Кто-то боится быть навязчивым, а кто-то продаёт больше за счёт одного простого инструмента. Нужно только…

Ладно, никаких секретов под пэйволом, мы сегодня говорим о follow up письмах — элементах коммуникации, которые помогают продолжить общение с клиентами и партнёрами, закрепить договорённости, напомнить о себе и запомнить все важные итоги встречи.
Что такое follow up письмо
Если упростить, то follow up — это письмо вдогонку после встречи, созвона или другой формы коммуникации. В разных сферах жизни и бизнеса такие письма несут разные смыслы, но общая цель одна — закрепить результат коммуникации.
Вы провели встречу с потенциальными партнёрами, на которой договорились о сотрудничестве и ушли готовить документы для подписания договора. Чтобы зафиксировать сроки, ответственных и все нюансы этого процесса, можно прописать это в письме и отправить всем участникам встречи.
В курсе «Как заработать на продажах» мы подробно разбираем тему follow up писем с точки зрения работы с клиентами. Ниже небольшая памятка оттуда, а более подробно о стандартах общения с клиентами читайте в этом уроке.

В каких случаях нужно отправлять follow up письмо
Любая деловая встреча станет результативнее, если её итоги кто-то пропишет и разошлёт всем участникам.
Как составить follow up письмо
Выше мы привели в пример структуру письма, ориентированную на рабочие встречи, встречи с клиентами и партнёрами.
Есть несколько ключевых принципов составления эффективного follow up письма.
Ниже вы найдёте несколько примеров и шаблонов писем, применимых в разных ситуациях. Принципы составления писем и все примеры ниже предоставлены агентством персонального брендинга для руководителей «Космос-4».
Нетворкинг, знакомство с новыми людьми
Здесь уместна отправка электронного письма после встречи или мероприятия тем людям, с кем вы обменялись контактами. Можно пригласить собеседника на кофе или на обед, чтобы продолжить знакомство, отправить ссылки на полезную информацию и материалы, которые вы обсуждали.
Работа с аудиторией для развития личного бренда
Здесь фоллоу-апами можно считать рассылки после вебинара или мастер-класса, запросы обратной связи от слушателей и зрителей ваших выступлений или контента в соцсетях или напоминания о предстоящих мероприятиях.
Работа с клиентами и партнёрами
Письма по итогам встреч дают возможность закрепить бизнес-отношения, допродать услуги или получить положительный отзыв.
Даже просто поздравить партнёра или клиента с праздником — тоже follow up письмо. И оно может сыграть вам на руку.
Поиск работы или самопрезентация
Письма с итогами встречи уместны и в процессе прохождения конкурса на вакансии. По итогам собеседования эйчар обычно обозначает кандидату сроки обратной связи. Если в эти сроки вы не получили ответ, резонно напомнить о себе. Кроме того, follow up письмо уместно сразу после собеседования: можно уточнить что-либо, что вы не успели рассказать о себе, сказать, что вы будете рады продолжить общение и, к примеру, выполнить тестовое задание.
Кто отвечает за подведение итогов встречи
В разных ситуациях за отправление follow up письма могут отвечать разные люди. Если есть возможность и позволяют обстоятельства, лучше назначить ответственного за письмо по итогам встречи.
Это может быть тот, кто встречу проводил, — модератор, фасилитатор, менеджер по продажам. Как правило, именно координаторы общения и подводят итоги. Если такого человека на встрече не было, то итоги нужно подводить тому человеку, который инициировал это общение.
Помните, что главная ошибка в составлении письма по итогам встречи — вообще его не написать.