Top.Mail.Ru
Лонгриды

Как планы Google отказаться от привычного поиска могут изменить интернет

Лонгриды
Иван Козлов
Иван Козлов

Журналист RB.RU

Григорий Щеглов

То, что Google – гигантская компания, факт очевидный. Однако, сложно представить, насколько. По последним данным, их материнская компания Alphabet стоит практически 1,5 трлн. долларов. Но даже если не учитывать огромное количество сервисов, проектов и систем, принадлежащих корпорации, Google остается лидером среди поисковых систем.

Поисковик популярен настолько, что опережает всех конкурентов вместе взятых, занимая более 90% рынка. Но это не значит, что компания живет по принципу «работает – не трогай». Напротив, команда постоянно модернизирует и изменяет свой продукт. И сейчас они находятся на пороге большого изменения – добавления в поиск искусственного интеллекта. Разбираемся, как это повлияет на Google и интернет в целом.

Как планы Google отказаться от привычного поиска могут изменить интернет
  1. Лонгриды
Автор: Григорий Щеглов

Содержание:

Как Google работает сейчас

На текущий момент поисковик работает по принципу выдачи списка ссылок, соответствующих запросу пользователя. Помимо прочего, у Google имеется вкладка быстрых ответов и вопросов по теме. Они выносят прямиком в поисковую страницу короткие тезисы. Часто их вполне достаточно, чтобы ответить на вопрос, но тем не менее, к каждому ответу прилагается ссылка, ведущая на сайт-источник.

Разумеется, сайтам выгодно быть в самом верху поиска. Ведь подавляющее большинство из них работает за счет размещаемой рекламы. Чем выше ссылка — тем больше входящий трафик. Чем больше трафика — тем дороже реклама.

Сайты борются за первые строчки поиска при помощи SEO. Если коротко, то это комплекс работ по оптимизации сайта под требования Google и других поисковых систем. Это кропотливый процесс, которым, как правило, занимается отдельный специалист. Он собирает семантическое ядро поисковых запросов, проводит аудит, составляет техзадания для сотрудников и не только.

Более того, на выдачу сайта влияет уникальность и эксклюзивность контента. Чем больше сторонних источников будет ссылаться на сайт как на первоисточник или цитировать его — тем лучше.

Говоря коротко, над попаданием в топ-10 выдачи поисковика сайтам приходится долго и усердно работать. Но доходы от рекламы это с лихвой компенсируют.

Какие нововведения уже добавляли

Как мы уже писали, сам поисковик тоже не стоит на месте. И несмотря на то, что Google остается монополистом, еще в 2022 году западные СМИ писали, что сама система умирает. Так, все меньше американцев пользуется классическим поиском. Они предпочитают соцсети — TikTok, Instagram*, Reddit и Pinterest.

Google уже много лет борется за актуальность, добавляя все новые и новые функции. Когда в 2019 году короткие вертикальные видео набрали популярность, в поиск добавили тиктоки. А еще через год, компания запустила собственный сервис YouTube Shorts, видео откуда также попадают в поиск.

Серьезные апгрейды получили и карты. Так, в крупных европейских и американских городах — Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Токио — запустили сервис Live View.

Но этого компании не достаточно. Так, еще в прошлом году NYT сообщали, что Google активно следит за успехами конкурентов на поприще искусственного интеллекта и даже создали специальное подразделение, ответственное за внедрение технологии в их продукты. Во многом на это повлиял рост стартапа OpenAI и намерения Samsung заменить поисковик на своих устройствах на Bing от Microsoft. А причина все такая же — в Bing использование искусственного интеллекта анонсировали еще в феврале 2023 года.

Что изменится в ближайшее время

И вот наступило время конференции Google I/O, на которой прозвучало громкое заявление: будущее поиска за ИИ. Вместе с тем было объявлено, что их новая модель Gemini «сможет выполнять работы по поиску вместо человека».

По словам Лиз Рид, возглавившей отдел поиска в Google, ИИ интегрируется практически во все продукты системы. С этими возможностями можно не только получать сжатое саммари по запросу, но также искать информацию в видео и генерировать маршруты поездок прямо на странице поисковика.

Как пример, она приводит достаточно сложные и в некотором роде субъективные задачи, с которыми поиск до сих пор справлялся с трудом. Например, обновленная система сможет найти «лучшую студию йоги или пилатеса в Бостоне с рейтингом более четырех звезд, которая находится в получасе ходьбы от Бикон-Хилл». 

Рид отмечает, что Gemini пригодится в более сложных ситуациях, в которых требуется выполнить несколько поисковых запросов и с которыми обычно и вовсе не обращаются к Google.

Что это значит для трафика сайтов 

Если говорить глобально, то главное опасение владельцев сайтов — они станут просто не нужны. Ведь ИИ сам выдаст всю информацию в исчерпывающем объеме, без нужды перехода на сторонние ресурсы. И отчасти эти опасения не беспочвенны. Любая ссылка в интернете и так срезает определенное количество трафика, а получив простой и быстрый ответ, пользователи вряд ли будут копать глубже. Но мы попробуем вас успокоить.

Во-первых, еще на конференции представители Google озвучили идею о том, что их ключевая задача — объединить искусственный интеллект с уже существующей системой Knowledge Graph, на основе которой поиск работает сейчас.

Рид утверждает, что баланс будет достигаться посредством ссылок на источники и ориентированием в основном на локальный контент. Иными словами, для получения обширной картины по запросу, одного ответа от ИИ будет мало. «Люди по-прежнему будут обращаться к качественным источникам», — заявляет она.

Во-вторых, пока нововведения выглядят не как борьба компании с собой же, а как противостояние растущей популярностью соцсетей, где пользователи ищут информацию по жизненным вопросам вроде выбора кофейни или места для досуга. ИИ призван если не заменить, то хотя бы аккумулировать отзывы пользователей и выдать выжимку.

И все-таки, как такового фильтра для Gemini нет. А если брать во внимание стремление людей к упрощению, то новинка способна подкосить рынок SEO-оптимизации.

Можно ли доверять ИИ

Каждый, кто хоть раз игрался с нейросетями, знает, что их работа хоть и стремится к лучшему, но пока далека от идеала. Несмотря на огромные успехи и без преуменьшения семимильные шаги в совершенствовании языковых моделей, на практике они до сих пор полны галлюцинаций и ошибок.

Пожалуй, в решении частных запросов о наличии булочек с корицей в ближайшей пекарне, короткие ответы AI Overview справятся. Но, что если спросить у системы что-то более фундаментальное?

В интервью The Verge CEO Google Сундар Пичаи заявил, что с галлюцинациями поможет бороться кнопка факт-чека. Если информация от ИИ покажется пользователю сомнительной, он сможет проверить ее, прогнав через обычный поиск. Кроме того, нужно еще раз напомнить, что искусственный интеллект будет давать и ссылки на первоисточники.

Как это изменит интернет

Как и любое большое нововведение, появление в поиске полноценного искусственного интеллекта меняет все. И в первую очередь, это касается маленьких сайтов с их незначительным трафиком. Сложно сказать, на какие аспекты будет ориентировать Gemini при поиске источников, но наверняка — посещаемость сайта станет одним из главных.

Вероятно, сократится также значимость туристических порталов и сайтов с отзывами. Если до этого пользователи искали там живой человеческий опыт, то теперь их заменит обобщенный ответ.

Журналисты Dailykos предполагают, что Google предложит в своем поисковике новую систему монетизации. Например, на продажу будут выставлены места со ссылками внутри ответа ИИ, но эта информация пока никак не подтверждена.

Пожалуй, самый главный вывод, который можно сделать — введение ИИ в поиск лишь усилит актуальность социальных сетей. Уже сейчас они становятся идеальной стартовой площадкой для многих начинающих новостных, научных и познавательных порталов.

Прежде упор на SMM вместо SEO определяли такие факторы как наличие органичного притока пользователей и простой функционал в использовании. Теперь же, когда ИИ отделит маленькие порталы от крупных, бороться за место в его топе будет бессмысленно или попросту дорого.

Если брать во внимание, что именно с этой проблемой и борется Google — можно надеятся, что обещанный на Google I/O ответ все-таки будет найден. Может быть не сразу, но классический поиск наверняка останется жив. 

Фото на обложке сгенерировала нейросеть Midjourney.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В топе «Яндекса» и «Гугла»: что нужно знать бизнесу про поисковый маркетинг
  2. 2 Обновление Google и новая реальность SEO-специалистов
  3. 3 Тренды геосервисов 2024: «умная» навигация, ИИ-симуляция маршрута и «соцсети» на картах
  4. 4 Search Generative Experience: новая эра поиска Google. Как компаниям подготовиться к нововведениям?
  5. 5 Нейросети в помощь грибникам
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта

ВОЗМОЖНОСТИ

14 июля 2024

15 июля 2024