже роботы. Что еще сейчас на рынке представлено? И дальше перейдем уже к вашей сфере — сервисным роботам.

Владимир: Да, промышленные роботы, которые производят автомобили, микроэлектронику и задействованы в других сферах производства и промышленности уже перестали быть экзотикой. Уже несколько десятков лет это — суровая правда. Они доказали свою эффективность. Мы же работаем в сфере сервисной робототехники. Сервисная робототехника — это та робототехника, которая призвана служить людям в повседневной жизни.

Владимир: Электронные рабы.

Владимир: Ну, можно и так сказать, в общем-то. Яркий пример сервисной робототехники — это всем известный робот-пылесос, который уже перешел из разряда интересной игрушки, ползающей по полу, в разряд помощников по дому. Особенно хорошо это знают владельцы домашних лохматых питомцев. Робот ездит, постоянно собирает, сам становится на зарядку, сам очищается. Это уже реальность, робот-помощник. Если говорить еще про сферы применения сервисной робототехники, то роботы-хирурги — это тоже сервисная робототехника.

Владимир: Которые в медицине делают различного рода операции?

Владимир: Да. Полгода назад китайский робот-дантист а автономном практически режиме вставил пациенту имплант с минимальными допусками.

Владимир: Где еще будут использованы роботы? Все мы смотрим фантастические фильмы, вспоминаем, когда робот будит тебя, готовит кофе и так далее.

Владимир: И это тоже будет. Это уже не за горами. Один из ярких примеров сервисной робототехники –— это беспилотный автомобиль, который мы уже видим.

Владимир: Не так давно российская компания «Яндекс» представила свой беспилотник, мы вспоминаем, что и Apple, и Google работают над этими технологиями, и Uber. Российская промышленность все-таки идёт в ногу со временем.

Владимир: В этом плане — да. Разработки и наработки наших IT-специалистов, наших программистов в этой сфере достаточно хороши, и они успешно конкурируют на мировом рынке.

Владимир: Давайте расскажем о ваших роботах. У вас, как я понимаю, два основных продукта. Это робот, которого зовут Кики, который ездит и общается. Те люди, которые ходили на разные конференции, высокотехнологичные и не только, могли видеть его, и, по-моему, чуть ли не президент или министры общались с ним. Я вспомнил этого робота, который у вас на визитке так красиво изображнн. Или это не он, а она?

Владимир: Она. Это рободевушка

Кики за работойКики за работой. Фото: Alfa Robotics

Владимир: Ну, такое нестандартное для России имя, поэтому я не сразу определил пол. И второй — это автоматизированная касса.

Владимир: Да, роботизированная касса самообслуживания.

Владимир: Расскажите про Кики. Что она умеет и кого она обслуживает?

Владимир: Кики — это яркий пример сервисного робота, который призван помогать людям в первой линии обслуживания клиентов, то есть там, где требуется общение face to face, чтобы автоматизировать однообразные нудные операции. Вообще сервисная робототехника развивается по принципу трех D — dull, dirty, dangerous (нудная, грязная, опасная работа). Мы в данном случае работаем в разделе dull — нудная работа.

Владимир: Пару слов, что он может? Он встречает людей?

Владимир: Да, он может встречать людей, общаться, отвечать на часто задаваемые вопросы, может оказывать навигационные услуги, то есть объяснять, где находится тот или иной предмет, магазин, если это торговый центр. Он может проводить до конкретного места, поскольку ориентируется в пространстве.

Владимир: Вы сказали, что она распознает голос, может отвечать людям. А какие технологии в ней используются? Вы говорите, что она ездит, понимает, где находится в пространстве, какие-то точки можно ей наметить. Какие технологии в ней используются, например, распознавания голоса? Я знаю, что и Google предоставляет свои библиотеки для использования распознавания голоса, и «Яндекс» дает свои технологии для этого. Что внутри Кики есть интересного, что позволяет ей быть такой умной и полезной?

Владимир: Там много чего интересного есть. Безусловно, мы используем технологии распознавания и Google, и «Яндекс», в зависимости от области применения, поскольку не всегда речь идет о русском языке. То есть наши рободевушки трудятся и за рубежом, поэтому требуется и распознавание иностранных языков. Если говорить о технологиях, то это синтез речи. То есть, она не только распознает речь, она еще и отвечает. Для этого нужно синтезировать речь. Тут могут применяться разные движки в зависимости от предпочтений клиента по голосу и тембру. Понятно, что мы используем женские голоса, поскольку робот у нас вроде как женского пола.

Владимир: Развейте миф. Многие думают, что кто-то сидит за стенкой и слушает, что говорит человек и через встроенный микрофон отвечает за робота. Это так или нет?

Владимир: Я приведу классический пример использования робота, над которым работает наша компания сейчас. Это магазин (непродовольственный retail), в котором выкладка товара не очень стандартная и типовая. Они посчитали, что 80% времени их продавцы-консультанты тратят на то, чтобы объяснить, где тот или иной товар находится и лишь 20% остается у них, чтобы консультировать по товарам. Они обратились к нам, чтобы мы этот процесс автоматизировали. Наша Кики распознает вопрос по поводу товара и отвечает, где он находится. Если необходимо, то провожает до места расположения этого товара.

Владимир: Понятно. То есть, внутрь можно залить базу ответов на самые часто задаваемые вопросы, можно расположить геолокации тех или иных вещей и, в зависимости от вопроса, проводить посетителя, рассказать на какой полке что лежит. Что еще внутри вашей сотрудницы?

Владимир: Еще она автоматически становится на зарядку, потому что ей нужно питание. Поэтому, когда она работает в автономном режиме, она контролирует свой уровень заряда. Хотя аккумулятора хватает на восемь часов, магазины, как правило, работают больше. Она чувствует это, возвращается на свою базу и становится на зарядку. Еще из интересных вещей — безусловно, технология распознавания лиц. Мы используем разные технологии разных компаний, в зависимости от сложности требуемого распознавания. Если необходимо просто поймать лицо, обеспечить face tracking, чтобы Кики отслеживала разговоры, следила за собеседником, поворачивая голову в нужную сторону, то это одни библиотеки, открытые, например. Если требуется более серьезное распознавание, чтобы она запоминала своего клиента, то это уже другие технологии других партнерских компаний, с которыми мы в этом плане сотрудничаем.

«Роботы нас поработят, но в хорошем смысле слова»

Владимир: Что сервисные роботы смогут сделать, может быть, немножко заглядывая в будущее? Какие преимущества автоматизации роботы смогут нам обеспечить?

Владимир: В первую очередь, это автоматизация тех самых однообразных рутинных процессов. Безусловно, вау-эффект, который вы упомянули, никуда не девается, и пока еще роботов не очень много, он будет сопутствовать любому применению роботов в бизнесе и способствовать увеличению продаж и привлечению внимания к тому или иному бренду, товару или услуге.

Если же говорить именно про утилитарные возможности, которые реализуют роботы, я приведу еще один пример. Фаст-фуд. На базе наших роботов есть проект, который уже реализуется одной из известных российских сетей ресторанов быстрого питания. Представьте себе, торговый центр, несколько наших Кики-барышень гуляет по торговому центру, они брендированы, соответственно, как сотрудники этого ресторана и всем своим видом призывают купить еду.

Как показывает статистика фаст-фуда, у 55% посетителей желание купить еду возникает спонтанно. И, соответственно, робот стимулирует это. Поскольку он путешествует, гуляет, например, в районе кинотеатра или входной группы, то есть не в классическом ресторанном дворике, а в местах скопления людей, нестандартных для покупки еды. Человек подходит и голосом или используя большой сенсорный монитор на груди у робота может выбрать и заказать еду, оплатить ее карточкой или Apple Pay и получить чек. Робот скажет ему, что через пять минут твой заказ будет на месте выдачи в стандартном ресторанном дворике.

Владимир ВенеровВладимир Венеров. Фото: Facebook

Владимир: Ну, это здорово. Осталось только, чтобы Кики приносила заказ к месту покупки самой еды и распознавала, кому отдать ее.

Владимир: Это другой проект, над которым мы работаем. Это роботы-официанты, то есть не столько даже роботы-официанты, сколько целый роботизированный комплекс по приему заказов в ресторане и доставки до столика. Это уже не совсем фаст-фуд, это там, где люди сидят за столиками. У робота меню, робот принимает заказ, а потом эту еду доставляет уже на подносе до столика.

Владимир: На ваш взгляд, с приходом роботов какие профессии будут находиться под угрозой или не так это страшно?

Владимир: Безусловно, какие-то профессии будут находиться под угрозой, то есть они будут постепенно исчезать, так же, как исчезает постепенно профессия оператора call-центра. Понятно, что сейчас они еще существуют, и люди отвечают, но это как раз яркий пример отмирания профессии.

Я буквально вчера был на форуме и рассказывал про сервисную робототехнику. На форуме call-центра World Forum как раз собрались специалисты по call-центрам. И они рассказывали о том, что уже почти 80% звонков обслуживают роботизированные программы. Но это не означает, что люди останутся без работы. Я в таких случаях люблю приводить пример с банками. Когда, чтобы выдавать наличность в массовом количестве, стали ставить банкоматы вместо кассиров, это не привело к тому, что всех кассиров переувольняли. Наоборот, это привело к тому, что банки стали более эффективны, у них высвободилось время, площади и сотрудники, и они стали оказывать какие-то дополнительные услуги. Ни один кассир не был уволен, наоборот, по-моему, еще донабрали, потому что стали более эффективны другие услуги, а кассирам просто пришлось поменять свою специализацию. То же самое будет и здесь. Будут создаваться новые возможности. Роботов тоже надо и обслуживать, и ремонтировать, и программировать.

Владимир: История с порабощением мира роботами — насколько это реалистичный сценарий, если на самом деле на это взглянуть серьезно? Ведь роботы становятся умнее, появляется искусственный интеллект, появляется большое количество данных, big data, которые роботы могут обрабатывать и принимать какие-то решения. Роботы давным-давно играют в шахматы и обыгрывают людей, может быть не господина Каспарова, но, тем не менее, нас с вами, наверное, могут обыграть. Насколько реалистично такое будущее страшное?

Владимир: Каспарова уже обыграли

Владимир: Ну вот, тем более.

Владимир: Безусловно, роботы нас поработят, но в хорошем смысле слова, также как нас поработили наши электронные гаджеты. Они же являются нашими помощниками, в машине мы по навигатору ездим, это приятно и удобно. Безусловно, роботы будут становиться все более эффективными и обходить человека в каких-то типовых стандартных операциях. Но чтобы нанести человеку какой-то сознательный вред, то есть то, что показывают нам в фантастических фильмах, вот для того, чтобы робот это стал делать, еще очень далеко. От искусственного интеллекта до искусственного сознания — еще пропасть.

Владимир: Какой будет Кики через 5, 10, 15 лет? Куда придет робототехника и что она сможет делать? Мы говорили о том, что Джефф Безос, создатель Amazon, уже гуляет с большой электронной собакой. Чего сейчас не хватает, над чем люди из вашей сферы работают, и давайте немножко провизуализируем, куда придет робототехника в ближайшем будущем, которое наступает на пятки очень быстро?

Владимир: Кики — это сервисный робот, как мы уже говорили сегодня, это робот-помощник, помощник в бизнесе и, как я вижу, в будущем помощник и в домашнем хозяйстве. Она будет, я надеюсь, развиваться в плане улучшения взаимопонимания, то есть улучшения общения человек–машина, человек–робот. Чтобы уже не только на какие-то там конкретные ключевые формулировки она отвечала, а чтобы можно было с ней вести полноценную отвлеченную беседу на абстрактные темы. Чтобы она смогла помогать в домашнем хозяйстве в плане того, чтобы принести, что-то там приготовить

Владимир: Чтобы чисто физические вещи могла уже делать.

Владимир: Да, то есть взаимодействовать уже с физическим миром своими руками, потому как сейчас руки имеют ограниченный функционал, но в будущем, надеюсь, что она это сможет. Робот-секретарь, который будет в компаниях. Кстати, робот-секретарь — это уже не совсем далекое будущее. Мы как раз тоже работаем над таким кейсом с одной из компаний. Кофе, конечно, она еще не будет приносить.

Владимир: Хотя почему бы не встроить в нее маленькую кофе-машину?

Владимир: Встроить — это уже не совсем то.

Владимир: Не встроить даже, а поставить рядом.

Владимир: Рядом поставить можно. Но чтобы она налила кофе и принесла чашечку — это, думаю, в будущем, лет через несколько, уже можно будет ожидать. То есть, в быту помощник, компаньон, в магазин отправить.

Владимир: Вы говорите больше про улучшение каких-то качеств, которые сейчас уже есть. Но если все-таки в мир фантастики, такой реалистичной фантастики заглянуть, какие навыки разрабатывают владельцы компаний, которые занимаются робототехникой? Чего еще не хватает? Какие еще функции, немножко фантастические, придут к нам с роботами?

Владимир: Мы, как любая робототехническая компания, особенно в сервисной сфере, поскольку это рынок только формирующийся, идем от потребностей клиентов и, соответственно, реагируем на эти запросы. Куда будут вести эти потребности, так мы и будем стараться, используя развивающиеся технологии, будем их пытаться удовлетворять при помощи роботов.


Материалы по теме:

Роботы в кино и их аналоги в реальности: чему удивиться прямо сейчас

Видео: в Японии создали андроида с лицом 10-летнего ребенка

Российские ученые создали робота с разумом младенца

«Тест Тьюринга для искусства»: роботы научились создавать картины, неотличимые от работ человека

Роботы повсюду: пора учиться «гибким» навыкам

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Поезд блокчейн-проектов точно еще не ушел»
  2. 2 «Надеюсь, что у наших людей хватит мудрости, чтобы научиться правильно договариваться с представителями бизнеса и зарегулировать сферу майнинга»
  3. 3 «Маркетплейс — это локальная история»
  4. 4 «Отсутствие удобного инструмента для оплаты — основная причина, по которой люди становятся неплательщиками»
  5. 5 «Люди могут терпеть опоздание, но не будут терпеть несоблюдение качества либо некорректное к себе отношение»
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!