Термины «диджитализация» и «виртуализация» прочно вошли в наш язык и стали определять нашу реальность. Теперь холодильник самостоятельно заказывает еду, с помощью чатботов мы с легкостью записываемся в салон красоты или покупаем авиабилеты, нам не нужно распечатывать фотографии, потому что мы храним их в Instagram или в облаке.
Но при всех существующих возможностях и технологиях, мы до сих пор продаем и покупаем автомобили с помощью непрозрачных и, порой, небезопасных, сервисов.
Генеральный директор онлайн-аукциона WOOM Василий Тепляков рассказал о том, как должен выгядеть россисйский авторынок в современном мире.
Цифры и факты
В прошлом году на фоне падения первичного рынка автомобилей вторичный показывал существенный рост. Так, по данным Автостата, в 2016 году количество автомобилей с пробегом увеличилось на 6% и достигло отметки 5,19 млн единиц.
В текущем году рынок вторичных автомобилей продолжает расти: только за январь 2017 года было реализовано 314 700 автомобилей с пробегом, что означает 1,9% роста по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Но при всем объеме и темпах роста рынок подержанных автомобилей имеет две существенные проблемы:
- Мошенничество и непрозрачность. Большая часть сделок в России осуществляются с использованием серых схем: перекупщики пытаются купить автомобиль по максимально низкой цене, а покупатель не защищен от приобретения угнанного, технически неисправного или юридически грязного автомобиля.
- Отсутствие интернет-площадок, которые делают процесс купли-продажи абсолютно безопасным и прозрачным как для продавца, так и для покупателя.
При этом повсеместная диджитализация упрощающая многие операции (даже в такой консервативной сфере, как банковская), но начисто отсутствует в крупной сфере купли-продажи подержанных автомобилей.
Виртуальные аукционы за рубежом
Оффлайн-аукционы появились в США еще в середине XX века, и некоторые из них к 2017 году трансформировались в аукционы смешанного типа, сочетающие в себе онлайн и оффлайн возможности.
1. Так, самый известный американский аукцион Manheim появился еще в 1945 году
В небольшой деревне Манхейм родилась идея устроить аукцион по продаже автомобилей. На торги было выставлено всего три лота, из которых продать удалось только один. Аукцион проходил в заброшенной конюшне: каждый автомобиль заезжал в конюшню, где делались ставки, затем его место занимал следующий. Аукционной сбор составлял 5 центов.
Сейчас Манхейм – самый крупным автомобильным аукционом в мире, где в качестве продавцов выступают авторизованные дилеры. За один день продается примерно от 8 до 10 тысяч автомобилей, а средняя скорость совершения сделки равна 30-50 секундам.
Делать ставки можно как оффлайн, стоя рядом с продаваемым авто, так и онлайн – через компьютер в специальном зале или на сайте аукциона. Итоговую цену определяет хозяин лота – если он считает ее слишком низкой, то автомобиль отгоняют обратно на стоянку и он снова участвует в аукционе.
2. Еще одним крупным игроком на рынке подержанных автомобилей США является онлайн-ресурс vroom.com
Это полностью виртуальная площадка по купле-продажи транспортных средств, где в качестве покупателей могут выступать и юридические, и физические лица. Цена на каждый лот уже установлена покупателем, к ней добавляются налоги (в среднем около 1300 долларов), так формируется итоговая стоимость. Доставка автомобиля осуществляется бесплатно.
3. Самым известным онлайн-аукционом по продаже битых автомобилей является, все так же американский, Copart
Прежде всего здесь продают автомобили от страховых фирм и компаний, которые хотят вернуть хотя бы часть денег за автомобиль, попавший в ДТП. В среднем цена на автомобиль ниже рыночной на 30-50%, однако нужно быть готовым вложить немало средств в ремонт такого «железного коня».
Автомобильный рынок США является одним из крупнейших в мире, поэтому помимо уже перечисленных площадок можно найти еще с десяток онлайн-аукционов, которые выстроены по более-менее единой модели.
А что у нас?
В России пока единственный способ виртуализации вторичного рынка – это увеличение количества онлайн-досок объявлений, которые, к слову, не решают проблему безопасности и прозрачности сделок. Как правило, любая виртуальная доска не дает даже возможности проверить данные продавца и действительное техническое состояние транспортного средства.
Покупатель, заинтересованный в приобретении нужного ему автомобиля, должен уговорить собственника доехать до СТО, заплатить за диагностику и проверку юридической чистоты автомобиля, потратив не только свои деньги, но и существенное количество времени.
Запустив наш проект, мы сделали одну из первых попыток виртуализации и упрощения сделок на вторичном авторынке России.
Мы создавали сервис по купле-продаже транспортных средств, работающий по модели онлайн-аукциона. Для обеспечения прозрачности и финансовой безопасности сделок сервис использует только официальные дилерские центры, а в качестве как продавцов, так и покупателей могут выступать и физические, и юридические лица, что автоматически делает аудиторию аукциона очень широкой.
Клиент приезжает в официальный дилерский центр-партнер, где сотрудники проверяют автомобиль и составляют подробную диагностическую карту. После определения технического состояния дилер выставляет автомобиль на онлайн-аукцион.
Все операции проходят виртуально: не нужно ждать, когда автомобиль осмотрят и помоют – он может просто заключить договор и уехать домой, а потом получить ссылку на свой смартфон с результатами проверки.
Как это работает:
- Онлайн-аукцион запускается на 24 часа, в течение которых все участники автомобильного рынка России делают ставки на открытых торгах.
- Победителем становится тот, кто предложит максимальную цену за лот. Однако, продавец вправе отказаться от итоговой цены, если она его не устраивает, и продолжить торги.
- Если сделка заключена, то клиент получает деньги за вычетом 5% комиссии от финальной ставки.
- Далее дилер предлагает клиенту купить другой автомобиль и помогает с автострахованием и кредитованием при необходимости.
Мы считаем, что таким образом удастся решить две основные проблемы в сфере купли-продажи подержанных автомобилей: обеспечить безопасность сделок и сделать их прозрачными для всех участников онлайн-торгов. Ну и плюс сервис увеличивает клиентский трафик в дилерские центры и, соответственно, количество покупок.
Почему процесс диджитализации автомобильного рынка идет так сложно?
Автомобильным онлайн-сервисам в России живется несладко, на это есть три причины:
- Глобальное недоверие россиян к интернету в целом и к сервисам, пытающимся упростить их жизнь, в частности. Когда сотрудники нашего колл-центра звонят людям, разместившим предложения о продаже авто на досках объявлений, и предлагают бесплатно выставить их автомобиль на аукцион, очень многие сразу же отказываются. Модель непривычна для российского рынка.
- Дилерские центры часто не заинтересованы в продвижении направления автомобилей с пробегом, так как считают этот рынок не активным и сложным.
- Сейчас вторичный авторынок в России на 90% теневой и его участникам выгодно, чтобы он оставался таковым. Поэтому в сфере вторичных автомобилей сегодня крайне необходимы качественные изменения как на индивидуальном, так и на институциональном уровнях.
Я думаю, что за онлайн-сервисами будущее. Вот почему:
- На данный момент обществу необходимы новые решения для покупки-продажи автомобиля. Онлайн-аукционы, при всех их нынешних минусах, значительно экономят время.
- Авторизованные онлайн-площадки снижают возможности использования мошеннических и серых схем, обеспечивая безопасность сделки для обеих сторон.
- Ну и такая схема, ко всему прочему, избавляет покупателя от необходимости проверки машины: юридическая чистота и хорошее техническое состояние гарантируются дилерским центром.
Поэтому я считаю диджитализацию автомобильного рынка закономерным и важным процессом при нынешних реалиях.
Материалы по теме:
Apple получила разрешение на тестирование автономных автомобилей
5 самых распространенных способов обмана в автосервисе
«Яндекс.Такси» получит скидку от автопроизводителей на обновление таксопарка
Bentley презентовала свой первый электрокар — и вот как он выглядит
Три вопроса, которые гендиректор Ford рекомендует задавать себе в начале проекта
Забудьте о летающих автомобилях – будущее за пассажирскими дронами
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Что такое сфера диджитал и какие профессии здесь востребованы
- 2 Цифровые двойники: как работают, зачем нужны и как смоделировать своего
- 3 Агентство Demis Group разработало цифровой маркетолог на базе AI
- 4 Цифровой двойник сможет испытать на себе лекарства и даже спасти вам жизнь
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025