Под южным солнцем: 5 россиян, которые построили бизнес в Италии

5 историй о том, как вести бизнес в стране, где даже поезда не ходят по расписанию, а налогообложение постоянно меняется.

11 июля 2019





В Италию не едут строить бизнес: пугают бюрократические проволочки, запутанные законы и отсутствие личных связей, которые здесь так важны. Сюда переезжают из-за любви. И не важно, к стране, итальянскому языку или людям. Мы нашли пять влюбленных в Италию россиян, которые все-таки решились открыть компанию в этой солнечной и неспешной стране.

Андрей Матвеев организует путешествия на скутерах Vespa. В 2016 году, в первый год работы, он провел 90 туров, в прошлом году — уже около 1 500. Компания Егора Левковского открыла первый в Италии магазин без кассиров. Алиса Нестерова переехала в Милан и поняла, что местные жители плохо знают свой город. Теперь ее компания проводит городские квесты. У Елены Навроцкой магазин по франшизе: в нем продаются продукты, по которым скучают иммигранты. Антон Кузьмин считает себя серийным предпринимателем: недавно он открыл маникюрный салон в Милане. Работают в нем только девушки из бывшего СССР. «Итальянки ленивые и не хотят ничему учиться», — объясняет Кузьмин.

Все они переехали в Италию в разное время и при разных обстоятельствах. Кто-то до сих пор живет на две страны. Как они строят бизнес и привыкают к колоритной Италии — в материале Rusbase.
Андрей Матвеев, Motoragazzi
Бизнес: путешествия на скутерах Motoragazzi

Живет в Италии с 2015 года
Как все началось
Я постоянно живу в Италии уже три года. На самом деле я не принимал решения о переезде. У меня до сих пор российское гражданство и итальянский вид на жительство. Я рассчитывал проводить в Италии не более 4-5 месяцев в году, особенно после того, как компания начнет работать более-менее стабильно. Но семейные и рабочие обстоятельства сложились так, что мне просто стало некуда возвращаться. Пришлось остаться.

Выбор пал на Италию, потому что… ну, а где же еще? С самого первого посещения этой страны я понял, что людям, открытым для впечатлений, она дает все то, что обещают рекламные проспекты и путеводители. И даже больше. Я начал изучать итальянский в 2010 году, потихоньку присматривался к возможностям, собирал деньги, и в 2015 все началось.
Об ошибках
Идея делать путешествия на скутерах пришла ко мне около 10 лет назад. В Москве я работал (и продолжаю работать удаленно) креативным директором в российском ивент-агентстве, которое занимается организацией мероприятий для автомобильной отрасли. Однажды я задумался — почему бы не предоставить такую услугу обычным людям и не предложить им поездки на скутерах по красивым местам. Опыт организации таких путешествий у меня уже был, и я решил попробовать.

Я сделал большую ошибку: начал с регистрации компании. А нужно было — с получения вида на жительство. Потому что туристическая виза не дает никакой возможности заниматься бизнесом за рубежом. Помощь в регистрации мне оказала знакомая. И меня, что называется, «ободрали как липку».
Именно поэтому я не советую обращаться к русским «консультантам» за границей. Даже если они живут в стране много лет, чаще всего они не встроены в общественную систему и не имеют нужных связей. А в Италии личные связи — это основа всего.
Никто не может точно и сходу сказать, возможно ли что-то организовать тем или иным образом. Для этого нужно обращаться к бесконечным специалистам — адвокатам, нотариусам, консультантам по трудоустройству, бухгалтерам и так далее. А все они — члены многовековых кланов и держат цены на свои услуги на впечатляющем уровне. Поэтому у каждого итальянца есть для решения подобных проблем целый круг родственников и друзей.
История проекта
Я бросился в омут с головой и через год понял, что не получается ровным счетом ничего. Любые «консультанты» запрашивали баснословные суммы и делали свою работу по минимуму, ровно на уплаченную сумму. Двери официальных учреждений и фирм были просто закрыты для странного русского, бегающего с идеей какого-то еще более странного бизнеса. Вопросы повисали в воздухе, а любая проблема превращалась в нерешаемую.

То, что произошло потом, я до сих пор иначе как чудом назвать не могу. Я остановился в маленьком отеле и познакомился с его хозяином Клаудио. Потом еще раз остановился у него. А потом рассказал ему о своей идее, об уже зарегистрированной фирме и о десяти «Веспах» стоимостью по €6 тысяч каждая, стоящих без дела в подземном гараже в Пьяченце.

И сделал Клаудио безумное предложение — часть фирмы за помощь в организации бизнеса. Он почему-то согласился. И как только мы оформили бумаги, все вдруг завертелось. Скутеры перерегистрировали правильным образом и вдвое дешевле, чем запрашивали с меня. Мы получили первую лицензию, которую я уже и не мечтал иметь. Страховая компания повернулась к нам передом и все-таки оформила страховку по нормальной цене, что было совершенно невероятно еще месяц назад.

Сейчас у нас три офиса в окрестностях озера Гарда и Вероны. В них работает семь человек, из которых двое — трип-лидеры, сопровождающие туристов в поездках. Все сотрудники — итальянцы, а об их национальных особенностях говорить трудно, потому что итальянец из Трентино — совсем не такой, как итальянец из Венето. Хотя есть и общие черты.
Об итальянцах и особенностях бизнеса в Италии
Звонить и назначать встречи — первое, чему нужно научиться, если хотите работать в Италии.
Например, хотел бы развеять миф об итальянском разгильдяйстве. На севере Италии жизнь подчинена строгим законам и железному распорядку. Если вам обещали что-то сделать к четвергу, то, скорее всего, сделают. Если обещали прийти на встречу — придут без опозданий. Но если вы сами явитесь без приглашения, этого не поймут. День северного итальянца расписан по часам, и если с 4 до 6 он запланировал опрыскивание виноградника, то любые нежданные гости в это время будут встречены без радушия. Даже если вы пришли по срочному и важному делу.

Есть нюанс: день итальянца расписан таким образом, что в его жизни сравнительно много времени отводится вещам, не связанным с работой. Например, продолжительный и обстоятельный обед, окончание работы ровно в тот час, когда она должна закончиться. Неприкосновенное воскресенье, которое не может быть посвящено ничему, кроме отдыха и семьи.

Что же касается непосредственно работы фирмы: после окончания испытательного срока трудно понять, кто в фирме главный — владелец/директор или нанятый работник. Избавиться от разгильдяя практически невозможно. Урезать зарплату или оштрафовать — прямое нарушение закона. Попросить поработать лишний час — значит выложить круглую сумму. Прибавьте к этому минимальную зарплату в €1200, плюс 100% налога, и вы поймете, почему очень многие небольшие фирмы — семейные и не могут позволить себе нанять персонал.
О будущем
Динамика нашей компании порадовала бы любого инвестора. В первый год мы провели всего 90 туров и за полтора месяца заработали около €13 тысяч. «Туром» мы называем выезд одной «Веспы» с клиентом или клиентами. В 2017 году у нас было уже больше 380 туров и €67 тысяч выручки. В прошлом году за полторы тысячи туров мы получили около €150 тысяч. В этом году планируем прибавить довольно сильно: прошла всего треть сезона, а мы уже заработали больше половины от предыдущего года. Одновременно растет и наш парк: в 2016 году у нас было всего 10 скутеров, сегодня — больше 30, а в июле и августе мы дополнительно арендуем «Веспы» у других компаний.
Motoragazzi в цифрах
€150 000
Выручка в 2018 году
1500
Туров проведено в 2018 году
30
Скутеров в парке компании
Но я понимаю, что бизнес, связанный с предоставлением в аренду техники, очень скоро станет недоступен небольшим и средним компаниям, таким, как Motoragazzi. Стоит, например, сюда, на озеро Гарда прийти любому монстру с миллионными бюджетами — и на каждом углу будет доступен скутер в аренду по унизительно низкой цене. А учитывая все более широкое распространение электроскутеров и электровелосипедов, осмелюсь утверждать: тот, кто сейчас вкладывается в прокат мототехники — настоящий сумасшедший. Если только это не компания с очень значительными инвестиционными возможностями.

Поэтому сейчас я занят «разворотом» бизнеса в новую нишу. Грубо говоря, мы отделяем все лучшее, что есть в Motoragazzi, от, собственно, «железа», то есть скутеров. И переводим все в онлайн. Наш бизнес становится намного более интеллектуальным и лично для меня более интересным. Думаю, к началу следующего года будут полностью готовы процессы и процедуры, создана инфраструктура и представлен новый бренд.
Совет
Если вы востребованы на родине, оставайтесь и работайте там, где родились. «Дома и стены помогают» — это истина, с которой не нужно пытаться спорить. Я уехал потому, что мои знания, опыт, а главное, моральные принципы (прошу прощения за использование такого высокопарного оборота) становятся все менее востребованы в России. Если бы я мог ощущать себя нужным и продолжать работу в прежнем качестве на российском рынке, я был бы счастлив.
Фраза или слова, которые лучше всего характеризуют ведение бизнеса в Италии
«Vai piano», что означает «иди медленно» или «потихоньку». Нужно настроиться на итальянский ритм, который только кажется медленным. На самом деле здесь все идет своим чередом, в порядке, сформированном веками. Надо просто принять этот порядок, успокоиться и осознать, что размеренное движение вперед, вероятно, лучше бесконечных рывков, скачков, провалов, взлетов и падений, к которым мы, россияне, так привыкли.
Елена Навроцкая, MixMarkt
Бизнес: супермаркет MixMarkt по франшизе
в городе Пескара

Живет в Италии с 2013 года
Как все начиналось
С первых лет своей карьеры я работала с итальянскими компаниями. Поэтому давно влюблена в эту страну. В какой-то момент нам с мужем стало уже не интересно отдыхать в отелях, нам захотелось узнать Италию изнутри. Как-то мы попали на выставку по зарубежной недвижимости, и нас заинтересовал регион Абруццо: море рядом, а в часе езды — горы, где зимой можно кататься на лыжах.

В 2013 мы купили апартаменты в небольшом итальянском городке Сильви Марина и стали проводить здесь свои отпуска. В то время мы не планировали делать бизнес. Но из года в год мы проводили здесь все больше времени, поэтому нам захотелось сделать что-то свое. В Италии много людей из России и стран бывших советских республик. И, конечно, у нас стал складываться свой круг друзей, мы привозили какие-то гостинцы: икру, водку. Мы подумали, что было бы здорово сделать магазин в центре города, чтобы соотечественники могли купить привычные продукты, а итальянцы — попробовать нашу кухню.
О запуске бизнеса
Мы нашли через наш нетворкинг контакт с франчайзером MixMarkt Italia и стали франчайзи.

Первая точка MixMarkt появилась в Германии, куда после перестройки уехало много наших соотечественников. В открывшемся магазине иммигранты из бывшего СССР могли найти продукты, по которым скучали. Сейчас в Италии уже 37 магазинов, часть из них — собственность компании, часть работает по франшизе. Основной ассортимент — товары из восточной Европы. Клиенты из России чаще всего покупают вареную колбасу, пельмени, вареники, селедку, икру и водку.

У нас много румынских продуктов. Например, консервированные листы капусты для приготовления сормали или колбаски мичи из рубленного мяса. Также популярны молочные продукты из Польши и болгарская брынза.

Мы запустили франшизу в 2018 году. В среднем запуск магазина обходится в сумму от €50 до €90 тысяч. С открытием компании у нас не было никаких трудностей: на тот момент мы жили в Италии уже шесть лет, имели недвижимость, Codice Fiscale — аналог российского ИНН, и личный счет в банке с хорошей историей. По местному законодательству мы не можем быть работниками по официальному контракту, поэтому выступаем учредителями компании. У нас есть «администратори», который непосредственно управляет бизнесом, то есть осуществляет операционную работу, и три сотрудника. Мы же ведем контроль, работаем с франчайзером, планируем дальнейшее развитие. Пока мы не вышли на окупаемость, но планируем достигнуть этой планки через 3-5 лет.
Об особенностях ведения бизнеса в Италии
В Москве и Санкт-Петербурге жизнь кипит, все бегут, стараются больше заработать. А в Центральной Италии люди живут размеренно и по принципу: можно меньше зарабатывать, но зато и меньше работать.
До переезда я работала с компаниями, находящимися на севере Италии. Эта часть страны отличается от центральных и южных регионов. В Cеверной Италии люди более дисциплинированы, подвижны, они готовы больше времени проводить на работе. Весь бизнес более формализован и структурирован.

Центральная Италия другая. Здесь люди гурманы по жизни, поэтому может показаться, что они немного ленивые. Они любят откладывать решение проблем на завтра и послезавтра, наслаждаются жизнью и заботятся о своем здоровье. При этом итальянцы из центральных регионов очень доброжелательные и открытые. В деловых отношениях большую роль играют личные связи и симпатии.

У нас в России есть какие-то бюрократические проволочки, но здесь их не меньше. Много времени уходит на то, чтобы что-то согласовать, получить какое-то разрешение. Например, интернет для терминалов в магазине нам пришлось ждать так долго, что даже после открытия мы первое время принимали только наличные. Но есть и преимущества: уведомительная, а не разрешительная форма открытия компании и взаимодействия с госорганами, минимальное количество проверок, непредвзятое отношение.
Совет
Чтобы делать бизнес в Италии, нужно любить эту страну, научиться понимать ее жителей, встраиваться в существующую систему и обязательно получать от всего удовольствие, как это и делают сами итальянцы.
Фраза или слова, которые лучше всего характеризуют ведение бизнеса в Италии
Нужно набраться терпения и смириться с «domani, dopo domani». Когда пытаешься договориться с итальянцами о каких-то конкретный сроках, они именно так и говорят. По-русски это значит: завтра, послезавтра.
Алиса Нестерова, X City Tours
Бизнес: X City Tours, городские квесты в Милане и Венеции

Живет в Италии с 2014 года
Как все начиналось
Как-то раз путешествуя по Италии я познакомилась итальянцем. Спустя несколько лет мы решили пожениться, и в 2014 году я переехала в Милан. Сидеть сложа руки я не могла и сразу же стала искать работу.

Мне дали вид на жительство по семейным обстоятельствам. Но найти первую работу даже в этом случае было очень сложно. К иностранцам, никогда не работавшим в Италии, относятся с недоверием. Сомневаются в том, хорошо ли человек знает язык и знаком ли с корпоративной культурой в Италии. Первые пару месяцев на мои резюме вообще никто не отвечал. Мне удалось найти работу по найму в сфере туризма благодаря знанию русского: я стала заниматься переводом статей о Милане на русский язык. Но спустя полгода уволилась — было неинтересно. После этого я работала в журнале о моде, который выходил на русском и английском языках. Но чувствовала, что это всё же не моё.
Бизнес как хобби
Когда я только переехала, Милан меня не впечатлил. Даже сами итальянцы воспринимают его как город для работы. Но мне все было интересно. Вскоре я поняла, что миланцы практически ничего не знают о своем городе. Сначала я изучала Милан для души и даже пошла на вечерние курсы гида. В какой-то момент мне захотелось создать проект, который рассказал бы итальянцам о Милане. Так появилось агентство X City Tours: вместе со знакомой итальянкой мы стали делать квесты по городу. Идея была моя, но она помогала мне с языком: первые клиенты были местными, и с точки зрения грамматики все должно было быть идеально.

Вначале это было просто хобби, в которое я, к тому же, все время вкладывала: нужны были ресурсы на создание сайта, графику, печать материалов. На турах мы ничего не зарабатывали, но для туристов они все-таки не были бесплатными. Поэтому я создала компанию (зарегистрировала аналог российского ИП). А это дополнительные траты: нужно платить бухгалтеру, выплачивать налоги.

Спустя два года я решилась оставить работу и заниматься только квестами. Сейчас это приносит достойный доход мне и позволяет платить штатным и удаленным работникам. В 2018 году выручка составила около €27 тысяч, а чистая прибыль — около €10 тысяч. В этом году траты выше, так как у меня теперь два сотрудника. Одна — англичанка, отвечает за квесты на английском языке и графику. Вторая — итальянка, следит за тем, чтобы квесты на итальянском были грамматически верными, и занимается бэк-офисом. Но прибыль за отчетный период (январь — июнь) уже на 56% больше, чем в прошлом году.
X City Tours в цифрах
€27 000
Выручка в 2018 году
€10 000
Чистая прибыль в 2018 году
€25
Стоимость тур-квеста на одного
Как это работает
Мы постоянно запускаем что-то новое. Например, недавно добавили совсем нетуристический квест по стрит-арту в Милане. Год назад стали проводить туры в Венеции. Собираемся выходить в Рим. В Милане у нас разработаны 10 маршрутов. Люди заранее смотрят календарь и выбирают квест, который им интересен.

У нас очень много подготовки: мы ищем информацию, описываем, придумываем вопросы, сами от руки рисуем карты маршрута. В начале тура мы даем группе все материалы и объясняем, что нужно делать. А они уже с нашей книжкой сами ходят, читают, отвечают на вопросы. В конце, когда группы приходят на финальную точку, они вместе с организатором проверяют, удалось ли им найти все места и правильно ответить на вопросы.

Основные туры мы проводим для итальянцев. Во первых, им самим интересно узнать город. А во-вторых, нас уже хорошо знают по сарафанному радио: люди проводят с нами свои дни рождения, тимбилдинги. С туристами сложнее, потому что нужно работать с турагентствами. Но у нас есть квесты на английском, французском и русском.
Тур-квест на одного взрослого стоит €25, €7 из них — траты на печатные материалы и налоги. Прибавьте стоимость ассистента (около €60 за выход), расходы на маркетинг, оборудование, поддержание сайта и «одноразовые траты» вроде оплаты услуг бухгалтера. Получается, что если в туре меньше четырех человек, то он убыточный.
Часто туры продаются через агентства и агрегаторы, которые берут комиссию от 10% до 25%. В таком случае маржа, конечно, снижается. В выходные и в хорошую погоду на квест чаще всего приходит больше 10 человек. Устоять на плаву помогают частные мероприятия: дни рождения, девичники и мальчишники, тимбилдинги для больших групп. Мы проводили ивенты для Google и PepsiCo, например. Бывали группы даже на 90 человек.
Особенности бизнеса в Италии
Вообще, из-за бюрократии и высоких налогов Италия — не самая лучшая страна для бизнеса.
С другой стороны, здесь нет таких больших возможностей, как в Москве. Найти интересную работу по найму трудно даже для самих итальянцев. Многие решают, что лучше создать что-то свое, чем пытаться найти достойную работу. Поэтому Италия известна семейными микро-компаниями. И вполне нормально, когда владелец ресторана сам подает еду.

Чтобы делать бизнес здесь, нужно быть очень гибким и все время адаптироваться к новым условиям. Например, в Италии постоянно меняется налогообложение. Нужно все время контролировать, какой именно у вас налоговый режим в этом году, какой в следующем и как будет выгоднее сделать.

В целом, обстановка в Италии расслабленнее, чем в Москве. Люди с работы уходят вовремя, а трудоголизм не приветствуется. Авралы случаются, но очень редко. Как начальник я вижу, что итальянцы очень креативные, но намного менее замотивированы. Они не будут сидеть на работе, даже если нужно что-то доделать, и могут уйти, не дописав письмо.
Совет
Найдите хорошего бухгалтера. В Италии много разных видов налогообложения, есть специальные условия для новых компаний, для компаний, основанных молодыми людьми (до 30-35 лет), и так далее. Бухгалтер поможет разобраться в этом и сделать так, чтобы половина выручки не уходила на налоги. У меня, например, подоходных налог составляет всего 5%, так как компания новая (до 5 лет) и мне было меньше 30, когда я ее открыла. Это очень помогает выжить на старте.
Фраза или слова, которые лучше всего характеризуют ведение бизнеса в Италии
«Личный контакт решает все»‎ — вот главное, чему я научилась в Италии. Итальянцы в основном очень теплые и социально активные люди, им проще работать с теми, кого они знают лично. Ходите на кофе и аперитивы, знакомьтесь с людьми, приглашайте партнеров на разные мероприятия, и тогда дела будет легче сдвинуть с мертвой точки. Мне кажется, в этом итальянцы очень похожи на русских.
Антон Кузьмин, маникюрный салон
Бизнес: маникюрный салон в Милане, ранее —
«Пармезан для друзей»

Живет в Италии с 2010 года
Фото: Инвест-Форсайт
Свой первый бизнес я создал в 20 лет: на занятые у родителей $2 тысячи купил оборудование и в центральном парке Новосибирска продавал попкорн и сахарную вату. Спустя несколько лет переехал в Москву, где стал заниматься перегрузкой товаров с европейских фур и их развозом по России. А супруга параллельно основала компанию по продаже европейской пряжи. Для закупок мы ездили на ярмарки в Европу и часто бывали в Италии, так как большинство наших поставщиков было именно оттуда. В 2000-х мы решили переехать. Но получилось не сразу.

В фильме «Брат 2» есть момент, когда главному герою продают машину со словами «мы, русские, друг друга не обманываем», а она ломается через пару часов. С «помогателями» все то же самое. Мы обратились к русскоговорящему агенту, который помог оформить договор аренды и зарегистрировать бизнес, связанный с пряжей. Но потом выяснилось, что его гонорар был завышен в три раза, а итальянское консульство посчитало, что наш вид бизнеса не представляет интереса для экономики страны.

На самом же деле, чтобы переехать и открыть бизнес в Италии, достаточно самому изучать сайты об эмиграции и законы страны, используя гугл-переводчик. А если нужно сделать что-то лично, то берите русско-итальянского переводчика, который стоит 1500-2000 рублей в час.
О переезде со второй попытки и
серийном предпринимательстве
Когда у нас не получилось оформить вид на жительство, мы решили пожить на две страны по долгосрочной туристической визе. Я продолжал занимался доставкой сборных грузов из Европы в Россию и их таможенным оформлением, а супруга удаленно продавала пряжу и текстиль. Через три года мы «устроились» в компанию друзей и нам удалось получить вид на жительство. В 2014 году выяснилось, что никто из крупнейших операторов не возит в Россию посылки частным лицам. Тогда этим стали заниматься мы.

Сейчас этот бизнес пришлось поставить на паузу. Он низкомаржинальный, поэтому на рынке появилось много маленьких конкурентов, которые хоть и были слабыми, оттягивали на себя клиентов. В итоге не зарабатывал никто. Я предложил нескольким крупным игрокам объединиться и разделить роли в бизнесе. Пока они в раздумьях.

Когда схема с посылками заработала, я задумался о том, чтобы продавать что-то самому и зарабатывать уже не €5 с посылки, а €50. Как раз тогда Россия ввела продуктовое эмбарго. Сначала я отправлял посылки с сырами и колбасами своим друзьям, а в 2017 году запустил проект «Пармезан для друзей».
О законах и предпринимательстве
Для регистрации бизнеса в Италии есть несколько вариантов, но два основных — аналоги русского ООО и ИП. Последний гораздо выгоднее, так как можно использовать личный банковский счет, а бухгалтерия проще. Но для ИП требуется вид на жительство. Зато компанию типа ООО можно открыть через нотариуса. Это в среднем обойдется в €3 — €5 тысяч. Упрощенный вариант ООО дешевле — примерно €1000, но уставной капитал в таком случае не может превышать €10 тысяч.
Вообще, Италия устроена так: внутри страны 20 регионов со своими законами. Соответственно, в Италии огромное количество депутатов и множество законов, которые противоречат друг другу. Истина в том, что нужно делать так, как удобнее конкретному предпринимателю. И если вдруг возникнет какой-то спор с властью, то спокойно указывать на тот закон, на который он ориентировался.
В общем, я зарегистрировал ИП. Выбрал продукты, которые нравятся мне самому: итальянские твердые сыры, прошутто, сушеные помидоры, колбасу-салями. «Пармезан для друзей» существовал около года. К сожалению, экономическое положение россиян ухудшилось: те, кто заказывал у нас раньше, уже не могли себе этого позволить. Конкурировать за премиум-клиентов с московскими компаниями стало невозможно. И я принял решение закрыть компанию.
О новом бизнесе
Месяц назад мы с супругой открыли маникюрный салон в Милане. Не сомневаемся, что пойдет хорошо, но осязаемых результатов пока нет. У нас трое сотрудников, все выходцы из бывшего Советского Союза.

Итальянки не умеют делать маникюр, да и не хотят учиться. Итальянцы в целом довольно пассивны. Они долго учатся и начинают работать уже после тридцати. До этого спокойно живут на доходы от недвижимости и банковских вкладов, сделанных их родителями и дедушками.
Совет
Начинайте прямо сейчас. Если вы горите какой-то идеей, вы сможете ее реализовать.
Фраза или слова, которые лучше всего характеризуют ведение бизнеса в Италии
Почти все отрасли малого бизнеса в Италии сейчас — как в России 15 лет назад.
Егор Левковский, Checkout Technologies
Бизнес: Checkout Technologies, магазин с искусственным интеллектом без кассиров и кассовых аппаратов.

Живет в Италии: с 1989 года
Как все начиналось
Я переехал в Италию вместе с мамой, когда мне было 6 лет. В 1989 году ее пригласили работать в компанию, которая открывала первый итальянский ресторан в Москве. Владельцы были итальянцами, и им срочно нужен был русскоговорящий человек, а изучение итальянского было маминым хобби. Она занималась доставкой оборудования и всего необходимого для московского ресторана. Это и послужило поводом для нашего переезда в Италию. Я пошел учиться, а мама продолжила работу в Италии в ресторанном бизнесе.
Первый бизнес в Италии
Успех у нее был переменным, так как доверия к людям было много, а опыта мало. Наступил момент, когда появились проблемы и нам нужно было выкручиваться. Чтобы оплачивать жилье и раздать долги, я оставил колледж и стал подрабатывать электриком, а по выходным — официантом. Спустя несколько лет положение улучшилось, я сумел закончить колледж и поступил в университет. Тогда же открыл свою первую компанию: мы делали сайты, занимались маркетингом и электронной коммерцией. Бизнес шел очень хорошо.

В то время практически никто не знал, как делать сайты, и наши услуги были востребованы. Вместе с командой фрилансеров мы работали около семи лет. Но потом случился кризис, и первое, что сделали итальянские компании — сократили расходы на рекламу и маркетинг. Клиентов не стало, и весь мой бизнес сошел на нет. Тогда из Бергамо я переехал в Верону и первое время просто публиковал свое резюме на разных сайтах по поиску работы. В итоге на меня вышла компания, которой нужен был программист. Я не знал ни одного языка программирования, который требовался, но они пригласили меня попробовать.

Компания занималась разработкой инновационных методов маркетинга в ритейле. Спустя полгода я стал директором по инновациям. Я создавал новые инструменты для различных каналов продвижения продукта и анализа поведения клиентов, находил наилучший путь контакта с клиентом. В этот период я много работал со стартапами и открыл для себя этот удивительный мир людей, делающих невероятные вещи.
О стартап-экосистеме и первом стартапе
В Италии огромная экосистема стартапов: только в Милане с начала 2019 года каждый день появляется один стартап.
Но жизнь стартапа в Италии хуже, чем в некоторых других странах Европы. Дело в том, что в Италии много денег, но мало инвесторов. Большинство людей очень консервативны. Поэтому найти инвестиции не так просто.

Я оставил работу и запустил свой первый стартап. Мы создали платформу, где предприниматель мог поговорить с лучшими консультантами для руководителей и управленцев по широкому кругу вопросов. Она давала возможность провести встречу виртуально, посчитать стоимость разговора и снять эти деньги с карты клиента. Мы были в одном из лучших бизнес-акселераторов Италии, но в процессе работы поняли, что консультация должна быть персонализированной, иначе у клиента не возникает доверия. И мы закрыли проект.
Искусственный интеллект по-итальянски
Затем мой разум захватила новая идея. Мне хотелось создать что-то наподобие магазинов Amazon Go: когда покупатель берет с полок магазина все, что ему нужно, а на выходе искусственный интеллект считает стоимость всех покупок. Я понимал, что это будущее ритейла, и именно так люди хотят взаимодействовать с магазином. У самих ритейлеров таких технологий не было, значит, мы должны были ее создать.

Когда мы начинали работу, я понятия не имел, как это сделать. Искусственный интеллект был для меня как черная дыра. Я поговорил с несколькими друзьями, нашел парочку сумасшедших инженеров, которые оставили свою стабильную работу ради того, чтобы создавать новую технологию.

Первый прототип был готов через три месяца. Это была только одна полка с пятью продуктами на ней, 11 камер и три компьютера, чтобы понять, какой именно продукт берет покупатель. Мы нашли несколько инвесторов и ритейлеров, которым понравилась наша идея, и привлекли €650 тысяч инвестиций. Для итальянского стартапа это большие деньги. Особенно с прототипом такого низкого уровня.
Нам нужны были лучшие умы в области искусственного интеллекта, так что эту сумму мы потратили на специалистов. Чтобы найти таких, мы устроили конкурс: выбрали задачи, которые можно решить только с помощью искусственного интеллекта. Для выполнения каждой обычно требуется около недели, а мы попросили кандидатов решить все три за одну неделю.
В команду взяли и тех инженеров, которые решили одну или две задачи, но неординарным и неожиданном путем. Потому что это то качество, которое мы искали в людях. Ведь они должны были работать над технологией, которой еще не существовало.

Сейчас у нас 11 сотрудников и, конечно, не все они итальянцы. Мы искали людей по всему миру. Найти всех нужных специалистов в одной стране просто невозможно. Людей, способных работать над такой технологией, вообще очень мало. Практически все они уже работают с крупнейшими корпорациями и обычно не собираются оттуда увольняться.
Об успехах
В 2018 году мы участвовали в очень важном конкурсе стартапов: победитель получал €250 тысяч от Конфедерации индустриальных промышленников. В нем было больше 500 участников, но мы сумели выиграть. Но самое главное, что после победы о нас рассказали во всех газетах Италии. После этого нам позвонили практически все крупные итальянские ритейлеры.

Мы начали коллаборации с несколькими из них. С некоторыми работаем до сих пор: у нас контракт на установку нашей системы в их магазинах. Они помогают нам развивать технологию в правильном направлении. Вообще, я считаю, что продукт лучше всего создавать вместе с клиентом. В противном случае ты можешь только представлять его нужды. А в итоге он скажет, что это не то, что он ожидал.

В начале июля мы открываем первый магазин в Милане с технологиями искусственного интеллекта. Первое время он будет собирать данные и сверять, верно ли наши технологии посчитали сумму покупок каждого из клиентов. Решение будет работать, но покупателя поначалу будет обслуживать кассир, как в традиционном магазине. И только когда система будет полностью правильно считывать сумму покупки, мы откроем магазин публично.
Об особенностях Италии
Италия откровенно консервативная страна, и стартапу буквально нужно бросать вызов, чтобы быть услышанным. 95% компаний здесь семейные, и только 5% имеют более 10 сотрудников.
Итальянцы обладают древними знаниями о ремесле и искусстве. Здесь можно найти шедевры в мире моды, еды и напитков, точной техники и так далее. В основном это творения, создание которых требует длительного времени, терпения, точности исполнения.

Италия веками была местом смешения многих народов с их собственными культурами, и это дало очень много разнообразия: сотни продуктов питания, разных танцев, традиций и диалектов. Существует огромная разница между Севером и Югом. Северная Италия намного богаче, Милан — самый продуктивный город. Юг беднее, имеет больше стимулов для предпринимательства, но управлять компанией там сложнее.
Совет
Бизнес в Италии такой же, как и во всем мире. Состоит из связей, знаний, обязательств, навыков общения и интуиции. Но вот заниматься здесь виноделием и макаронами точно не стоит: Италия один из крупнейших производителей вина, а паст здесь более 300 видов.

И не нужно бояться бюрократии, потому что вы откроете для себя страну, полную идей и энергии.
Фраза или слова, которые лучше всего характеризуют ведение бизнеса в Италии
Я процитирую Леонардо Дель Веккио, основателя и председателя итальянского холдинга Luxottica, крупнейшего в мире производителя и продавца очков и линз: «Сосредоточьтесь на бизнесе и не отвлекайтесь. В Италии мы большие мастера болтать на другие темы».
Рим, Италия
©Rusbase, 2019
Автор: Анна Касьян
Фото на обложке: masterlu, Depositphotos
Фото в тексте: предоставлены героями (если не указан источник)



Татьяна Петрущенкова
Под южным солнцем: 5 россиян, которые построили бизнес в Италии