Rusbase
«Мой следующий бизнес будет точно не про тревел»
Основатель Aviasales Константин Калинов дает большое интервью Rusbase

18 апреля 2017



Минувшей зимой Константин Калинов объявил о том, что отходит от управления Aviasales, однако в тени он пробыл недолго. В конце марта владеющая поисковиком компания Go Travel Un объявила о реорганизации бизнеса. Стало известно, что у компании меняется курс развития: она отказывается от зарубежной экспансии и убыточных проектов и сосредотачивается на российском рынке.

О своей нынешней роли в Aviasales, конфликте с инвесторами, путешествиях, политике и многом другом прилетевший в Москву на несколько дней Калинов рассказал корреспонденту Rusbase Марии Сосниной.
«Второй раунд пытались привлечь два года»
31 декабря на вашей странице в Facebook появилось видео, в котором вы говорили, что отходите от операционной деятельности в компании. А спустя три месяца мы видим, как вы вместе с Максимом Крайновым объявляете сотрудникам Aviasales о сокращении штата. Давайте проясним — вы отошли от дел или нет?
— Видео с моим обращением было записано в день рождения компании 30 ноября. А отошел от дел я еще раньше, 1 ноября. Произошло это по настоянию двух человек, которые посчитали мое руководство неэффективным и решили, что компании будет лучше без меня.
Они — это кто?
— Это фонд iTech Capital, а конкретно Глеб Давидюк и Андрей Романенко. По моим непроверенным данным, это решение было принято ими единолично.
Что конкретно произошло?
— Они поступили в отношении меня некорректно и неуважительно. Мы с Андреем Романенко, выступившим от лица фонда, заключили некое соглашение и договорились до Нового года выполнить определенные обещания. Я свои обязательства выполнил, а они нет. Кроме того, меня попытались обмануть. Поэтому я был вынужден выложить в Facebook это видео и написал все, что о них думаю, чтобы об этом узнали другие акционеры и сотрудники фонда. Мне скрывать нечего — я публичный человек.
В частности, вы назвали Романенко, Давидюка и других менеджеров из управляющей команды Aviasales «любителями красивых циферок».
— Потому что их цель — накачать капитализацию компании, продать свою долю и получить деньги. Я же считаю, что цель любого бизнеса — привлечь клиента и получить прибыль. Романенко и Давидюк думают о цифрах, чтобы P&L (финансовый отчет о прибыли и убытках — прим. Rusbase) выглядел красиво, им плевать на пользователей.
В чем именно вы разошлись?
— Курс, который они наметили с моими топами, попавшими под их влияние, вел к ухудшению продукта. А для меня важно качество. Как не понимать, что, заработав деньги сейчас, ты потеряешь гораздо больше, если от тебя начнут уходить клиенты. Приведу пример с лоукостерами. Далеко не все они платят нам комиссию, и не показывать их в поиске в моменте выгодно. Но в перспективе мы теряем аудиторию часто летающих пассажиров, которые знают, какие авиакомпании летают по этим маршрутам. А они не просто пользователи, зачастую они трендсеттеры. И это лишь один из моментов.
Фото: Маша Парфитт
В 2014 году Aviasales привлек от iTech Capital $10 миллионов. Планировался второй раунд инвестиций?
— Фонд принес денег и больше не помогал. Второй раунд пытались привлечь два года, все это время на фонд работала куча народа, собирали данные, Макс Крайнов постоянно летал на встречи с инвесторами. Эти процессы отнимали массу времени и денег, а итог — ноль. Для меня это странно. Aviasales — прибыльная компания, которая показывает стабильный рост, даже выше прогнозируемого. Убыточные проекты в этом же секторе с объемами продаж куда меньше наших привлекают раунд за раундом и оцениваются гораздо выше нас.
Сколько вы планировали привлечь?
— $35 миллионов. На эти деньги хотели, в частности, развивать азиатский рынок.
Каковы ваши функции в Aviasales сейчас?
— После 1 ноября я присутствовал только на советах директоров, которые проходят раз в три месяца. Сейчас я глубже погружен в процессы и принимаю больше участия в жизни компании. Aviasales меняет курс, мы перенаправляем ресурсы на российский рынок. Сейчас будет больше концентрации на продуктах, которые хорошо генерируют прибыль, включая мобильное приложение. Убираем все, что неэффективно. Процессы ускоряются, появляется больше денег — в том числе, на маркетинг. Один из первых релизов — багажный фильтр. Мы первыми в мире добавили возможность выбрать багаж прямо на странице поиска. Половина путешественников даже не знает, что включено в их тариф, еще треть доплачивает за багаж на регистрации. Теперь все это в прошлом. Добавить чемодан к своему билету сейчас можно прямо на Aviasales.
Почему не получилось с Hotellook?
— По многим причинам. Продакт-менеджер делал то, что хотел, а не то, что нужно. Были затянуты процессы разработки, да и я сам не сумел что-то до людей донести. Самая же главная проблема заключалась в том, что отсутствовало четкое позиционирование. Нас все время спрашивали, чем мы лучше Booking.com. Да ничем. Хуже и неудобнее. Единственной из внедренных фич, которой не было ни у кого, стал поиск номера с хорошим видом.
Вам жалко времени и усилий, вложенных в проект?
— Жалко у пчелки. А любая неудача, как известно, тоже опыт.
«Kayak заливает рынок деньгами»
Спрошу как у питерца — болеете за «Зенит»?
— Я к футболу вообще равнодушен и ничего в нем не понимаю. Как-то раз, давным-давно, пришел на стадион «Петровский». Думал, что если в телевизоре меня футбол не прет, то, может, вживую понравится. Но не пошло. При этом мой сын Артем довольно серьезно занимается в футбольной школе, очень это дело любит и знает имена всех игроков.
Тогда вопрос не столько про футбол, сколько про деньги. Нападающий «Зенита» и российской сборной Александр Кокорин получает $3,3 миллиона в год. Это сильно меньше, чем прибыль у Aviasales?
— Это точно больше, чем зарабатываю я. А если серьезно, то сейчас бессмысленно говорить о цифрах, потому что до реструктуризации компании мы были прибыльными, но вся прибыль реинвестировалась обратно. Теперь будет по-другому. Мы убрали все, что приносит убытки, и цифры будут расти.
И все же — какова чистая прибыль компании в 2016 году?
— Нет смысла говорить о прибыли, она вся реинвестировалась в сайдпроекты ради роста капитализации. Если исключить эти затраты, Кокорин даже близко не стоит. У меня в уставе в первой строчке написано — целью создания компании является извлечение прибыли. С 1 апреля согласно новой стратегии так и будет.
Ваши планы на российском рынке?
— Офлайн сдает позиции, идет перетекание пользователей в интернет. Довольно большой сегмент — это бизнес-тревел, в котором покупка билетов обычно происходит через секретарей. И мы хотим в этот сегмент попасть. Тем более что ситуация после кризиса стабилизировалась, пошел хороший рост.
Фото: Маша Парфитт
В феврале метапоисковик Momondo стал частью бренда Kayak. Что это означает?
— Наш рынок — жирный и растущий, и Kayak, очевидно, хочет его заполучить. Раньше у него в России не получалось, поэтому для американцев покупка Momondo является трамплином. Плюс они уже сейчас пошли в телевизор, их рекламный бюджет, насколько мне известно, составляет $16 миллионов. Это американская стратегия — заливать рынок деньгами, они могут это себе позволить. А мы всегда находили неожиданные маркетинговые приемы и тратили деньги максимально эффективно, считая доход от каждого вложенного рубля. Думать головой лучше, чем кошельком. В общем, Kayak — это еще один сильный игрок, который будет конкурировать с нами и со Skyscanner.
Расскажите, как вы пытались зайти на азиатский рынок.
— Мы попробовали в Таиланде: сделали тайский метапоиск и поняли, что негде «метаискать». В стране вообще не было онлайн-агентств с полным циклом, а те зарубежные, которые присутствовали на рынке, продавали очень плохо. Пришлось создавать свое ОТА, самим продавать авиабилеты, но в итоге не пошло. Низкий средний чек, большое количество лоукостеров, изначально неправильная разработка — было много факторов, почему у нас не получилось. В итоге, посчитав, мы даже не увидели, когда сможем выйти на точку безубыточности. А размеры инвестиций, которые нам требовались, мы себе позволить не могли.
Присматривались к Китаю?
— В 2013 году. Купили исследование PricewaterhouseCoopers про китайский рынок, почитали, начали делать. Но все оказалось совсем не так. Забавно, что позднее мне довелось читать их же исследование про российский рынок, и про Aviasales там вообще не было ни слова, хотя на тот момент у нас была довольно серьезная доля рынка. Вот такая странная история.
Как вы зарабатываете на бюджетных авиакомпаниях вроде «Победы»?
— «Победа» платит совсем небольшую комиссию, но у нее дешевые билеты. Это важно для пользователей, и поэтому не показывать ее нельзя. Иначе мы лишаем людей выбора. Да, возможно, если ее убрать из поиска, то некоторые направления станут для нас прибыльнее. Но тогда от нас уйдут пользователи, которые привыкли видеть в выдаче «Победу». Не стоит абсолютно все процессы затачивать на извлечение максимальной прибыли. Это не работает.
«Я разбил смартфон и компьютер, чтобы меня не нашли»
Количество стран, в которых вы побывали?
— Я перестал считать десять лет назад. На тот момент их было 40 с чем-то.
Какие из них запомнились больше всего?
— Самой экзотичной страной, пожалуй, был Ливан. Сильно впечатлила Камбоджа с ее храмом Ангкор-Ват. Тогда там еще не было столько китайских туристов. Я очень хочу как следует поездить по Латинской Америке. Увидеть Мачу-Пикчу, побывать в Рио, познакомиться с местной культурой. Еще я толком не был в Африке. Хочется хардкора — сафари с жирафами и гиппопотамами, поездок по настоящей пустыне. В Азии я пока не добрался до Бирмы.
Можете на пару месяцев отключить телефон и исчезнуть?
— У меня была такая история. Перед тем, как мы привлекли первый раунд, у меня был довольно напряженный период. Когда он завершился, я понял, что мне необходима передышка. В итоге, чтобы никто не мог меня найти, я разбил смартфон и компьютер, ткнул пальцем в карту и улетел на Ближний Восток.
Фото: Маша Парфитт
Это было классно?
— Да, я очень хорошо разгрузился и отдохнул. Поездка заняла 35 дней. Я путешествовал один.
Что вам интереснее — Азия или Европа?
— Азия — потому что близко. В Европе я был много раз, и уже тогда — несколько лет назад — количество мигрантов там зашкаливало. Ночью было страшно ходить по Парижу. Кроме того, в Таиланде довольно трудно получить шенгенскую мультивизу. Надо лететь в Бангкок, оформлять кучу документов. Сейчас, пока я Москве, хочу наконец получить нормальный шенген.
Что для вас важно при выборе отеля?
— Я люблю комфорт и хороший вид. На море надо жить с видом на море, в Питере надо жить с видом на Питер. Предпочитаю уютные бутиковые отели на 5–10 номеров, большие гостиницы не выношу. В маленьких совсем другое качество обслуживания, почти домашняя обстановка.
Самый жуткий отель на вашей памяти?
— Не вспомню название. Это было на Краби, мы ехали на машине, надо было где-то быстро остановиться на ночь. Наш выбор почему-то пал на коробку без окон с вывеской «Hotel». Внутри было довольно трэшово.
Любимое место отдыха?
— Я регулярно летаю на Бали. Когда-то я стоял перед выбором, где сделать офис компании — в Таиланде или в Индонезии. В итоге остановился на Пхукете, а Бали превратился в место для отдыха. Хотя там тоже все портится. Стало много пьяных австралийцев и вездесущих серферов.
А что делать на Бали, если не серфить?
— Нет, океан мне не интересен. Я приезжаю туда для релакса. Снимаю в Убуде тихую удаленную виллу и провожу там несколько дней. Хотя и в Убуде уже много туристов — женщин, начитавшихся «Ешь, молись, люби», и тех, кто пытается выйти в астрал и растит себе третий глаз.
Йога — это про вас?
— Как разновидность спорта — это ок. Но если начинается философия — держитесь от меня подальше, а то могу обидеть.
Любимая авиакомпания?
— Emirates. Во время долгих перелетов я просто отсыпаюсь. Обычно у меня жуткий недосып, а самолет — это место, где не работает интернет и можно поспать.
Как хорошо вы знаете Россию?
— К сожалению, пока так себе, еще даже до Урала не добрался. Я бы очень хотел съездить на Байкал и на Дальний Восток.
«Навальный? Я бы сильно думал»
Каким вы видите Aviasales через пару лет?
— Не своим.
То есть вы готовы продать компанию?
— Плох тот бизнесмен, который не готов продать свой бизнес сегодня, если ему дают за него устраивающую его цену. Глупо привязываться к бизнесу, тем более что раньше я уже совершил такую ошибку. Когда-то давно мне за другой проект предлагали хорошие деньги, а я отказался из-за личной привязанности. Был дурак и поступил неверно. Гипотетически я бы продал Aviasales через пару лет. А пока у компании есть потенциал вырасти и стать дороже.
В интервью Олегу Тинькову вы сказали, что Aviasales стоит $250 миллионов. Это реальная стоимость компании?
— По разным оценкам — да, вполне.
Каким будет ваш следующий бизнес?
— Идей много разных, но озвучивать их я пока не хочу. Возможно, это будет даже не онлайн, я не ограничиваю себя узким сегментом. И точно не тревел.
Смогли бы одновременно заниматься двумя бизнесами?
— Меня хватает только на один. Я не могу достаточно глубоко погружаться в несколько проектов.
Откуда взялось прозвище Папа Костя?
— Кто-то пару лет назад меня в шутку так назвал. Наверное, потому что ко мне любой может обратиться за помощью и советом. Я редко кому отказываю и иногда сам предлагаю помочь. Так и закрепилось.
Фото: Маша Парфитт
Вы известный противник покупки недвижимости. Почему?
— На Пхукете каждый год я снимаю дом лучше предыдущего. Мог бы я каждый год покупать себе разные виллы? Сомневаюсь. У меня нет таких денег. Ликвидность инвестиций при вложении в недвижимость крайне низка. Если деньги нужны завтра — придется продавать вдвое дешевле. А если хочется выручить те деньги, которые дом стоит, он будет продаваться полгода. Все просто.
Где ваш дом — в Петербурге или на Пхукете?
— В Питер я приезжаю, а на Пхукет возвращаюсь. Дом у меня в Таиланде. Да, я люблю Петербург, у меня там родители и много друзей. Но в Питере два месяца живешь, а остальное время ждешь лета. Иногда приходится ждать по пять лет. Каждый раз, приезжая туда, я вижу, как город меняется. Бывает, в голове сохраняется картинка — и бах, я вижу, что стало по-другому: новый дом вырос, улицу переделали. В Питере есть что-то хулиганское и расп….йское (беспечное — прим. Rusbase), мне нравятся его заторможенность и размеренность. Москва не такая, слишком быстрая для меня.
Что, на ваш взгляд, происходит классного в России?
— Развитие IT-индустрии. Некоторые российские продукты на голову выше европейских и даже американских по качеству исполнения, дизайну. IT-среда у нас меньше подвержена государственному регулированию, и это хорошо.
Вы бы проголосовали за Алексея Навального на президентских выборах?
— Я бы сильно думал. Навальный очень харизматичен, но есть ощущение, что он играет в чью-то игру. Кто за ним стоит? Большой вопрос. Не повторится ли украинский сценарий, смена одних коррупционеров на других?
Откуда вы узнаете новости?
— Из ленты Facebook. А еще я слушаю подкасты на «Эхо Москвы» — программы Сергея Пархоменко и этой рыжей… как ее там? Юлии Латыниной. Она дерзкая и классно рассказывает, у нее бывает интересный взгляд на ситуацию.
Когда-то Aviasales спонсировал озвучку сериалов. Смотрели «Молодого Папу»?
— Да, и в нем было все прекрасно — от работы режиссера и саундтрека до крутого и неожиданного сюжета. Я такое люблю. Еще смотрю Walking Dead и Suits. House of Cards меня что-то не зацепил.
Вопрос про одежду — вы всегда на стиле. Какую самую дорогую покупку вы совершали в жизни?
— Сейчас и не вспомню. Но вот за кофту Dolce&Gabbana, которая на мне сейчас, с моей карты сняли тысячу баксов. Я обалдел, когда купил ее в Гонконге за местные доллары, не разобравшись в валюте. Знал бы — не стал покупать. Вообще для меня не важно, бренд или не бренд, я могу купить вещь на рынке, если она мне понравится. Я умею и люблю тратить деньги, но уже очень давно наигрался в дорогие бренды, понял, что все это бессмысленно.
Фото: Маша Парфитт
Бывали случаи, когда ваши сотрудники настолько расслаблялись у моря, что приходилось их увольнять?
— Расслабиться у нас не получается. Но иногда люди оказываются климатически неприспособленными к тому, чтобы постоянно жить в Таиланде. Если человек говорит «я не могу, мне плохо», мы же не будем держать его насильно. В таких случаях обычно переводим сотрудников в питерский офис.
Как получить работу в Aviasales?
— Нужно быть профессионалом, посмотреть наши вакансии и написать на job@aviasales.ru.
© Rusbase, 2017
Фотографии: Маша Парфитт
Текст: Мария Соснина — внештатный корреспондент Rusbase


Людмила Чумак

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.