Интервью

Аяз Шабутдинов — успешный предприниматель или очередная «Бизнес-Молодость»?

Интервью
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова

Rusbase пообщался с Аязом и его партнерами, чтобы выяснить это.

Аяз Шабутдинов — успешный предприниматель или очередная «Бизнес-Молодость»?
Присоединиться

Аяз Шабутдинов — 23-летний основатель холдинга Like. В группу компаний входят 22 бренда, среди них — LikeФотошкола, LinguaLike и т.д. Самый масштабный проект — сеть кофеен Coffee Like, сегодня открыто более 192 точек. Операционной деятельностью холдинга руководит Александр Долгов (до этого управлял ООО «Чистая вода»). Сейчас в компании работают более 200 человек (внутренние сотрудники и аутсорс).

Лицом проекта является Аяз. До того как заняться бизнесом, подрабатывал ведущим мероприятий. Несколько лет работал на Куединском Пивоконсервном заводе, который производит лимонад. Первые миллионы Аяз заработал в 21: открыл хостел и несколько разовых проектов.

Недавно холдинг Like запустил школу Like Бизнес. «Первая программа по созданию и развитию реального бизнеса», — сообщается на сайте. Для привлечения клиентов и партнеров Аяз организовывает конференции, чем-то напоминающие шоу «Бизнес-Молодости»: огромный зал, софиты, харизматичный лидер, рассказывающий о своих успехах со сцены. Кстати, Аяз является выпускником той же «БМ».

Аяз Шабутдинов — молодой предприниматель с успешной франшизной историей или аферист? Rusbase пообщался с Аязом и его партнерами, чтобы выяснить это.

Источник фото

В чем ваша главная идея?

Мы зарабатываем деньги — это одна из идей, как и у любого бизнеса.

А зачем устраивать большие мероприятия?

Так мы ищем компетентных партнеров. Сегодня под брендом Like работают 22 компании. Они достаточно узкопрофильные.

Например, есть LikeФотошкола. Я не умею фотографировать, но в моем бизнесе есть партнер — Галия Бердникова, которая всю жизнь занимается коммерческой фотографией. Однажды меня пригласили бесплатно выступить в Казани, в университете. Она меня там увидела и предложила быть наставником в ее бизнесе. Спустя два месяца мы решили работать вместе. Поняли, что, объединившись, можем действительно больше. В бизнесе есть такая формула: 1+1 = 11.

Мы запустили еще одну фотошколу в Ижевске, чтобы проверить гипотезы, как правильно стартовать. И начали масштабировать. Меньше чем за полгода мы стали самой крупной фотошколой в СНГ. Две недели назад запустились в Москве и в Минске.

Вот и сейчас я ищу компетентных людей для развития новых бизнесов. Мы — эксперты в построении бизнес-процессов, они — в чем-то еще. На мероприятии я рассказываю о своем бизнесе и предлагаю условия, по которым люди могут с нами работать. 

По концепции развития холдинга Like нужно привлекать очень много экспертов. Как этого достичь проще всего? Один раз собрать всех вместе, показать свою компетентность и возможности сотрудничества.

В какое количество ООО вы входите как сооснователь?

В 17. У нас это достаточно «потоково», есть команда, которая работает с партнерами.

Вот как мы запускаем компанию? Где-то покупаем бизнес, компанию целиком...

В какую сумму выходит?

Не очень дорого. Например, мы купили автошколу, она была убыточная. Зачем? Чтобы быстро получить лицензию. И теперь вывели ее в плюс.

Где-то я инвестирую, где-то мы заходим в долю бизнеса за ресурсы, команду и т.д. Люди понимают, что с нами будут расти быстрее. С некоторыми компаниями у нас просто агентские договоры (франшиза), получаем около 50% прибыли с бизнеса.

А как вы отслеживаете качество проектов по франшизе?

Честно, сначала в плане качества все было плохо. Мы не задавались идеей построить большую компанию, было «деньги-деньги-деньги». А потом поняли, что хотим сделать бизнес, который останется после нас. И тогда мы завели речь о качестве.

Сейчас у нас есть отдел контроля качества. Недавно проверили больше 150 наших кофеен по всему СНГ через систему тайных покупателей по более чем 40 параметрам. И стимулировали наших франчайзеров выполнять все регламенты. Сделали систему рейтинга: допустим, топовые франчайзеры получают скидки на расходники (кофе, стаканчики, салфетки, жвачки). Кто-то освобождается от уплаты роялти.

Но раньше было плохо. Сейчас мы разгребаем те проблемы, которые наделали по ошибке, по незнанию.


Среди партнеров Аяза — основатель LinguaLeo Айнур Абдулнасыров. Они совместно запустили школу изучения иностранных языков LinguaLike в Казани.

Айнур Абдулнасыров Основатель и директор по стратегии в LinguaLeo Основатель и генеральный директор LeveL90
Как Аяз стал вашим партнером по LinguaLike? В 2014 году я познакомился с Алиной Садриевой из Казани, мы с ней обсудили открытие языковой школы. Алина мне рассказала об Аязе Шабутдинове, она следила за его деятельностью. Мне стало интересно, что это за предприниматель. Я связался с ним «ВКонтакте», посмотрел его блог. То, чего он достиг и как относится к своей работе — вызвало уважение. Я тогда спросил Аяза: а что на тебя повлияло, как на предпринимателя? Он ответил, что книга «Атлант расправил плечи» и фильм «В погоне за счастьем». Мне стало интересно с ним пообщаться лично, мы встретились в аэропорту в Москве. Я рассказал ему о том, что мы делаем офлайновую языковую школу. Мы с Алиной решили пригласить его в партнеры, потому что он достаточно эффективно работает на рынке франшиз. Языковая школа в Казани запущена и вышла на операционную прибыльность. За продажи франшиз отвечает Аяз и холдинг Like. Как вы относитесь к тому, что Аязу всего 22 года? У меня самого была компания в 20 лет. Хотя, конечно, такое количество франшиз и партнеров в 22 года — это, скорее, исключение. Но Аяз очень рано стал предпринимателем, и его бизнес связан с компаниями, которые можно развивать по франшизе.

Про первый бизнес

Когда вы самую первую кофейню открыли, спустя какое время она вышла на самоокупаемость?

За первый месяц.

А за счет чего такой поток был обеспечен?

Маркетинг. Я, конечно, могу сказать, что  это качественный вкусный кофе, но первый поток — в любом случае за счет рекламы. Повторные покупки — уже когда человек попробовал кофе.

Мы делаем разные акции, умеем привлекать людей. Например, делали акцию «Заплати за кофе сколько хочешь». По 30 человек стояло в очереди. Людям нужно было указать свои контакты — и они могли заплатить несколько рублей за стакан кофе. Всех мы отправляли в свою базу, почти все совершали повторные покупки.

Сейчас у нас в базе по кофе уже более 200 тысяч человек.

А в чем секретный ингредиент вашего кофе?

Если смотрела «Кунг-фу Панда», там тоже был секретный ингредиент. В конце фильма оказалось, что секретного ингредиента нет, просто надо верить ;)

Как вы думаете, если первый бизнес запускали не в регионе, а в Москве, был бы успех?

Как говорят, история не терпит сослагательных наклонений. Когда мы запускаем бизнес, одно из наших правил: мы не даем себе возможности думать, что он не получится. Неважно, конкуренция, административные иски — много чего происходит, но у нас установка: в любом случае все должно получиться. Где-то есть выход. Будет плохо продаваться кофе? Добавим еды, увеличим средний чек, проходимость и т.д. После того как рубль упал, выросла себестоимость кофе, и было снижение спроса. Но в  марте мы выросли на 13% по отношению к февралю. Мы что-то внедряем постоянно, что-то находим.

Вот мы планировали к декабрю открыть продажу картин в торговых центрах. Чтобы на новогоднем хайпе заработать. Но нам просто заблокировали поставки, у нас стояли точки без товара. Потеряли очень много денег.

Но ведь у нас еще есть хостелы — а сейчас многие компании сократили бюджеты на командировки, их сотрудники могут выбирать хостелы. И это нам в плюс. То, что мы «не храним все яйца в одной корзине», нам пошло на пользу.

Про «Бизнес-Молодость» и блоги

Знаете, что вас сравнивают с «Бизнес-Молодостью»?

Это, наверное, только сейчас началось, когда мы стали проводить конференции. Почему? Они видят картинку: спикер на сцене, куча людей в зале…

А еще вы ведете блог и ставите себе цели в цифрах.

Я начал ставить себе цели раньше, чем они начали эту идею транслировать. Почти 3 года назад я поставил себе цель публично. Это потом у них появился проект «Цель» и тысяча клонов-пабликов. Тогда я вообще не знал про существование такой организации.

Где-то 3-4 года назад я наткнулся на блог Федора Овчинникова, основателя «ДодоПицца». Он вдохновил меня на создание собственного блога.


Александр Ларьяновский — экс-директор по международному развитию «Яндекса» и ныне директор по бизнес-развитию в SkyEng — провел одно занятие в школе LikeБизнес.

Ларьяновский Александр Ларьяновский Директор по бизнес-развитию в SkyEng
Я не знаю, что сказать про бизнес Аяза — слышал, что у него получается растить холдинг.  Что касается учебного курса LikeБизнес, то он выглядит полезным. И судя по отзывам тех, кто платит за него деньги, таковым и является.

Привлекать внимание с помощью блогов, пабликов — это помогает вашему бизнесу?

Да. Мы продаем нашей аудитории, и делаем это осознанно. Это наше конкурентное преимущество.

Плюс — это вклад моей личности. Летали авиалиниями Virgin Atlantic Ричарда Брэнсона? Там чувствуется его вклад в его компанию.

А все посты вы сами пишете? Или нанятые контент-менеджеры?

Есть модераторы пабликов, но вся информация, которая публикуется, моя.

А сколько времени на это уходит в день?

Много, на самом деле. Я стараюсь писать тогда, когда не могу не писать. Есть у меня страсть — я люблю писать, делиться своими мыслями.

Я же постоянно один нахожусь, а делиться с кем-то нужно.

То, что вы ранее работали в шоу — как это повлияло на ваше умение вести конференции?

Повлияло, сильно повлияло. Это же синергия. Стив Джобс говорил то, что компания Apple не была бы такой, если бы он не пошел в молодости на курсы каллиграфии.

Мы двигаем бизнес в том числе через мою личность, через публичные выступления. Я играл в команде КВН «Сборная Ижевска», мы были участниками фестиваля в Сочи. Это дало большой опыт, заложило фундамент, который сейчас помогает.

Вот вы в 22 года строите холдинг по всей России. Почему у более заметных людей нет такой истории?

На самом деле, мы не большая же компания. Если сравнивать с крупным бизнесом, то мы вообще в песочнице сидим. Просто мы публичные, о нас говорят, поэтому и кажется, что у нас большой бизнес. Тем не менее у нас есть определенные ценности, есть дерзость. Мы можем ставить себе очень большие цели и верить в то, что достигнем их.

Айнур Абдулнасыров Основатель и директор по стратегии в LinguaLeo Основатель и генеральный директор LeveL90
Как вы считаете, Like Центр — это качественный продукт? Он отличается от нашумевшей «Бизнес-молодости»? В России есть целый класс инфобизнесменов. Сходство между ними и LikeЦентром есть. Но при этом Like использует другой формат: там больше практики, Аяз активно приглашает экспертов и работает на результат. Хорошо, что он вдохновляет многих людей становиться предпринимателями. Я думаю, что в будущем перед Аязом появятся новые, более сложные вызовы, связанные с качеством управления и продуктов. Нелегко так быстро расти и поддерживать качество. Я надеюсь, что он справится. У некоторых людей создается впечатление, что Аяз — «подставное лицо» проекта, за которым стоит большая команда. Я думаю, что он является двигателем проекта, а не «подставным лицом».

Про будущее

Вы выходите на рынок Китая...

Да, на китайский рынок стритфуда. У нас там есть партнер из перерабатывающего производства, он вложил 70 млн рублей. Открываем точки с едой, потом поставим туда нашу кофейню.

Вы сами ездили туда?

Да, скоро поедем снова.

А специфику рынка как изучали?

У нас там есть человек, который почти всю сознательную жизнь делает разные бизнесы в Китае.

Отношение к русским там особенное, к иностранному бизнесу вообще. Так что мы заходим на рынок как китайская компания. Нигде не указываем, что мы из России, и название на китайском: Hao (好) — «Хорошо». Открываемся в Шэньчжэне — это очень быстрорастущий город. Сейчас там более 10 млн человек. Где бы ты не поставил точку — она будет прибыльной. Но это условно, конечно.

За какие направления вы точно не возьметесь в России?

Сейчас очень популярны кальянные. Я устал от сообщений «Давай откроем кальянную». Это вредно. Кто-то говорит, что кофе вредно, я так не считаю. У нас какая политика? Мы задаемся вопросом: а продали бы мы эту услугу своим родителям? Я бы не хотел, чтобы мои родители сидели в кальянной.

Про личную эффективность

За какие процессы вы лично отвечаете каждый день, берете на себя?

На старте я погружаюсь во все процессы, а уже затем слежу только за общей картиной.

Я стараюсь погружаться в детали, выхожу на передовую в бизнесе — сам работаю курьером, например. Одно дело, когда тебе сдают отчет о работе, и в нем указано, что на доставку ушло 35 минут. Другое дело — ты сам едешь на доставку и находишь интересные решения, которые позволяют сделать все быстрее.

Расскажите про личную эффективность. Как удается во время большой загрузки не забывать чего-то?

Спасибо моей помощнице, которая весь входящий трафик обращений принимает на себя. Она ведет мой календарь: со всех устройств видно, когда, что и во сколько.

Недавно мы попали в Forbes в полуфинал «Школы молодого миллиардера». И у нас в роли наставника выступил Андрей Романенко. Он мне очень много рассказал о личной эффективности.

Как к вам сейчас относятся на родине, в Удмуртии?

Недавно выдвинули на премию «Человек города». К сожалению, не получилось принять участие в самом награждении. Относятся нормально, приглашают.

Недавно пригласил к себе министр экономики пообщаться — очень настороженно к этому отношусь. У нас бывают грустные истории: привлекают к административным искам, просят в пользу конкурентов съехать с места. В Казани так одну кофейню пришлось закрыть, через неделю там открылись наши конкуренты. Правда, сейчас от такого спасает публичность — у меня больше 120 тысяч подписчиков.

Андрей Романенко Российский предприниматель, акционер Run Capital
Аяз — очень открытый и яркий молодой человек, представитель нового поколения. Он пронизан своей идеей, и это восхищает, это одна из главных черт настоящего предпринимателя. Бренд Like — это олицетворение Аяза. Он хочет, чтобы его бренд был понятен и любим каждым. Франшизных проектов в России можно посчитать по пальцам, а успешных — вообще очень мало. Желаю ему удачи! И желаю сосредоточиться именно на бизнесе, а не на публичных выступлениях. Я говорил ему: необходимо сфокусироваться максимум на трех направлениях — тех, в которых он имеет экспертизу. Нельзя заниматься всем и сразу: продажа цветов, мойки автомашин, продажа кофе и многое другое. Ведь уже сейчас в холдинге Like анонсируются десятки направлений. На уровне стартапа основатель должен знать о своем бизнесе все, участвовать и разбираться во всех бизнес-процессах, обладать должной экспертизой. В ином случае, по моему мнению, эта конструкция не сможет «взлететь».

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Китаец услышал наш разговор и крикнул: 'Я тоже хочу франшизу!'»
  2. 2 «Выучить язык можно даже в тюрьме»
  3. 3 Где и как искать инвестора – рассказали управляющие Skyeng
  4. 4 Выбор редакции: за какими стартапами стоит следить в 2020 году
  5. 5 20 cамых успешных предпринимателей в сфере TravelTech