Rusbase

Как и зачем корпорации проводят хакатоны?

И чем они заканчиваются


23 апреля 2019



Май 2010 года в Нью-Йорке выдался таким же, как и всегда: тепло, солнечно, идеально, чтобы прогуляться по Центральному парку с чашкой кофе. В это время два программиста — Джаред Хехт и Стив Марточчи — сидели в замкнутом пространстве в окружении пиццы, Red Bull и еще трех сотен таких же как они на трёхдневном хакатоне TechCrunch Hack Day. И не зря, потому что именно тогда они разработали приложение GroupMe для группового общения друзей, родственников и коллег. Скоро разработчики привлекли инвестиции в проект, а через год приложение купил Skype за 80 млн долларов.

Случаи, когда корпорация покупает продукт, который был создан хакатоне, редки. Обычно компании сами организуют хакатоны или участвуют в них, чтобы не выпускать разработки из рук. Facebook, Google, Alibaba, Tinkoff, Альфа-Банк, Газпром — далеко не полный список компаний, проводивших свои хакатоны. Зачем им это? Расскажем дальше.
Что такое хакатон?
Слово «хакатон» образовано из двух: «хакер» и «марафон». Получается, «марафон хакеров»? Изначально — почти да. Первый хакатон прошел в 1999 году, и на нем действительно встречались «почти» хакеры — разработчики криптографического ПО. Потом термин перешел на всю IT-сферу, и теперь хакатон — это конкурс для IT-специалистов, на котором команды ищут решение какой-то задачи. Хакатон идет несколько дней, за которые разработчики генерируют необычные идеи или новые продукты.

Обычно задачи практические: разработать API, приложение или новый сервис. Чаще всего это нужно крупным компаниям и корпорациям — небольшие бизнесы просто не способны организовать и оплатить мероприятие на 2-3 дня на несколько сотен человек с крупными денежными призами.

Зачем же корпорациям тратить время, ресурсы и деньги на хакатоны? Внутри уже есть отделы разработки, чтобы решить любой вопрос и запустить любой продукт. Разве нет?
Поиск инноваций и свежих идей внутри компании
и по всему рынку
Верно. У корпораций почти безлимитные ресурсы и отличные условия для сотрудников. С одной стороны, условия почти тепличные — хитрый мозг решит, что жизнь удалась, и перестанет выдавать креатив. С другой, много типовых задач, скрамы, таски, код, код, код — и вот макушку греет профессиональное выгорание. Мотивации на свежие идеи в таких условиях можно не ждать.

Корпорации это понимают и организуют хакатоны, чтобы найти новые идеи или прорывные разработки. Часто извне, иногда и внутри компании.
VRTech и Внешэкономбанк, хакатон VRGame
Например, хакатон VRGame был посвящен виртуальной реальности. Организаторы — группа компаний VRTech, компания Внешэкономбанк, Актум и НИТУ «МИСиС». Первые поставили задачу разработать VR-игру для своего павильона CINEMAVR, вторые — систему переговоров в виртуальной реальности на несколько человек. Проект команды-победителя с прототипом многопользовательской VR-игры «забрала» себе VRTech.
«Лаборатория Касперского», Innovathon
«Лаборатория Касперского» создала бизнес-инкубатор внутри компании, в котором можно предложить и развить свою идею, получить финансирование и запустить проект. В рамках инкубатора в «Лаборатории» запущен Innovathon — хакатон для поиска инноваций. Инноватон направлен на формирование культуры инноваций и не используется для воронки — это «подогрев» сотрудников, формирование новой среды. Поэтому на Innovathon нет ни KPI с точки зрения запущенных проектов, ни подсчета окупаемости.
Главная цель Innovathon — дать инноваторам, работающим в «Лаборатории Касперского», возможность развивать собственный проект в компании. Само мероприятие — это «отправная точка», способ протестировать первые гипотезы и проработать бизнес-часть.
Анна Кеуш
Менеджер по инновациям бизнес-инкубатора «Лаборатории Касперского»
Компания провела уже два «инноватона» — в 2017 и 2018 году. В среднем на 1 инноватон приходится 120 регистраций, 70 участников и 20 проектов. На Innovathon минимальный процент «отвала»: в первом не отвалился ни один проект, а во втором отпала одна команда стажёров. Такая статистика — следствие высокой мотивации сотрудников, объясняет Анна Кеуш.

Один из проектов, который защитился в первом инноватоне, сейчас развивается в бизнес-инкубаторе «Лаборатории Касперского» и подписал договор на пилот. После второго инноватона — два проекта на стадии проработки, о результатах говорить пока рано.
Корпорация может проводить хакатоны для решения конкретных бизнес или технологических задач, поиска крутых специалистов или команд, поиска новых идей и технологий. Для внутренних мероприятий цели немного другие: мы ищем решения, идеи и чемпионов, которые готовы стать драйверами их развития в компании.
Анна Кеуш
Менеджер по инновациям бизнес-инкубатора «Лаборатории Касперского»
Решение задач внешними силами
Точно так же, как с поиском новых идей, компании экономят бюджеты и время на решение своих проблем за счет сторонних команд. Хакатон — это сотня разработчиков и несколько рабочих решений своей задачи за пару дней.
«Яндекс», Антихакатон
Лидер в решении своих бизнес-задач чужими руками — «Яндекс». Кроме регулярных встреч разработчиков, конференций и митапов, «Яндекс» проводит хакатоны. В хакатоне для «Яндекс.Погоды» разработчиков заставили предсказывать погоду, в «Яндекс.Такси» — предсказывать спрос на такси, а в «Яндекс.Деньги» — разработать решение для сбора донатов во время стримов.

В «Яндекс.Деньги» мероприятие назвали «Антихакатон», предоставили API, документацию и 100 000 рублей призовых. Хакатон длился долго — 2 недели. Победили 4 студента из ВШЭ, которые создали «ЯСтрим» — платформу для сбора донатов во время трансляций на YouTube и Twitch. Сейчас сервис доступен в бета-версии.
Решение задач быстро. В рамках хакатона — за 48 часов или меньше
PicsArt, PicsArt AI Hackathon
Пластический хирург в США зарабатывает в среднем 30-36 тыс. долларов в месяц. Это человек, который омолаживает людей. Как получить месячную зарплату американского пластического хирурга за 48 часов? Разработать приложение, которое людей старит…

С 30 ноября по 2 декабря прошлого года прошел PicsArt AI Hackathon, первое место на котором заняла команда VUDU Camera. За 48 часов, отведенных на хакатон, команда разработала приложение, которое в реальном времени старит и молодит людей — и получила приз в 30 000 долларов. Приложение обрабатывает не фотографии или отснятое видео, а видео потоковое. Аналогов пока нет, поэтому победа заслуженная. Что интересно: из всей команды только один человек присутствовал на мероприятии, все остальные работали удаленно.

PicsArt AI Hackathon организовала компания PicsArt, которая занимается контентом и визуализацией историй в соцсетях. Основной офис компании находится в Сан-Франциско, а общая аудитория, с которой она работает, — 100 млн пользователей. В Москве у PicsArt отделение разработки в AI. Оператором хакатона от PicsArt выступила команда Spinon.

Кроме VUDU Camera, PicsArt наградила еще 4 проекта. Пять команд-победителей получили на всех 100 тысяч долларов призовых, а PicsArt— новые разработки.
Короткие хакатоны популярны среди компаний: «Тинькофф банк», «Альфа-Банк», ABBYY, Почта Mail.ru и СКБ Контур пользуются этими мозго-штурмами, чтобы получить перспективные продукты для дальнейшего развития.
Возможность найти хорошие кадры
Росбанк, Хакатон Росбанка и Rosbank Tech.Madness
При проведении соревнований для разработчиков мы используем две взаимодополняющих концепции — мы проводим как специализированные онлайн-соревнования для аналитиков больших данных, так и более традиционные 48-часовые командные хакатоны. Наши основные цели не отличаются от тех, с которыми хакатоны проводят на рынке — это поиск талантливых кадров, свежие идеи, неожиданный подход к решению задач и вклад в продвижение бренда на рынке.
Владимир Байдусов
Управляющий директор по инновациям и стратегическим проектам Росбанк
В IT дефицит квалифицированных кадров: на это жалуются и работодатели, и кадровые агентства. Одно из решений кадрового вопроса для компаний — хакатон. Росбанк к 2019 году провел два хакатона, важнейшей целью которых было найти профессионалов в команду. Первый прошел весной 2017 года и был «тестовым»: попробовать, совершить ошибки и научиться на них.

На хакатоне команды поделили на две части — незрелые и сформировавшиеся, у которых уже был продаваемый продукт. Молодые команды допустили к хакатону, а зрелые отправили по воронке встреч с бизнес-подразделениями.

В результате с двумя командами были запущены пилоты, и некоторые из них банк уже признал успешными. Росбанк также переиспользовал механику геймификации, предложенную на хакатоне, для внутренней социальной сети. Сейчас соцсеть функционирует практически на полную мощность.

Ко второму хакатону Rosbank Tech.Madness осенью 2018 в банке подошли совершенно иначе.
Первая цель Rosbank Tech.Madness — получить пользу для бренда, показать себя технологичной компанией.
Вторая — дать сигнал рынку, что в команду нужны сильные игроки для работы над мобильным и интернет-банком и другими проектами, и нанять определенное количество специалистов. Поэтому концепт и механика мероприятия в корне отличались от типовых хакатонов, проводимых на рынке.

В компании составили список реальных задач, которые требуют решения в розничном и в корпоративном бизнесе. Задач было около 30, а команд на площадке 20, в сумме на 100 человек. Команды тщательно отбирались экспертами Росбанка из 400 заявок на участие.

Чтобы устроить настоящий баттл между участниками и уравнять всех в шансах на победу, задачи были распределены случайным образом на открытии. Этот подход отсеивает готовые решения, с которыми часто приходят команды, чтобы затем просто поменять цвета в приложениях и сервисах на корпоративные. Это, конечно, красиво и эффектно, но в реальном бизнесе — бесполезно.

В финальный день презентаций Росбанк привлек штатных программистов для оценки качества кода и рассмотрения технического решения в целом. Голос сотрудников имел вес 25% в общей оценке. Штатные разработчики вместе с командами смотрели код, выложенный на GitHub, и разбирались в технических нюансах. Со слов участников, это большой плюс, так как на хакатонах часто смотрят только на питч.
Лайфхак от Росбанк
Добавляйте менторов или product owner'ов по тем тематикам, в рамках которых участники работают. Эти люди выравнивают команды в отношении решения поставленных задач и должны быть доступны постоянно.
По итогам хакатона все задачи были решены, а из 20 команд к финалу дошли 19 — разбежалась только одна. Росбанк также нанял 5 человек (хотя рассчитывал на 3-4) и часто прибегают к списку профайлов участников хакатона. Реальность второго хакатона полностью совпала с ожиданиями благодаря опыту первого, прописанным целям и жесткому управлению.
Если поставить четкие цели, продумать механику до мелочей, то мероприятие однозначно окупится. В нашем случае это произошло после обоих мероприятий, но если по итогам первого хакатона эффект был отложенным и проявился позже, то во втором — мы достигли поставленных целей практически сразу после того, как мероприятие завершилось.
Владимир Байдусов
Управляющий директор по инновациям и стратегическим проектам Росбанк
«Лаборатория Касперского», SafeBoard
«Лаборатория Касперского» тоже использует хакатоны для поиска новых сотрудников. В основном подобные мероприятия проводит отдел образовательных программ «Лаборатории», который курирует такие активности по всему миру. Собственные хакатоны и участие в сторонних помогает компании поддерживать репутацию эксперта в сфере кибербезопасности, повышает узнаваемость бренда среди молодежи и доверие в студенческой и академической среде и, конечно, помогает набирать сотрудников в команду.
С помощью таких активностей мы находим по-настоящему талантливых ребят, которых можно было бы пригласить в «Лабораторию Касперского» на работу или стажировку, или предложить им участвовать в академических активностях и развивать в своем университете направление информационной безопасности.
Денис Баринов, руководитель направления образовательных программ «Лаборатории Касперского»
Каждый год компания проводит набор студентов в программу стажировок SafeBoard. Сначала кандидаты регистрируются, потом проходят онлайн-тест и переходят на последний этап отбора — хакатон SafeBoard Hackathon. После него студенты принимаются на стажировку, а отличившиеся на стажировке — в штат.

Хакатон состоит из двух частей: игры на проверку умения работать в команде и командного решения технических задач по направлениям стажировки — исследование угроз, разработка, тестирование, системный анализ и системное администрирование. Стажеров выбирают сотрудники «Лаборатории Касперского» — не только обладателей выдающихся навыков в своей области, но и тех, кто сможет органично вписаться в новую команду.

Последний раз такой хакатон проводили в октябре 2018. В нем приняло участие больше 200 человек, из них отобрали 140 студентов. По результатам занятий и финального отбора 75 человек стали стажерами в разных технических командах «Лаборатории Касперского». За все время программы стажировок SafeBoard 42% студентов перешли в компанию на штатные позиции.
«Газпром-Медиа РТВ», Hack the Media
За талантливыми и амбициозными сотрудниками охотятся не только IT-компании, но и игроки медиаиндустрии. «Газпром-Медиа РТВ» владеет каналами ТНТ, ТНТ4, 2х2, «Пятница», «Матч» и ТВ3, а также сайтами каналов, интернет-площадками, мобильными играми и приложениями.
Хакатоны для нас — это прямой доступ к разработчикам высшего уровня с опытом в самых современных аспектах программирования. Благодаря тесному общению в короткие сроки мы оцениваем их не по резюме и собеседованию, а сразу как менеджеров проектов или продуктов, тимлидов и разработчиков.
Пресс-служба «ГПМ РТВ»
В апреле прошлого года компания провела «Hack the media», двухдневный хакатон с призом в 500 тысяч рублей на трех победителей, в сентябре — Big Data Hackathon c таким же призовым фондом в рамках Big Data Conferenсe. В обоих хакатонах задачи были связаны с Big Data, поскольку компания накопила гигантский массив информации, которую можно было использовать.
На хакатоне мы нашли действительно ценные на рынке кадры, которые стали частью нашей IT-команды и уже работают над тестированием системы, которая разработана на первом «Hack the media».
Кроме того, это заряд вдохновения, импульс — иногда полезно ломать шаблон привычной корпоративной среды и хотя бы какое-то время поработать с кем-то извне. За два дня мы смогли создать несколько решений, разработка которых в стандартных условиях или занимает гораздо большее время, или невозможна.
Пресс-служба «ГПМ РТВ»
Продвижение компании как инновационной и технологичной
«Эвотор», Hacking Man
В декабре 2017 компания «Эвотор» провела хакатон Hacking Man. Оператором хакатона Hacking Man выступила команда Spinon.
Мы сделали реально безбашенный хакатон, такой нескончаемый рок-н-ролл, с программированием, палатками, нырянием в бассейн из шариков, мозговыми штурмами и перформансами. Но главное — мы сделали один из немногих хакатонов, которые имеют смысл, ведь идеи не присваивались организатором, а оставались у участников и могли стать базой для их постоянного заработка.
Сергей Андрияшкин
Маркетинг-директор «Эвотор»
На хакатон было подано 200 заявок, из них отобрали 50 команд. За 1,5 дня разработчики создали работающие продукты и презентовали свои идеи экспертам и предпринимателям. В итоге осталось 16 команд, которые предложили самые интересные и продуманные идеи по мнению лидеров «Эвотора».

«Эвотор» — это цифровая экосистема для предпринимателей. Основной продукт — многофункциональный смарт-терминал: онлайн-касса, кабинет для управления бизнесом, интеграции с 1С, складской системой, подключение принтеров и банковских терминалов. Второй продукт — открытая платформа для продажи и доставки сервисов «Эвотор.Маркет». Любой разработчик может прийти на платформу и продавать своё решение клиентам «Эвотора». Первой задачей хакатона было как раз получить идеи и приложения в «Эвотор.Маркет».

Вторая задача — познакомить сообщество разработчиков приложений с концепцией «Эвотора» и возможностью реализовывать и зарабатывать на своих идеях для малого бизнеса. До «Эвотор» в этой сфере главенствовали 1С и IT-департаменты крупных сетей, а разработчики игр, сервисов, приложений на Android или iOS оставались за бортом.

Вторая задача была выполнена на 100%: компания создала большой шум в среде разработчиков относительно бренда. А вот первая задачу решили не полностью. Мало кто из числа победителей дошел до полноценного запуска сервиса в «Эвотор.Маркете», так как работающее приложение должно соответствовать высоким требованиям, включая качественную техподдержку.
Лайфхак от «Эвотор»
Один из уроков хакатона от «Эвотор» — работа не заканчивается вручением призов, скорее, только начинается. Чтобы приложение дошло до витрины, необходима долгая менторская работа команды разработки, а также мотивация участника продолжить заниматься этой темой и желание дальше строить на этом бизнес.
Эффективность хакатона определяет постановка задачи «на входе». Если вы хотите получить работающий продукт, сервис, то не всегда хакатон — лучший вариант. Поэтому мы пока их не проводим и не участвуем в других. Если использовать событие как информационный повод и точку коммуникации с сообществом разработчиков, то продумайте, что выделит вас среди множества других организаторов и как вы собираетесь «продать» это событие в СМИ.
Сергей Андрияшкин
Маркетинг-директор «Эвотор»
Тестирование гипотез и
решение нестандартных задач
«Газпром нефть», Phystech.Genesis и AI.Hack Spb
Хакатоны помогают решать нестандартные задачи. Такие мероприятия регулярно организует, например, ПАО «Газпром нефть». Нефтяная отрасль технологична и постоянно требует улучшений, поэтому «Газпром нефть» участвует в сторонних хакатонах и организует собственные, чтобы тестировать новые идеи и бизнес-решения. Так, в 2017 году компания организовала первый хакатон в нефтяной отрасли и поставила необычные цели:
Убрать человеческий фактор из контроля качества топлива
Заменить ручной труд автоматикой
Разработать софт для проверки истории использования оборудования
Возможно, использовать блокчейн
Победителем стала команда Black Tank. Команда разработала мобильное приложение, в котором можно отслеживать путь нефтепродуктов онлайн.
Хакатон — это хорошая возможность за короткий срок проверить гипотезы или протестировать новый продукт: получить обратную связь от его использования, взглянуть на свои продукты под другим углом, получить новые и нестандартные идеи. Привлекаемые команды эффективнее и быстрее добиваются результатов.
Мария Еремцова
Руководитель центра по развитию бизнес-инициатив Дирекции региональных продаж «Газпром нефти»
В двух последних хакатонах — Phystech.Genesis и AI.Hack Spb — участвовала Дирекция региональных продаж, и в обоих — с целью протестировать идеи и гипотезы. На первом хакатоне стояла задача максимизировать маржинальный доход на виртуальной АЗС, динамически изменяя цены. На втором — протестировать некоторые бизнес-гипотезы в AI и машинном обучении, например, кластеризовать клиентов по истории их покупок, найти закономерности и понять, кто в следующем месяце не будет заправляться на АЗС.

Задачи обоих хакатонов были выполнены. Технологию по прогнозированию оттока клиентов применили для улучшения уже работающей модели, а решение по прогнозированию спроса B2B-клиентов помогло подтвердить гипотезу продукта Central Pricing Desk, который сейчас активно развивается в Agile Сamp. Два участника команды-победителя Phystech.Genesis проходят оплачиваемую стажировку в компании, с двумя командами AI.Hack Spb проведены переговоры о сотрудничестве.

Несмотря на плюсы, хакатон — не всегда успешные проекты и гениальные стартапы. Хакатоны иногда не окупаются, проектов мало, а решения — совсем не рабочие. Любые гениальные проекты требуют доработки и курирования. Как и в случае с «Эвотор», это долгая и серьезная работа с людьми, проектами и планами на будущее.
С одного хакатона мы находим максимум 3-4 команды, с которыми нам интересно работать. Если удается найти несколько талантливых ребят и мы видим перспективу вкладываться в развитие их проекта, то это отличный результат. Чтобы сократить риски «хантинга» команд, мы проводим предварительный отбор — заранее знакомимся с командами и исключаем участников, которые перемещаются из одного хакатона на другой для получения денежных призов. Мы планируем продолжать практику хакатонов, для нас это перспективный способ работы с молодыми специалистами.
Мария Еремцова
Руководитель центра по развитию бизнес-инициатив Дирекции региональных продаж «Газпром нефти»
Затраты на события сильно варьируются, так как рассчитаны на разные масштабы, но в среднем на хакатон для тестирования гипотез «Газпром нефть» может потратить от 500 до 800 тысяч рублей. Сюда входит денежный приз, затраты на площадку, сотрудников, обслуживание участников.
Вывод?
Хакатон — это отличный инструмент, чтобы протестировать гипотезы и бизнес-идеи, а иногда разработать продукт, которого еще нет на рынке, и захантить специалистов в лице участников. Однако иногда цели хакатона не выполняются, и он себя не окупает. Чтобы всё прошло, как задумано, пользуйтесь советами и опытом компаний и экспертов:
Соберите команду специалистов компании
Разработчики, тим-лиды и технические директора будут вести команды и помогать им. Заодно они проверят проекты с технической стороны.
Одобрять все заявки подряд не стоит
Изучите истории команд заранее, проведите встречи. Если это затруднительно — придумайте онлайн-отбор: задачи, тестирование, мини-экзамен перед самим событием.
Пропишите четкие и ясные цели
А также — список задач, которые требуют решения, и что именно вы хотите получить от хакатона. Если хотите отсеять команды, которые ходят на события с готовыми решениями — задачи распределяйте случайным образом.
Больше пиара никогда не помешает
Чем больше талантливых ребят узнают о хакатоне — тем больше талантливых ребят будет в нем участвовать.
Работа над проектами не заканчивается хакатоном
Когда хакатон заканчивается — работа над проектами только начинается. Внесите эту часть в план.
Будьте готовы, что первый хакатон пройдет не так, как задумано
Перед реализацией собственного мероприятия можно поучаствовать как гость или партнер в других хакатонах. Так вы увидите, как все происходит, со стороны, почувствуете атмосферу и наберете опыт.

Хакатон Hack.Moscow v3.0
25-27 октября 2019 года в Москве Russian Hackers и Rusbase проведут самый большой международный хакатон.

Hack.Moscow пройдет в третий раз и соберет 200 команд и 700 участников со всего мира. В течение 36 часов участники будут разрабатывать решения по десяти тематическим направлениям, среди которых AI, Big Data, Fintech, E-commerce, Entertainment и другие.

Призовой фонд хакатона свыше 1,5 млн рублей.

Cкоро на сайте хакатона появится подробная информация о задачах и партнерах хакатона. Но уже сейчас открыта пре-регистрация для участников.
© Rusbase, 2019
Автор: Константин Рисков

Фото на обложке: Проектория
Татьяна Петрущенкова
Как и зачем корпорации проводят хакатоны?