Top.Mail.Ru
Содержание
В начало
Какие бизнес-идеи можно защитить
Кто и как может украсть идею стартапа
Как защитить стартап от воровства идей
  • |
  • База знаний
  • |
  • Как защитить стартап: от идеи до успешного бизнеса

Как защитить стартап: от идеи до успешного бизнеса

Разбираемся, кто может украсть ваши идеи и как этого не допустить

У вас родилась идея на миллион, вы собираете ресурсы, занимаете деньги, рассказываете о своей задумке знакомым, ищите единомышленников, открываете стартап. И всё должно идти хорошо, пока вы не обнаруживаете, что вашу замечательную идею кто-то украл и, основываясь на ней, даже успел открыть бизнес. Вы терпите убытки, инвесторы не хотят давать вам деньги, ваш стартап под угрозой. Как так получилось и что теперь делать?  


Разберёмся, кто может украсть идею стартапа и как защитить свою бизнес-идею.

Какие бизнес-идеи можно защитить


Для начала давайте определяться, а действительно ли всё, что вы придумали, могут и хотят у вас украсть и так ли нужно защищать каждую свою идею.


Что у вас могут украсть


Ловкий Марк

Все помнят неоднозначную историю Facebook? Юный студент Гарварда Марк Цукерберг запустил внутреннюю сеть с фотографиями студентов и информацией о них. Через несколько дней после запуска Thefacebook старшекурсники братья Винклвоссы обвинили Марка в том, что идея создать подобный сайт принадлежала им, а Цукерберга они наняли в качестве программиста. Но он эту идею якобы украл и открыл свой стартап.

null

Судебные иски длились семь лет, мы все знаем, кто победил, но вот кто всё же был первым, так и останется загадкой. В любом случае Винклвоссы не смогли защитить идею, даже если она первоначально принадлежала им. А Цукерберг создал бизнес, капитализация которого превышала триллион долларов. Возможно, это один из самых известных и показательных случаев того, как бизнес-идеи могут утекать в руки к более предприимчивым.


Хитрый Александр

Если вы думаете, что проблема защиты своего стартапа новая, то это, конечно, не так. Подобные споры велись задолго до наших дней. Например, скажите-ка, кто изобрёл телефон? «Александр Белл», — ответите вы и будете правы и неправы одновременно. Долго так и считалось, однако в наше время в господине Белле стали сомневаться. 


Дело в том, что одновременно с ним, а то и раньше несколько других учёных работали над похожими устройствами. Сомневаться заставляет тот факт, что Белл долго и безуспешно пытался построить телефонный аппарат, а потом вдруг изменил технологию. По словам исследователей, перемены совпали с его поездкой в Вашингтон, где ему попалась на глаза работа коллеги-учёного Илайши Грея. Белл вдохновился идеями Грея и резко что-то поменял. Учёные подали заявку на патент одновременно — 14 февраля 1876 года. Только вот Белл получил патент уже 7 марта, а Грей остался ни с чем, и имя его неизвестно в широких кругах.

null

Случай породил слухи о возможном плагиате и коррупции в Ведомстве по патентам США. Кроме Александра Белла, над этой идеей работали и Антонио Меуччи, и Иоганн Рейс, но именно Белл оказался самым проворным. Как и в случае с Facebook и другими стартапами, узнать наверняка, кто был первым, не всегда возможно.

Украсть могут что угодно:
сюжеты произведений искусства;
образы героев книг, комиксов, мультфильмов;
музыку;
конкретные технологии;
формулы;
рецепты;
конкретные методы исполнения;
информацию о продукте и многое другое.

Однако здесь есть нюанс. 


Нужны ли людям чужие идеи


Иногда бывает, что идея настолько прекрасна, что заимствуют именно её. Однако стоит различать идеи самих продуктов и идеи их исполнения.

Чем отличаются идея продукта и идея исполнения
Чем отличаются идея продукта и идея исполнения

Так вот, как правило, идея продукта редко может привлечь настолько, чтобы её украли. Сама по себе она зачастую ничего не стоит.

Самая блестящая идея, которая не была ещё исполнена, стоит максимум $20. Блестящая идея, которая успешно реализована, может стоить $20 000 000
Основатель крупнейшего онлайн-дистрибьютора независимой музыки CD Baby Дерек Сиверс

Подумайте сами, сколько «идей на миллион» вы слышали? Не все из них можно реализовать, некоторые кажутся слишком сумасбродными, другие — непонятными, третьи — неплохими, но неизвестно, как воплотить их жизнь. Получается, что не каждую мысль можно превратить в бизнес. 


А вот что действительно стоит защищать — это именно идеи исполнения, то, как вы будете реализовать свой продукт. Чем более они проработаны, чем больше у вас уникальных планов, инструментов, знаний, чем конкретнее ваше видение, тем более привлекательным становится ваш стартап для кражи.


Что говорит закон


А закон в целом поддерживает мысль о том, что идея без вещественного выражения — это просто слова. Так, согласно главе 70 Гражданского кодекса, защите подлежат авторские права на произведения науки, искусства, литературы. Это может быть что угодно: от рассказа до докторской диссертации, от компьютерных программ до дизайна интерфейса. Важно одно — законодательно охраняется именно форма, а не просто содержание. Поэтому, если вы рассказали идею стартапа товарищу за чашкой кофе, а товарищ в обход вас её реализовал, скорее всего, вы не сможете ничего доказать, ведь ваша идея не была нигде зафиксирована. А вот если у вас были наработки дизайна, написанный код, рукопись или ещё какое-то вещественное выражение, доказать интеллектуальное воровство будет возможно.

null

Второй нюанс: у произведения должен быть автор, который предъявляет права. Казалось бы, это очевидно, но случаи бывают разные. Например, известный британский стрит-арт художник Бэнкси подавал в суд на компанию по производству открыток за кражу его произведений. Однако артист лишился прав интеллектуальной собственности на шесть своих работ и проиграл суд. Да, мы знаем, что есть такой художник, у него большая аудитория, а его работы очень узнаваемы, они выражены в вещественной форме. Однако Бэнкси предпочитает оставаться анонимным, никто не знает его имени. Суд посчитал, что только раскрыв личность, художник сможет получить права на спорные картины.

Бэнкси «‎Метатель цветов»
Фото с сайта commons.wikimedia.org
Бэнкси «‎Метатель цветов» Фото с сайта commons.wikimedia.org

Сегодня часто крадут именно идеи реализации бизнеса, а судебные процессы, связанные с их защитой, не всегда проходят в пользу автора идеи.


Иногда для исполнения достаточно ресурсов одного автора, тогда защитить идею стартапа проще — никому о ней не рассказывать раньше времени. Но чаще нужны дополнительные ресурсы, тогда приходится привлекать сотрудников, инвесторов, партнёров. И здесь уже встаёт вопрос о том, как и кто может идею украсть.  


Кто и как может украсть идею стартапа


Факторов риска у начинающего предпринимателя много. Особенно незащищённым его делает тот факт, что он не представляет крупную компанию, за ним не стоят юристы, адвокаты, маркетологи. Стартапы очень уязвимы как раз потому, что их владельцам нужна практически любая возможная помощь и ресурсы. Придётся обращаться к инвесторам или собирать деньги на краудфандинге. Нанимать первых сотрудников. Искать партнёров. Использовать все возможные бесплатные средства продвижения. И чтобы всё это осуществить и продвинуться, своим замыслом придётся делиться с другими людьми. Так от кого нужно быть готовым защитить стартап?


Партнёры 


Первый человек, который может украсть идею, — ваш партнёр. Как бы это не было печально, но часто судебные тяжбы ведутся именно между теми, кто когда-то решил работать вместе. Это первый рубеж, тот, кому вы доверяете, и с кем собираетесь строить бизнес. Обычно партнёру вы рассказываете всё в деталях, ведь вам предстоит равноправное сотрудничество. Но нередко находятся предприимчивые товарищи, готовые скрыться с вашими наработками и начать собственное дело.

null

Сотрудники


Вторая потенциальная опасность — ваши сотрудники. Вероятно, для воплощения идеи вам понадобятся люди. Для работы вы можете предоставить им доступы к архивам, репозиториям, чертежам, формулам, черновикам. А иногда вы просто можете быть неосторожны со своими системами безопасности, и работник получит доступ к информации, которая для него не предназначалась. Сотрудник может воспользоваться этим, оставить вас и начать своё дело с вашими идеями. 


Контрагенты


История с Цукербергом — наглядный пример того, как человек, с которым вы заключили договор, может собрать данные и открыть свой стартап. Формально программиста можно считать контрагентом, ведь он должен был выполнить ряд услуг и помочь с разработкой сайта. В итоге братья Винклвоссы получили $160 млн компенсации, что немало. Но Марк-то получил Facebook, и его состояние сегодня $163 млрд. Конечно, свой бизнес он сам развил до таких космических масштабов, возможно, его наниматели так не смогли бы.

null

По ходу развития вашего бизнеса вы будете общаться с подрядчиками, у которых тоже будет доступ к разному количеству информации о вашем проекте, и если вам попадётся недобросовестный контрагент, эта информация может быстро превратиться в чей-то чужой стартап.


Крупные компании


Возможно, один из самых сложных сценариев для молодого автора или предпринимателя — это когда его идея оказывается в руках бизнес-гиганта. Произойти это может по-разному. Иногда компании воруют идеи своих бывших сотрудников.

Совет

Не работайте над собственными проектами в рабочее время и на технике компании. Так очень легко доказать, что ваши наработки принадлежат вашему работодателю, и забрать их у вас.

Иногда корпорации сталкиваются с идеями в публичном пространстве: в интернете, на конференциях. Защитить бизнес от гиганта гораздо сложнее, чем от одного конкурента, ведь у корпорации куда больше ресурсов.

Заставка к мультфильму «Белый лев Кимба»

Так, например, компанию Disney обвиняют в краже идей и образов для мультфильма «Король лев». В 1965 году в Японии вышел мультик «Кимба Белый Лев» от гораздо менее известной, чем Disney, студии. Американская картина увидела свет в 1994 году. До сих пор неизвестно, действительно ли анимационный гигант украл что-то у японского мультипликатора Осаму Тэдзуки, но персонажи удивительно похожи. «Король лев» — одна из самых известных и кассовых картин компании, сборы которой больше $1,6 млрд. И хотя история Кимбы не совсем канула в Лету, она и вполовину не так знаменита и коммерчески успешна.


Конкуренты 


Именно стартапы часто выступают на конференциях, публикуют статьи и пресс-релизы, чтобы представить свои идеи и продукты. Конкуренты могут использовать эту открытую информацию, чтобы создать похожий продукт или усовершенствовать свой. Проблема в том, что тут вам очень сложно будет отследить, кто и как ваши идеи украл.

null

Как защитить стартап от воровства идей


Не стоит отчаиваться. Есть немало способов защитить бизнес. Если быть внимательным на всех этапах развития своего стартапа и придерживаться нескольких советов, риск использования ваших идей чужими людьми уменьшится. 


Итак, что делать для защиты своего стартапа.


Делитесь идеями осторожно


Здесь очень важно найти золотую середину. Если вы будете делиться всеми деталями своего замысла, вероятность, что идею украдут, возрастает. Казалось бы, вопрос решён: не недо делиться вообще. Но и это неправильно. Если не делиться совсем, вы рискуете не привлечь инвестиции, не найти сотрудников и контрагентов, которые помогут в реализации. Никакого бизнеса может не получиться.

Идеи умирают в тишине
Сет Годин, предприниматель и экономист

Но есть золотая середина. Её выявил американский предприниматель и писатель Дэйв Скулс. Он разобрал создание стартапа на этапы и определил, в какой момент стоит защищать свою бизнес-идею, а в какой можно ей поделиться.

Временная шкала «От идеи к реальности»
Временная шкала «От идеи к реальности»

Согласно Скулсу, самое безопасное время, когда можно делиться своей идеей, — начальный этап её формирования. Пока она ещё не превратилась в бизнес, ей не нужна защита, зато очень нужна обратная связь. Чем дальше вы продвигаетесь по шкале, тем более выборочно стоит разглашать подробности.


Подпишите NDA 


Соглашение о неразглашении, или NDA, — это рабочий инструмент, который можно использовать и на этапе переговоров, и во время сотрудничества. Соглашение можно заключить как с сотрудниками, так и с контрагентами и даже с инвесторами. Причём NDA может быть односторонним и двухсторонним. В первом случае вы доверяете человеку закрытую информацию, которую он обязуется не разглашать. Во втором — вы обмениваетесь секретной информацией.

null

Благодаря документу ваши идеи будут защищены, потому что нарушение его условий влечёт гражданско-правовую ответственность в виде штрафов. А в исключительных случаях, когда компании нанесён серьёзный урон, возможна даже уголовная ответственность.


Наймите юриста


Да, у стартапа много трат и мало денег. Но на юриста раскошелиться стоит. Молодого предпринимателя ждёт сложный путь, много подводных камней. Составить соглашения о неразглашении и трудовые договоры, оформить патент, защититься от судебных рисков, составить претензию — всё это сделать гораздо проще, если вам помогает юрист.

null

Если пока у вас нет своего юриста или вы не готовы тратиться на его постоянную зарплату, существуют сервисы, предоставляющие консультацию юриста бесплатно в рамках подписки, или за небольшую плату. Вам передадут контакты эксперта, с которым вы можете связаться и обсудить волнующие вас вопросы. Так, в рамках подписки на Альфа-Безопасность вы можете получить помощь юриста за 0 рублей. Специалист ответит на любые вопросы о бизнесе. 


Зарегистрируйте товарный знак или патент


Вспомните историю Белла и менее везучего Грея. Чтобы с вами не вышло так же, регистрируйте свои идеи. Товарный знак помогает выделить компанию среди конкурентов и приравнивается к интеллектуальной собственности.

В качестве товарного знака можно зарегистрировать
тексты;
слоганы;
изобразительные объекты;
комбинированную форму.

Патент же — это регистрация изобретений, моделей, образцов. Чтобы получить патент, они должны быть оригинальными, уникальными, промышленно применимыми.

null
Патент даёт значительные преимущества при защите ваших разработок:
объект охраняется государством, его нельзя использовать без вашего разрешения;
его не может зарегистрировать другое лицо;
товарный знак может стать самостоятельным продуктом и приносить деньги.

Товарный знак и патент регистрируются в Роспатенте. Для этого нужно подготовить заявку на регистрацию и направить её в Федеральный институт промышленной собственности Роспатента. Он проведёт экспертизу вашей идеи и определит, достаточно ли она уникальна, чтобы её зарегистрировать.

Срок действия патента на изобретение — 20 лет.

Срок действия товарного знака — 10 лет с возможностью продлевать его неограниченное количество раз

Получение товарного знака не самая простая задача, с решением которой может понадобиться профессиональная помощь. Например, специалисты Альфа-Банка могут помочь с защитой бренда: поддержать вас от заявки до получения документа. Сервис Защита бренда входит в подписку Альфа-Безопасности.


Проверяйте подрядчиков и сотрудников


Конечно, от всех на свете рисков не будешь защищён, но их можно минимизировать, если заранее проверить своих сотрудников и контрагентов. Можно оценить их благонадёжность, прежде чем заключать договоры. Услуги по проверке позволяют узнать о задолженностях, штрафах, судимостях и правонарушениях потенциальных сотрудников. В случае с контрагентами вы сможете узнать информацию о блокировках их счетов, участие в арбитражных делах и т. д. Также выяснить, находятся ли ваши контрагенты в реестре дисквалифицированных лиц или в реестре недобросовестных поставщиков.


Подобные продукты есть у Альфа-Банка, и получить их можно как каждый по отдельности, так и по подписке Альфа-Безопасность, в которую входит семь сервисов для вашего бизнеса.  


Воспользуйтесь комплексным предложением банка


Кроме того, по одной подписке можно полностью обезопасить ваш стартап и получить услуги проверки контрагентов и сотрудников, помощь в регистрации товарного знака, уведомления о проверках надзорных органов и штрафах, помощь юриста и даже безопасное хранение документов.

Например, такой сервис Альфа-Безопасность есть у Альфа-Банка. Подписка поможет предпринимателям защититься от непредвиденных убытков и рисков.

Защищайте информацию


Удивительно, но огромное количество информации попадает в чужие руки из-за человеческого фактора. Казалось бы, не стоит напоминать, что нельзя хранить пароли на стикере на рабочем столе, но многие продолжают так делать.

null

Чтобы документы было сложнее заполучить, защищайте доступы к важным папкам с помощью паролей и ограничений, пропускайте через шредер ценные бумаги, не оставляйте в открытом доступе свои компьютеры, съёмные диски, папки с документами. Стирайте всю информацию с доски после собраний. Это просто, не требует усилий, зато поможет вам избежать кучи неприятностей.

В Альфа-Банке для этого есть сервис Альфа-Диск — надёжное и безопасное хранилище. Это 200 МБ, где все данные защищены паролем. Вы подключаете подписку Альфа-Безопасности, создаёте папку, загружаете туда любые документы и материалы и сами решаете, кому предоставить к ним доступ.


Создание стартапа — идея непростая и амбициозная. Она потребует упорства, усилий и внимательности. Если у вас есть идея на миллион, часть дела уже сделана. Развивайте её, защищайте от воришек и помните, что кто не рискует, тот не пьёт шампанское.