Когда на старте бизнеса предприниматели раздумывают над формой юридического лица, большинство выбирают общество с ограниченной ответственностью. Эта инструкция поможет вам самостоятельно зарегистрировать ООО онлайн.
До регистрации
Шаг 1. Придумайте название
Это действительно важно, ведь наименование компании будет упоминаться во всех документах: в уставе, справочниках юридических лиц, в договорах и счетах. Учтите, что можно использовать не все слова: список ограничений можно посмотреть здесь.
Шаг 2. Выберите юридический адрес
Это может быть адрес собственного либо арендованного нежилого помещения, а некоторые компании указывают домашний адрес учредителя или руководителя.
Именно на юридический адрес будут приходить документы, письма и другие официальные бумаги, поэтому выбирайте тот адрес, по которому с вами можно будет связаться и где действительно будет находиться компания.
Если юридический адрес не соответствует реальному, ООО может подпасть под санкции Центробанка согласно Федеральному закону № 115-ФЗ. Подробнее о действии закона — в курсе «Самое важное о 115-ФЗ».
Адрес нежилого помещения
Если вы арендовали или планируете арендовать для офиса нежилое помещение, при регистрации ООО нужно будет предоставить два документа.
Домашний адрес
В некоторых случаях ФНС может отказать в регистрации в жилом помещении, а ещё если адрес регистрации изменится, вам придётся менять и юридический адрес. Помимо этого, ваш домашний адрес сможет узнать кто угодно, ведь реестр юридических лиц, ЕГРЮЛ, выложен в открытом доступе.
Шаг 3. Выберите коды ОКВЭД
Теперь вам нужно определиться с видом деятельности компании. Их может быть несколько. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) выберите все подходящие коды. Позже их надо будет перечислить в заявлении на регистрацию ООО: один основной и несколько дополнительных при желании. Обязательно проверьте, не нужна ли вам лицензия для выбранных видов деятельности. Узнать об этом можно в статье 12 Федерального закона от № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Если коды не будут соответствовать реальной деятельности компании, вы можете столкнуться со штрафами, блокировкой банковских операций, проблемами с контрагентами.
Шаг 4. Определите размер уставного капитала
Уставной капитал — это обязательные вложения на старте бизнеса. Минимальный размер — 10 000 рублей. Однако он может быть больше — в зависимости от сферы деятельности компании. Например, для букмекерской конторы, банка, страховой компании или производства и продажи алкоголя.
Размер уставного капитала будет зафиксирован в уставе компании и Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Также в уставе будут записаны доли участников.
Какую сумму внести?
Обычно рекомендуют вносить уставной капитал большего размера, чем минимальный. Так ваша компания не будет выглядеть несерьёзной «однодневкой» для банков и госучреждений. Универсальная формула: уставной капитал = минимальный размер + затраты на старт.
Уставной капитал можно вносить не только деньгами. Он может состоять из минимальной суммы и «остатка» в виде ценных бумаг, имущества или имущественных прав. В таком случае имущество должен оценить независимый специалист.
Если учредителей несколько, уставной капитал делится на доли. Каждый вносит свою долю самостоятельно.
Сергей, Антон и Олег решили создать ООО с уставным капиталом 100 000 рублей. Сергей готов внести 50%, а Антон и Олег — по 25%. Получается, что доля Сергея — 50 000 рублей, а доли Антона и Олега составят 25 000 рублей каждая. В таких же пропорциях в будущем будет делиться прибыль компании между учредителями.
Внести уставной капитал нужно на расчётный счёт ООО, в кассу или на баланс компании не позднее чем через четыре месяца после регистрации. Затем капитал можно тратить на нужды бизнеса. Однако со второго года работы компании стоимость активов должна превышать размер уставного капитала.
Шаг 5. Выберите систему налогообложения
Ещё до подачи документов нужно оценить потенциальные доходы и расходы бизнеса, количество сотрудников, размеры компаний-контрагентов и их юридические статусы. От этого будет зависеть ваша налоговая нагрузка.
Для ООО можно выбрать общую систему налогообложения (ОСН) или одну из трёх специальных: упрощённую (УСН), автоматическую упрощённую (АУСН) или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Узнать подробнее о разных системах можно на нашем курсе о выборе системы налогообложения.
Подать заявление о выборе системы налогообложения можно сразу вместе с документами на регистрацию ООО или в течение 30 дней после этого. Если вы не напишете заявление, вам автоматически назначат ОСН.
Компания может менять налоговый режим, но не чаще раза в год. Для этого нужно подать заявление в налоговую не позднее 31 декабря текущего года, если вы хотите перейти на УСН, АУСН или ЕСХН, и не позднее 15 января следующего года, если выбрали ОСН.
Шаг 6. Подготовьте документы
Состав пакета документов зависит от количества учредителей компании.
Регистрация ООО
Проще всего подать документы онлайн через банк, с которым вы планируете работать. Например, такой сервис есть в Альфа-Банке. Это бесплатно, без госпошлин, а ещё банк сам оформит вам электронную подпись и откроет расчётный счёт.
Вам нужны всего два документа: паспорт и СНИЛС.
Когда ООО зарегистрируют?
Налоговая рассматривает документы в течение 3 рабочих дней и затем присылает уведомление о своём решении.
После регистрации
Все документы пришлют на вашу электронную почту, они будут заверены электронной подписью ФНС. Если во время регистрации вы выбрали вариант «Получить на бумажном носителе», то за документами надо прийти в ту налоговую, где вы подавали заявление.