Летом 2018 года Google Assistant, наиболее понятливый из всех виртуальных ассистентов, наконец заговорил на русском языке. В декабре украинский блогер Ярослав Шевчук опубликовал небольшой видеоролик с демонстрацией возможностей «Ассистента» на русском в Google Home, из чего можно сделать вывод, что Google также приступил к «русификации» устройства для умного дома.
После выхода русскоязычного виртуального ассистента от ИТ-гиганта пользователи
опубликовали многочисленные обзоры на новинку, из которых становится понятно, что «Ассистент» пока ещё далёк от своей более продвинутой англоязычной версии — ему намного сложнее понимать пользователей, общаться и шутить, а также выполнять поручения менее очевидные, чем «поставь будильник» и «скажи, какая завтра будет погода». В большинстве случаев «Ассистент» выдаёт своим владельцам ссылки на статьи — это означает, что русскоязычная версия только начинает обучаться корректному общению на новом языке. Cмогут ли крупные корпорации вроде Google и Amazon достигнуть уровня Алисы в понимании и распознавании русского языка?
Кирилл Петров говорит, что и Google, и Apple имеют очень мощные технологии распознавания и синтеза русской речи, а также собственные NLU-технологии и, конечно, контент. «Обе компании вполне могут составить конкуренцию Алисе и, я думаю, составят ее. Сложнее это будет сделать Amazon — у них на российском рынке нет сильных позиций, и, я полагаю, если Amazon и будет сюда выходить, то нескоро. А значит, ему уже сложно будет занять значимую долю», — рассказывает эксперт.
Конкурентами, считает Кирилл, скорее станут китайские компании-производители и, например, Mail.ru Group. Однако для Яндекса залогом успеха и сохранения лидерства будет наличие собственного эксклюзивного контента и сервисов. «Как действует Google? Он зачастую просто не дает доступа к YouTube через виртуальных ассистентов других компаний, — объясняет эксперт, — Если «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Музыка» и прочие сервисы «Яндекса» будут для российских пользователей основными, то попытки других компаний стать лидерами здесь успехом не увенчаются. И поэтому наиболее явными конкурентами для «Яндекса» являются именно Google и Mail.ru Group».
Алексей Ушаков напоминает, что как для западных, так и для отечественных разработчиков для успеха на рынке качественного распознавания и синтеза речи недостаточно. «Успешность и популярность виртуальных ассистентов будет зависеть в том числе от целостности, удобства и распространенности экосистемы, их продуктов и сервисов. Если западные компании с именами, имиджем, развитыми дистрибьютерскими сетями примут решение активизироваться на русскоязычном рынке — разумеется, конкуренция обострится. Однако с учетом текущих реальностей скорей всего мы увидим попытки азиатских компаний выходить на наш рынок. Они уже готовятся», — говорит Ушаков.