Магистрантка школы права и дипломатии Флетчера, бывшая журналистка издания «Коммерсантъ» Анастасия Каримова на своей странице в Facebook написала об инсайтах, которые узнала на курсе по переговорам у преподавателя Harvard Kennedy School. Rusbase считает, что полезной информацией нужно делиться.
Сохранена авторская орфография и пунктуация.
Во Флетчере мне посчастливилось попасть на курс по переговорам к потрясающему Робу Вилкинсону, преподавателю Harvard Kennedy School. По просьбам подруг делюсь своими главными инсайтами и лайфхаками (сейчас мы на середине курса, так что я, наверное, еще что-то напишу в конце семестра):
- Не надо соглашаться по отдельным пунктам, пока нет соглашения по всем остальным пунктам (nothing is agreed before everything is agreed). Миллион раз наступала на эти грабли.
- Отделять придумывание решений от принятия решений. Пусть вам и вашим партнерам приходят в голову самые безумные идеи на этапе обсуждения — не кидайтесь критиковать их так, как будто вам навязывают готовое решение. Оставляйте пространство для фантазии, неработающие варианты будете отметать потом.
- Между позицией и интересом есть разница. Мы часто стоим на своих позициях в ущерб своим реальным интересам.
- Переговоры, не приведшие к соглашению — не значит «проваленные переговоры». Успехом можно считать ситуацию, когда в результате переговоров мы узнали нечто новое об интересах другой стороны, даже если соглашение при этом не было достигнуто. Или поняли, что у нас есть лучшая альтернатива соглашению с данным партнером. В общем, соглашение - не есть главный критерий успеха переговоров.
- Стараться использовать объективные критерии и факторы: «специалист с моим опытом работы в этой сфере получает в среднем на 20% больше, чем вы мне предлагаете», «за год моей работы наши продажи выросли на 30% несмотря на плохую рыночную конъюнктуру» и ect.
- Наглость — второе cчастье. В классе мы делаем много игровых упражнений, когда два игрока получают разные инструкции. Например, я покупатель и в моей инструкции сказано, что я должна купить продукт как можно дешевле и что мой лимит на покупку — $40,000. Поначалу в таких играх я совершала одну и ту же ошибку: первой называла цену и начинала торговаться за $35,000. А в конце игры выяснялось, что мой оппонент по его инструкции мог продать мне свой товар не дешевле $10,000. То есть я могла торговаться и о $15,000, и об $11,000! Не надо стесняться и предлагать то, что вам кажется наглостью. Потому что не исключено, что по каким-то своим причинам другая сторона готова вам это дать. Спрашивайте, не готовы ли люди заплатить много денег за вашу работу? Или, наоборот, сделать для вас что-то бесплатно, ради нового опыта? Нет — ну и ладно, за спрос денег не берут. Дальше можете обсуждать, какие условия для вас обоих приемлемы. Не надо думать за другого человека, «а вдруг он обидится, если я предложу условия, которые мне выгодны». Просто предложите и посмотрите, что будет.
- В ситуации конфликта сначала лучше обсудить, как каждая из сторон видит ситуацию. Очень вероятно, что у вас совершенно разное представление о случившемся.
- Стараться не использовать слабые приемчики, типа шантажа, перехода на личности и припоминания прошлых обидок. Если и припоминать прошлое, то в контексте «в прошлый раз получилась такая фигня, и мы боимся повторения. Можете ли вы гарантировать, что это не повторится?»
- Желательно знать, что такое ZOPA и BATNA. Можно погуглить или почитать в книжках (см. ниже). К переговорам нужно готовиться заранее и надо представлять, какие есть альтернативы (best alternative to a negotiated agreement, BATNA) у вас и у другой стороны, и какова ваша зона для возможного соглашения (готовы подписать контракт на сумму от 30 до 50 рублей - это и есть ваша zone of possible agreement, ZOPA).
Полезные книжки:
Getting to Yes (Fisher, Ury, Patton, 2nd Edition) — в русской версии «Переговоры без поражения»
3D Negotiation (Lax, Sebenius)
The Global Negotiator (Salacuse)
Этот курс в целом повышает качество жизни и будет полезен не только международникам и бизнесменам. Как написано в Getting to Yes, «хотим мы этого или нет, но каждый из нас переговорщик».
UPD: еще забыла написать, что переговоры — это не про то, как общаться без эмоций. Эмоции важны, но надо их корректно доносить и не давать им затмить разум. Но до этой темы мы еще не дошли :)
И еще: регламент. Постарайтесь определить с другими сторонами, сколько у вас есть времени для переговоров, и как вы его потратите (пример: 15 мин — обозначение интересов, 20 мин — выработка критериев, 30 мин — придумывание вариантов, 30 мин — принятие решения).
Материалы по теме:
Почему размышлять о жизни полезно для продуктивности
10 научно доказанных способов улучшения продуктивности
Инвестор рассказал, как создать компанию «на миллиард»
5 признаков проекта, который привлекателен для инвесторов
Чем выше EQ — тем больше зарплата. Как эмоциональный интеллект вляет на вашу карьеру
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как попасть в топ поисковой выдачи Ozon»
- 1 11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
- 2 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
- 3 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
- 4 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025