Top.Mail.Ru
Содержание
В начало

Как выбрать банк для открытия расчётного счёта

Узнайте, как выбрать подходящий банк, какие документы потребуются и на что обратить внимание

Бизнесу любого масштаба и отрасли для ведения дел нужно открыть расчётный счёт. На него зачисляются деньги от контрагентов, с него же перечисляются деньги поставщикам, отчисляются взносы и налоги в фонды и ФНС. Чтобы открыть счёт, нужно выбрать банк, разобраться со стоимостью и условиями обслуживания.


В статье мы объясним, зачем юрлицам и ИП расчётный счёт, можно ли работать без него, как выбрать банк и что нужно, чтобы открыть счёт в отделении или онлайн.

Открыть расчётный счёт для ООО и ИП
Подберём тариф с учётом масштаба и специфики вашего бизнеса
Нажимая кнопку «Узнать больше, вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных
Нажимая кнопку «Узнать больше», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных

Кому и зачем нужен расчётный счёт


Специальный счёт расширяет возможности ООО и ИП. Сделки совершаются быстрее, круг контрагентов растёт, нет ограничений на сумму сделки, в то время как без РС есть ограничение — не более 100 тысяч рублей.


С помощью расчётного счёта вы можете:

получать деньги от партнёров и клиентов;
платить поставщикам;
переводить на счёт собственные деньги;
перечислять зарплату сотрудникам;
платить за услуги для бизнеса;
оплачивать аренду;
уплачивать налоги;
брать кредиты и обслуживать их;
зачислять выручку с помощью самоинкассации или эквайринга;
снимать наличные в отделениях или банкоматах (с привязкой карты для бизнеса).

Компании и ИП по закону не обязаны открывать счёт, но вести дела без него неудобно, а иногда и вовсе невозможно. Вот какие сложности могут возникнуть.

Ограничения при работе с партнёрами. Согласно ГК РФ, операции между юрлицами можно проводить только через расчётный счёт, использовать карту физического лица нельзя.
Юрлица могут уплачивать налоги только через РС. Это касается и других отчислений от имени компании. Таким образом хоть закон и не обязывает ООО открывать расчётный счёт, открыть его всё же придётся.
Эквайринг (безналичную оплату) без РС подключить нельзя. Также не получится принимать оплату через интернет.
Невозможность участвовать в госзакупках. Все участники обязаны открыть РС.
Ограничение на сумму сделки. Существует ограничение для компаний, не имеющих РС — совершение операций на сумму до 100 тыс. рублей.
Невозможность взять кредит и лизинг. Банк выдает кредитные деньги только в безналичном виде на расчётный счёт компании.

У самозанятых есть привилегия: они могут использовать личный счёт для ведения предпринимательской деятельности. Начинающие ИП могут вести бизнес без РКО — расчётно-кассового обслуживания, — если работают только с наличными, а оборот их деятельности небольшой. Но рано или поздно отдельный счёт для бизнеса вам всё же понадобится. Попытки работать в серую могут обернуться санкциями со стороны контролирующих органов, штрафами и блокировкой личного счёта.


Как выбрать банк


Прежде чем открыть РС, нужно выбрать банк. Вот какие критерии важно учитывать.


Тариф

Для многих предпринимателей, особенно начинающих, минимизация расходов — вопрос выживания бизнеса. Да и при больших оборотах важно, чтобы комиссии за операции не съедали существенную часть прибыли.


Внимательно изучите условия, которые предлагает банк. Например, иногда тариф может быть по умолчанию бесплатным, но придётся платить высокий процент за каждое действие — переводы, платежи, снятие наличных.


Сегодня многие банки предлагают предпринимателям счета с разными тарифами и набором дополнительных услуг. Например, Альфа-Банк предлагает юрлицам и ИП бесплатное открытие счёта, комиссию от 1%, а также скидки и специальные предложения от партнёров. С преимуществами счёта можно ознакомиться на сайте банка.


Стоимость обслуживания в разных банках варьируется от 0 до 5 тыс. рублей и зависит от количества предлагаемых услуг. Однако не все опции действительно нужны предпринимателям — поэтому так важно тщательно сравнивать банковские предложения, чтобы выбрать оптимальный вариант.


Закон не ограничивает вас в количестве открытых счетов. Можно открыть несколько РС с разными тарифами, а затем выбрать из них наиболее подходящий. К тому же, наличие дополнительных счетов поможет, если один из банков по той или иной причине закроется или лишится лицензии.


Надёжность

Большинство банков предлагают выгодные тарифы и множество услуг для бизнеса. Тем не менее ежегодно некоторые из банков лишаются лицензии ЦБ. Задавшись целью выбрать банк, важно оценить его надёжность и репутацию на рынке. А ещё стоит узнать мнение других предпринимателей о том, где открыть счёт.


Деньги на счетах предпринимателей, как и деньги физических лиц, застрахованы Агентством по страхованию вкладов (АСВ). По закону предприниматель в случае отзыва лицензии у его банка может получить возврат до 1,4 млн рублей. Если ООО или ИП работают с большими суммами, есть смысл завести несколько РС в разных банках.


Условия

Заранее уточните, как устроено обслуживание в конкретном банке. Например, в некоторых банках платежи проводятся вручную, что увеличивает время их обработки. Тогда как в других банках эти процессы автоматизированы. А если вы выбрали банк с государственным участием, уточните у менеджеров, как быстро в нём решаются возможные проблемы, и внимательно изучите отзывы клиентов.


Дистанционное обслуживание есть почти в любом банке, но вот набор действий, доступных без посещения отделения, отличается. Ещё одно отличие — дополнительные опции, которые можно подключить к тарифу. Например, вам могут понадобиться торговый или интернет-эквайринг, овердрафт для бизнеса, чтобы покрывать кассовые разрывы, онлайн-бухгалтерия.


Значение имеет и уровень поддержки. Качественная поддержка со стороны банка 24/7 — как по вопросам обслуживания, так и по вопросам ведения бизнеса — облегчает жизнь предпринимателя, особенно на старте работы.


Бонусы

Некоторые банки предлагают бесплатное обслуживание в первые месяцы, установку терминала или кредиты на льготных условиях. Есть и другие полезные бонусы — бесплатная отчётность, выпуск банковских карт для сотрудников компании, кешбэк, скидки от партнёров.


Партнёрская сеть

При открытии РС банки выпускают и привязанную к нему бизнес-карту. Карта вам пригодится, но нужно сразу выяснить, сколько у банка банкоматов, позволяющих снимать наличные. Хорошо, если у банка есть партнёры — другие банки, в чьих банкоматах также можно снимать деньги со счёта без процентов. Если банкоматов немного, придётся тратить время на поиски или идти в отделение.


Пошаговый план открытия расчётного счёта


Сегодня почти во всех банках открывают счёт онлайн. Удалённый формат удобнее и быстрее, хотя некоторые предприниматели по-прежнему предпочитают решать все вопросы по поводу открытия лично с сотрудниками банка. Поэтому рассмотрим оба варианта.


В офисе

Для открытия счёта нужно прийти в отделение, заполнить заявку и передать документы на проверку. Список документов зависит от организационно-правовой формы бизнеса, а также от требований конкретного банка.


В универсальный перечень входят:

паспорт — для ИП,
заявление по форме банка,
паспорт руководителя ООО,
протокол об избрании руководителя,
устав организации,
выписка из ЕГРЮЛ.

Уточните заранее, не нужны ли дополнительные бумаги, чтобы не посещать отделение дважды. Многим банкам достаточно копий документов, но надёжнее будет захватить оригиналы.


Проверка документов займёт до трёх дней. Если претензий у банка нет, вам останется только прийти в отделение снова, подписать договор и забрать привязанную к РС карту. В некоторых банках не обязательно привязывать карту к расчётному счёту — это можно уточнить в отделении.


Онлайн

Открыть расчётный счёт можно не выходя из дома. Для этого нужно зайти в личный кабинет банка и подать заявку. Если вы уже являетесь клиентом банка, у вас будет преимущество: многие ваши документы уже есть в базе, что сэкономит вам время.


Универсальный алгоритм открытия расчётного счёта онлайн такой:

1.
Оформите заявку. Укажите ФИО, ИНН, контакты руководителя компании. Некоторые банки уже на этом этапе предлагают выбрать тариф.
2.
Подготовьте документы. ИП достаточно паспорта и заявки. ООО предоставляют онлайн те же бумаги, что и при личном посещении офиса. Иногда банк может дополнительно запрашивать отзывы ваших партнёров или информацию у других банков.
3.
Подпишите договор. Банк может предложить прийти в отделение для подписания договора или же прислать своего представителя. Удалённое подписание договора возможно, если у вас есть квалифицированная электронная подпись.
4.
Дождитесь окончания проверки. Банк должен убедиться, что с вашими бумагами всё в порядке, а ИП или ООО действительно существуют. Служба безопасности проверяет также репутацию фирмы, используя свои источники.

Если проверка пройдёт успешно, вы сможете пользоваться счётом уже через 1–3 дня. При необходимости банк запросит дополнительные бумаги или задаст уточняющие вопросы.


После открытия счёта вы получите доступ к личному кабинету и всем операциям, необходимым для ведения бизнеса. Юрлица и ИП смогут оформлять кредит или вклад, брать оборудование в лизинг, принимать оплату через интернет.