Rusbase

«Продюсер — это хрен-знает-кто. Он делает все»

Продюсер Илья Овчаренко — о том, как появился «Парфенон», трендах YouTube и заработке в сети.


10 июля 2018





Как появился «Парфенон»
Как появился вариант сотрудничества с Леонидом Парфеновым?

— Я медиаменеджер с успешной работой за плечами (Илья занимался игровым направлением и Gmbox.ru на ВГТРК, а также развлекательным направлением и главной страницей Rambler – Прим.). В какой-то момент я разочаровался в «работе на дядю» и ушел в продюсирование видеоблогов. Так я начал работать с Валентином Петуховым, который известен под псевдонимом Wylsacom.

Где-то год назад увидел у Дудя Леонида Парфенова и подумал: «Вот было бы клево с ним поработать».

Я познакомился с Андреем Лошаком (журналист, репортер, автор телепередачи «Профессия — репортер», сооснователь «Таких дел». — Прим.), который позже представил меня Леониду. Мы разговорились, и он сказал, что Парфенов давно задумывается о собственном блоге, но не очень понимает, как правильно к этому подступиться. Я сам давний поклонник творчества Леонида еще со времен «Намедней», у меня в голове щелкнуло, поэтому попросил Андрея устроить нам встречу.

Через месяц мы встретились с Леонидом, обсудили мысли и видение проекта – они оказались весьма схожи, поэтому мы начали готовиться к запуску. Процесс занял несколько месяцев. В конце января мы уже сняли пилот, собрали шишки. К примеру, я считал, что «Парфенон» не должен быть длиннее 12 минут. На практике оказалось, что люди спокойно смотрят длинные выпуски по 25-30 минут. Леонид Геннадьевич обладает уникальной способностью быстро расти в новом формате. Например, если сравнивать первый и третий выпуск – это небо и земля.

Леонид очень вовлечен в процесс, самолично выбирает темы, приглашает гостей и т.д. Он даже внимательно читает комментарии к каждому выпуску, что я считаю болезнью ютубовского неофита.



Почему YouTube-блогеры не читают комментарии
— А что дает обратную связь, если не комментарии?

— Обратная связь через комментарии – это миф, так как толковых мнений единицы, а внутри флуд и троллинг. «Парфенон» в этом плане вообще уникален – у нас практически нет негатива, 90% сообщений или положительные, или с конструктивным мнением, что для YouTube нонсенс.

Обратная связь видна по лайкам и дизлайкам, глубине и количеству просмотров. Из моих друзей, включая себя самого, я не знаю ни одного, который бы комментировал ролики. А вот посмотреть и поставить лайк – вполне.

Но в то же время комментарии — самая большая ценность, так как благодаря этому ролик продвигается в тренды, рекомендуемые и участвует в алгоритмах YouTube.

Леониду по фану общаться с аудиторией. В «Парфеноне» есть даже целая рубрика ответов на комментарии зрителей. Для него это ново, интересно, потому что он никогда не общался так близко со своим зрителем, а говорил с телевизором. Он часто переживает, иногда пишет: «N сказал что…, разберитесь». Ну, и мы разбираемся.
Почему людям нравится YouTube? Это площадка личностей.
— Люди идут туда не за комментариями, а посмотреть на реакцию человека. Это вербальность нового времени: ты не сидишь с человеком рядом, но в то же время как будто близко общаешься с ним. На этом поднялись молодежные блогеры: они общаются на одном языке с аудиторией. Они показали новую цифровую откровенность, открыли двери. Теперь к ним должны присоединиться профессионалы, которые нужны для аудитории зрелого возраста.
Как блоги переизобретают журналистику
Почему взлетел «Парфенон»?

— У меня есть теория, что сегодня становится актуальным «взрослый ютуб». Это телевидение нового времени, когда каждый из пользователей интернета, то есть, почти вся планета, обладает сильно ограниченным запасом свободного времени и желанием время это потратить максимально прицельно. Для молодежи есть много контента. Для более зрелых людей – нет. Даже работая с YouTube, я смотрю его очень выборочно и мало. Поэтому в каком-то смысле я верил в «Парфенон» как в шоу для себя самого.

Дудь, Парфенов, Меньшиков, Баста… Все запустили шоу на YouTube, понимая актуальность площадки. Это личности, которые не просто почивают на лаврах собственных успехов, но еще и стараются освоить новое, не устареть. А это очень просто в современном медиапространстве.
Надеюсь, что не все будут брать для влогов формат интервью – уже скучно смотреть. Нет столько интересных людей, чтобы обслужить столько форматов интервью. Да и тот формат, что есть, скоро будет паровозом от станции к станции ходить – от медийной личности к большой звезде. Я с радостью смотрю разговор с Познером или Ефремовым. Но вот с «Пошлой Молли»…

А Фейсом?

— Его как раз-таки посмотрел — он тренд, который нужно понимать.

Хорошо, что помимо интервью Юрий Дудь выпускает еще и кино — про Бодрова, Балабанова. Он снял потрясающую историю «MTV — главный канал нашего детства». И всколыхнул аудиторию 35+. А именно они желанные лиды для определенного рода рекламодателей с дорогим продуктом.

Девяностые открыли нам частную собственность, в том числе и на свое мнение. Конец второго десятилетия нулевых – новую медийную откровенность и просторечность. На этой благодатной почве должны снова зажечься настоящие звезды для зрелой аудитории, предлагая кучу развлекательных форматов – путешествия, ток-шоу, розыгрыши, публицистика, реалити. Как тогда, но чуть иначе. Вот над этим примерно некоторые и работают, в том числе и я.

Плюс, сама профессия журналиста должна быть переизобретена. Очевидно, что привычные приемы сильно устарели, а кодексы должны быть обновлены. Журналистика терпит бедствие, но она не может умереть, как один из цивилизационных паттернов нового времени. И ее изобретут те, кто понимал ее тогда и сейчас. Например, Парфенов.

В YouTube очень много денег. Один популярный блогер стоит десятков веб-ресурсов в плане вовлечения, лояльности аудитории и возможностей. Обычно трехнедельное брендирование на крупнейшем веб-сайте дает 70–100 тысяч уникальных пользователей. Топовый блогер может привести столько за час.

Мы еще поколение, которое умеет читать и жить без интернета. Мы привыкли к традиционной журналистике. Но мы последнее такое поколение. За нами те, кто будет спрашивать и требовать совершенно иное.

Gazlive – YouTube шоу Басты. Источник


«Мы не продвигаем "Парфенон"»
Вы как-то просчитывали будущую аудиторию «Парфенона»?

— Нет. Я прекрасно знал, что это будут взрослые люди 30+.
Есть не одна сотня людей, которая сказала мне, что благодаря «Парфенону» их родители стали смотреть YouTube.

Леонид — уникальный человек. Ему 58 лет. Он видел и Хрущева, и Брежнева. Только Сталина не видел. Он прекрасно знает, о чем говорит, и умеет это доносить так, чтобы, зритель чувствовал себя полноценным собеседником. Поэтому он за собой и ведет умных, состоявшихся людей.

Были сложности в продвижении блога?

— Мы ничего не делаем для продвижения.

Это народная любовь, интерес?

— Я выложил первый выпуск. Написал друзьям в «Афишу» и TJournal. Все остальное (просмотры. — Прим.) произошло само. Думал заняться продвижением, но мне очень знающие люди настоятельно сказали ничего не делать до конца первого сезона. Мы посмотрели на «органику» – ту аудиторию, которую Леонид привел на себя. Результаты вы видите. Народная любовь, интерес, уникальность – все вместе.

Рекламодатели появились только в третьем выпуске. К вам есть очередь?

— Небольшая. До конца сезона все расписано. Самое дорогое в «Парфеноне» – автор. И это понятно – ассоциировать себя с Леонидом Геннадьевичем – хороший тон в определенных кругах.
Видео для блога делаем просто: снимаем на телефон, соблюдаем ламповость. Несмотря на это, контент получается премиальным: 26% нашей аудитории люди старше 35 лет.

Что за команда работает вместе с вами?

Мой компаньон Артур Ли, который обеспечивает весь продакшен. А также редактор, монтажер, специалисты по графике и музыке.

Какие форматы заходят на YouTube
Вы сказали, что есть много телевизионных форматов, которые бы зашли на YouTube. Например?

— Это ток-шоу, публицистика, реалити, музыкальные шоу, только без форматных ограничений ТВ, искренние, неповторимые, но профессиональные.

Чтобы человек видел ролик и думал: «Я так не могу».

«Продюсер YouTube не отличается от продюсера Голливуда»
YouTube-продюсер нужен, чтобы быстро монетизировать то, что ты хорошо умеешь, и сделать тебя популярным?

— Он нужен для того, чтобы общаться с рынком, агентствами, клиентами, расставлять приоритеты, быть жестким и четким в определениях. Все хотят рекламу в Wylsacom, но не все продукты хочет он. Мы рекламируем то, чем бы пользовались сами. Это наш закон. Валя выбирает и творит, мы делаем все остальное.

Публичный образ Валентина не отличается от реального – он добрый, профессиональный мужчина средних лет. А я злой пес капитализма. Рядом с популярными людьми всегда рядом много каких-то бесполезных личностей, которые пытаются по-быстрому заработать баблишка.

— Продюсер — это опыт или чутье?

Продюсер — это умение быть в нужном времени в нужном месте. Это профессионализм, определенный имидж. Продюсер YouTube – то же самое, что продюсер в Голливуде. Просто звезды другие.

— Есть какой-то срок, когда понятно взлетит — не взлетит влог?

— Первые три выпуска. Первый может быть комом, второй может набрать обороты после первого, а на третьем можно понять – перевалило ли хорошее за 50% или нет. Если нет фидбэка, надо заканчивать.


Никогда не нужно вкладывать на берегу большие бюджеты в продакшен на YouTube. Миша Орлов (сооснователь и бывший директор проекта «Карамба ТВ» – Прим.) сказал: «Нужно ставить человека напротив кирпичной стены. Если он реально будет цеплять людей, он будет это делать в любых условиях». Нужен просто реальный чувак или чувиха, которые умеют нравиться. Остальное — вопрос креатива и возможностей продюсера этот креатив продать. Проверить свою «клевость» денег не стоит — можно заснять ролик и на мобильный телефон.

«Дудь не сделал ничего, что можно было бы назвать прорывом»
Многие хвалят Юрия Дудя за то, что он перезагрузил жанр интервью, хотя классные интервью выходили и до его программы. Почему у него получилось, а у других — нет?

— У него есть харизма и энергия, а главное – он не боится быть смешным и показывать свои провалы, как это было с Гнойным, например.
Юрий не сделал ничего, что можно было бы назвать прорывом, но аудитория так нуждалась в понятной, честной истории, что все получилось. Хороший интервьюер умеет правильно оттенять и направлять героя. Юрий это умеет и с каждым выпуском учится. Меняет периодически формат, что круто. Вместе с матерком и чувством «без галстука» он превратил интервью в шоу. И не только для детей и подростков.

Юрий Дудь на конференции «Амоконф»
У него и до «ВДудя» выходили качественные интервью в текстовом формате на Sports.ru...

— И до сих пор! Например, интервью с футболистом Денисовым.
То, что все пытаются копировать его, — плохо. Но это понятная история. Что-то появится, что-то уходит. Я вообще не рассматриваю формат интервью как движовый — не люблю заскакивать в последний вагон. Но форматов много! Продюсер может найти человека, зажечь, но наполнить «мясом» проект должен сам человек. Он должен этим гореть.

Стоит ли запускать влог ради денег
— Важна цель, с которой ты заходишь на YouTube? Например, изначально ради денег. Или влог должен быть следствием огромного количества творческой энергии, которую хочется выплеснуть?

— Подход «ради много заработать» не приносит успеха, если речь не о криминальном заработке.

— У меня дома живет большой красивый кот. Я вижу много аккаунтов с животными и количество просмотров роликов с котиками. Думаю, может, пора начать зарабатывать на коте?

— Ну, попробуйте. Если есть идея — делайте. Возможно, она выстрелит. Не получится — пробуйте еще.

До сегодняшнего дня я сам занимался многими вещами. И кассеты в супермаркете выдавал, и охранником работал в 18 лет. Сменил несколько индустрий. Медиа, киберспорт. Бывало, что денег не было вообще.

Все стало хорошо, когда я перестал думать о финансах. У меня нет как такового офиса, где я бы сидел 24/7. Я предоставлен сам себе, могу работать из постели. Но есть другая сторона: ты можешь рассчитывать только на себя. Когда нужно решить вопрос между агентством и клиентом — ты всегда крайний. Это стресс. Все требует большой самоорганизации.

— Когда работаешь на себя, удается выспаться?

— Сплю нормально. Веду богемный образ жизни. Но это часть моей профессии. Сегодня пришел домой в 7 утра. Встал, поел, в 11 был на встрече. Ночью в том числе была и работа.

Самый дорогой блогер рунета
— Юрий Дудь — самый высокооплачиваемый блогер в России?

— Пусть будет так.

— Олег Меньшиков завел свое шоу «ОМ» на YouTube. Вы видели его?

— Да. Но не уверен в нем. Он странно общается и странно выглядит. Слишком молодится. Жестикуляция... Но говорят, что туда сразу продаются все билеты.

— Видела два полярных мнения про «ОМ». На самом YouTube — восторженные отклики. На сайте сплетен с молодой аудиторией — критику.

— Они как будто реально в театре играют себя. Мне это не по нраву. Но вообще Олег Меньшиков — наш соратник по «взрослому» YouTube. Наверняка это смотрят театралы, его поклонники. Поэтому желаю ему большого успеха. Но мне такой формат не по духу. Это не интервью, как у Дудя, где он может прессануть, а капустник со своими. Возможно, второй выпуск будет другим. Еще мне непонятен формат выхода раз в два месяца. Почему?

Как стать звездой YouTube
— Главный секрет успеха на YouTube — пробовать и быть искренним?

— Да. Но формул успеха нет. Я понимаю, как пришел к продюсерству, но я не понимаю, как стал продюсером. Потому что продюсер — это по большому счету хрен-знает-кто. Он делает все. Копирайтер, управленец, продажник, бухгалтер. С YouTube — то же самое.
Если есть идея, которая зажигает тебя — возьми и сделай.

Какие блоги на YouTube вы смотрите не по работе, а потому что у вас есть свободное время?

— Дудь. Все, что касается гаджетов, — Wylsacom. Еще «Приятный Ильдар». Считаю его самым клевым из плеяды блогеров для подростков.

А котики?

— Не-е. Для этого у меня Телеграм есть. (Залезает в телефон). Листаю вкладку «В тренде» — там дичь такая. «Парфенон» — но это по работе… Меня позабавила «Лига плохих шуток». Посмеялся. Этот юмор мне близок.
Как ни парадоксально, я не разбираюсь в привычных форматах ютуба. Возможно, к счастью, потому что это надо мной не довлеет. Многие говорят: «Почему ты так делаешь? Это же не ютуб, а телик». Мне хочется делать не в тренде. Что-то провалится, что-то получится. Я же пришел к продюсерству из видеоигр... Бизнес для меня тоже своего рода игра, когда ты главная идея – пробовать и не сдаваться. И верить в себя и свои мысли.
Вы даете совет, который часто можно услышать от лайф-коучей: «Живите и работайте в кайф, не бойтесь проиграть».

— Если бы коучи настаивали на таких советах, то боюсь, что они были бы без работы. Они говорят: «Живите и работайте в кайф, а мы вам расскажем как». И на этом этапе коучинг превращается в манипуляцию. Не весь, конечно, но я очень сложно воспринимаю вот эти все личные бизнес-кейсы в литературе.

Ответ всегда внутри вас. Просто каждый должен заниматься своим делом.

©Rusbase, 2018
Автор: Екатерина Гаранина
Фото на обложке: Rusbase


Екатерина Гаранина-Карпова
Продюсер «Канделайки» и «Парфенона» Илья Овчаренко — о запуске программы и трендах YouTube