При расширении интернет-магазин «вырастает» из тех бизнес-процессов, которые ранее позволяли ему успешно функционировать.
При небольших объемах можно было себе позволить доставлять с помощью единственной службы и курьеров, работающих в пределах одного города. Но на определенном этапе развития вы все равно будете вынуждены пересмотреть подход к логистике.
Как выстроить работу в дальнейшем, чтобы успешно масштабировать бизнес и не «проседать» в доставке? Какие вопросы проработать, прежде чем определяться с логистическими партнерами? Рассказывает Андрей Крылович, операционный директор Delivia.
Конечно, вы можете организовать логистику разными способами. Работать напрямую с одной/несколькими службами доставки своими силами или с использованием интеграционного ИТ-решения или через единое «входное окно» – агрегатора.
-
Договорные отношения
Работа с одним подрядчиком – службой доставки или агрегатором – предполагает один договор, что удобнее. Прямые договоры со службами доставки дают больше гибкости в получении специальных условий и скидок, а в случае, если что-то идет не так – это возможность решать вопросы напрямую с доставщиком. Передавая все отправления одному партнеру, вы можете добиться выгодных ценовых предложений за счет больших объемов.
Вместе с тем, большее количество контрагентов увеличивает операционную нагрузку на бухгалтерию.
Работа по одному контракту повышает риск того, что любая проблема – задержки перечислений из-за временных финансовых сложностей, закрытие направлений доставки, нестабильная работа в пиковые периоды – критически скажется на вашем бизнесе. При отсутствии запасного варианта быстро переключиться на другого подрядчика и не нарушить существующий процесс будет сложнее, особенно, если все «замыкается» на одном юридическом лице.
-
Операционная поддержка
Трудозатраты на поддержку – печать документов, отслеживание, сведение отчетов – увеличиваются кратно количеству партнеров. Если реализованы интеграции, необходимо стремится к тому, чтобы вся информация всё равно попадала в единый источник, через который и происходило все взаимодействие.
При работе через личный кабинет несколько «окон». Это неудобство, которое ведет к увеличению нагрузки на менеджеров, замедляет скорость обработки заказов, может стать «узким местов» при росте бизнеса или в пиковые периоды.
-
География, дополнительные услуги
Определитесь с «границами» вашего бизнеса. Составьте список дополнительных услуг, которые вам необходимы, так как являются стандартом в вашей товарной категории.
Работа с единственным подрядчиком ограничивает географию бизнеса, но это не критично, если в сферу интересов входит небольшое количество направлений.
-
Нюансы бизнес-процессов для понимания удобства/неудобства взаимодействия
Пройдитесь по всему бизнес-процессу службы доставки и сопоставьте с тем, как он выстроен у вас. Например, ряд служб доставки дает возможность использовать собственное штрихкодирование интернет-магазина. Эта опция может быть полезной в том случае, когда ведется работа с несколькими подрядчиками.
Нелишним будет получить комментарий от ИТ-отдела, чтобы узнать, насколько проработанный API у службы доставки и какие процессы удастся автоматизировать. Уточните, есть ли готовые виджеты – например, для того, чтобы вывести на сайт интернет-магазина окно отслеживания отправлений.
API-интеграция необходима при работе с большими объемами отправлений, чтобы снизить количество рутинных ручных операций. И на нее, как правило, уходит несколько недель. API нужно дорабатывать, так как без внесения изменений обновления будут неактивны.
Обычно под интеграцией понимают автоматизацию процесса отгрузки заказов и печати сопроводительной документации. Реже – более глубокую проработку, реализация которой силами интернет-магазина нецелесообразна из-за высокой стоимости, но может сильно облегчить взаимодействие. Например, отслеживание всех отправлений или автоматическое сведение отчетности при работе с несколькими партнерами.
-
Стоимость доставки и сроки
Выявите наиболее востребованные направления, куда предполагаются большие объемы отправлений. Возможно, будет рациональнее брать нескольких подрядчиков, один из которых будет дешевле доставлять по центральному региону, а второй – по регионам, но дольше. Анализируя ценовые предложения, не забывайте сравнивать сравнимое: некоторые компании указывают цены без НДС, некоторые включают в тарифы дополнительные услуги.
-
Готовы ли вы платить больше за более высокий уровень клиентской поддержки?
Под клиентским сервисом мы подразумеваем сотрудников, взаимодействующих с интернет-магазинами, первую линию поддержки и колл-центр, который отвечает на вопросы получателей.
Поинтересуйтесь, ведет ли один интернет-магазин персональный менеджер или разные сотрудники, какие способы информирования используются в компании, есть ли внутренний форум поддержки.
Узнайте, как выстроены процессы с точки зрения информирования получателей: через какие каналы, в каких объемах и на каких этапах.
-
Условия перевода денежных средств
Как правило, для всех интернет-магазинов сроки перечисления денежных средств - критичны и любое дополнительное звено ведет к увеличению сроков перевода, что может повлиять на внутренние финансовые процессы.
Большая часть служб доставки имеет свой график перевода денежных средств: каждые два дня, раз в неделю и по определенному графику. Некоторые компании на рынке готовы возвращать средства не только перечислением на счет, но и наличностью. Также имеет смысл обращать работает компания с НДС или без НДС.
Одна служба доставки | Несколько служб доставки | Агрегатор | ИТ-решение | |
Договорные отношения | Один прямой договор с СД | Прямые договоры с СД | Один договор | Прямые договоры с СД |
Бухгалтерия | С одним юр. лицом | С разными юр. лицами | С одним юр. лицом | С разными юр. лицами |
Риски | На одном подрядчике | Распределены | На одном юр.лице | Распределены |
География | Частичное покрытие | Широкая | Широкая | Широкая |
Трудозатраты: Интеграция | Несколько недель ИТ-специалиста + регулярные обновления API | Несколько недель * X служб доставки + регулярные обновления API | Несколько недель ИТ-специалиста | Несколько недель ИТ-специалиста |
Трудозатраты: Поддержка взаимодействия | Удобно: единый источник информации | Неудобно: несколько источников информации | Удобно: единый источник информации | Удобно: единый источник информации |
Работа через личный кабинет | Один ЛК | Много разных ЛК | Один ЛК | Один ЛК |
Нюансы работы | Прямой перевод денег из СД интернет-магазину | Прямой перевод денег из СД интернет-магазину | Дополнительное звено при перечислении денежных средств от получателей интернет-магазинам | Прямой перевод денег из СД интернет-магазину |
Главное – выбрать эффективную на текущий момент модель работы и провести анализ по существующим на рынке сервис-провайдерам, основываясь на одной и той же оценочной схеме. Единой логистической панацеи не существует, поэтому необходимо объективно сформулировать и оценить свои потребности, а уже на их основе выстраивать процессы.
Материалы по теме:
Доставка продуктов и марихуаны: как жители США зарабатывают на уберизации
B2B-продажам в логистике пора выходить в онлайн
5 поводов запустить курьерский бизнес для e-commerce
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 Логистический оператор Exmail подал иск на 1 млрд рублей к «Авито» из-за закрытия пунктов выдачи
- 2 Дальнобойщики стали лидерами по зарплатным ожиданиям в 2024 году
- 3 Malina VC нарастила долю в сети мини-складов «Даркстор у дома» до 10,83%
- 4 Что такое параллельный импорт и как работает
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025