Top.Mail.Ru
Колонки

Жизнь после Uber: каким будет автомобильный рынок в ближайшие 10 лет

Колонки
Кирилл Добринский
Кирилл Добринский

Основатель сервиса Use My Car

Вероника Елкина

Кирилл Добринский, генеральный директор лизинговой компании Бэлти-Гранд и основатель сервиса Use My Car, рассказывает о дальнейших перспективах развития автомобильного рынка.

Жизнь после Uber: каким будет автомобильный рынок в ближайшие 10 лет

Сегодня мировая экономика переживает определенную стадию трансформации: футурологи прогнозируют скорый переход к Индустрии 4.0, экономисты анализируют, как сказывается процесс «уберизации» на мировые рынки, другие обращают внимание на не менее важный процесс — переход к шеринг-экономике.

Феномен Uber сыграл немалую роль в становлении новых экономических процессов. Мы все восторгались простотой использования приложения, возможностью экономить, его уникальной моделью и удобным интерфейсом. Другие бизнесы стали подстраивать модель под себя, и экономика начала переживать глобальную уберизацию. Особенно видоизменился авторынок. Автомобиль, в принципе, первый объект, на котором «ощущается» трансформация экономики: после Uber следующей вехой развития стал каршеринг. А что будет дальше?

Шеринг-экономика = пост-уберизация

Uber, по сути, — это настоящий экономический феномен, который наравне с Airbnb трансформировал модель «приобретательства» в модель шеринга. Такси в США — достаточно дорогое средство передвижения, потому что лицензия стоит немалых денег. С появлением Uber такси стало гораздо дешевле, а популярность сервиса начала расти невероятными темпами.

За несколько лет Uber распространил свое влияние не только на все континенты, но и на многие сферы экономики — предприниматели стали закладывать понятие и формат уберизации в модели своих сервисов и трансформировать уже существующие бизнесы.

pic

Фото: ShutterStock

В 2015 году компания Ford запустила пилотную программу обмена автомобилями в Лондоне под названием GoDrive. В 2016 году General Motors инвестировала в китайскую компанию Yi Wei Xing, которая предлагает услугу по организации краткосрочной аренды и еще $500 миллионов в каршеринг Lyft.

Крупные корпорации понимают, что должны адаптироваться под новую модель, иначе надолго останутся в аутсайдерах. Удивительно, что стартап смог так сильно повлиять на мировых гигантов с большой историей. Но важно то, что Uber не только запустил феномен уберизации, но и положил начало развитию всей шеринг-экономики.

На сегодня шеринг-экономика — это своего рода пост-уберизация. Предприниматели наигрались в модель Uber и пошли дальше — изобрели модель шеринга. Сегодня можно «разделить» что угодно: можно дешевле и выгоднее жить, путешествовать, отдыхать и использовать один и тот же автомобиль. Коливинги, коворкинги, каршеринги, совместные поездки и даже полеты (JetHunter) — еще пять лет назад мы даже представить не могли, что возможны такие способы использования продуктов и услуг.

Каршеринг — второй экономический феномен XXI века

Следующей ступенью после Uber стал формат каршеринга. Первые каршеринговые сервисы стали появляться еще в начале 2000-х, но их истинный расцвет пришел только спустя 15 лет. Почему?

Дело в том, что экономика долгое время не была готова к формату шеринга, люди не понимали, как это работает — их все время учили, что нужно копить деньги, приобретать машины, технику и другие блага жизни. И для чего тогда нужен каршеринг, если одна из жизненных целей — это личный автомобиль?

pic

Фото: ShutterStock

Но в то же время автомобиль — это одна из самых дорогих покупок в жизни человека. При этом он большую часть времени простаивает на улице или в гараже и задействуется менее 5% времени общего использования. Плюс его нужно обслуживать, покупать парковочное место и страховку, делать ТО, платить налог и так далее. А с появлением Uber заказать такси стало возможным в один клик. Тогда клиент начал мыслить иначе: зачем морочиться с покупкой собственного авто, если можно открыть приложение и через две минуты приедет такси?

Также бывают ситуации, когда на такси ехать неудобно из-за сложного или слишком короткого маршрута либо когда автомобиль нужен на целый день. И здесь пользователи тоже задумались: для чего нужно собственное авто, если гораздо проще воспользоваться каршерингом?

Каршеринги Европы и США

Первые каршеринги появились в Европе и США, и одним из таких сервисов стал появившийся в 2000 году американский сервис Zipcar. Чтобы им воспользоваться, необходимо не только заплатить за аренду, но и внести годовой членский взнос. Интересная особенность — арендовать машину можно хоть за одну минуту до старта поездки, хоть за целый год.

Еще один из самых известных и крупных  игроков рынка — немецкий Car2go. Он появился в 2008 году и на сегодняшний день является крупнейшим в мире каршеринговым сервисом — в нем зарегистрировано около 2,5 миллиона пользователей и работает он не только на европейском рынке, но и в США. Интересный момент —  Car2go к использованию предлагает исключительно Smart Fortwo и Mercedes-Benz.

pic

Фото: ShutterStock

Вообще, в Европе довольно распространена модель, когда сервис предлагает одну определенную автомобильную марку. К примеру, автопарк французского Autolib состоит из одних электрических Bolloré Bluecar, а немецкий DriveNow предлагает пользователям только BMW и Mini.

Рынок каршеринга продолжает расти: по оценке Global Market Insights, к 2024 году его объемы превысят $16,5 миллиарда. Компаниям, сдающим машины в аренду, и таксопаркам ничего не остается делать, кроме как модернизировать свою модель. Но они не спешат, особенно в регионах, где их услуги пока пользуются высоким спросом.

Ситуация в Азии

Модель каршеринга покорила и Азию. Например, первый каршеринг в Китае Car2Share появился еще в 2009 году. Сейчас сервис предлагает к аренде около двух миллионов машин. Пока что это самый популярный каршеринговый сервис в КНР, но на рынке постоянно появляются стартапы, предлагающие к аренде электрокары. А учитывая намерения властей ограничить продажу авто с бензиновым двигателем, возможно, Car2Share придется потесниться.

pic

Фото: Car2Share

В Азии довольно популярны модели каршеринговых сервисов, когда помимо арендной платы есть ежемесячный платеж. Японский Orix предлагает клиентам несколько тарифных планов в зависимости от частоты использования.

А вот, к примеру, индийский Zoomcar далеко не так удобен, как большинство других сервисов — машину придется вернуть в то же место, откуда ее брали.

А что в России?

У нас рынок представлен хорошо известными Делимобилем, BelkaCar и YouDrive.

Люди до 35 легко привыкли к шеринг-экономике, она без проблем влилась в их жизнь. Тем, кто постарше, тяжелее понять, как работает эта система, и отказаться от своей привычной модели потребления — всю жизнь их приучали к тому, что нужно копить, «наживать добро».

Но изменения на рынке уже произошли, и аудитория постепенно начинает привыкать к новым моделям.

Что будет после каршеринга?

Существуют разные модели пользовательского поведения, и если сервис хочет быть успешным, он должен отвечать этим требованиям. Поэтому вполне резонно, что должны были появиться сервисы для тех, кому нужна аренда на несколько дней или необходимо арендовать вместительный внедорожник, а может быть — и представительский седан.

Сегодня пользователи больше не хотят, чтобы решение вопросов занимало долгое время — никто не захочет лично приходить в сервисы проката, заполнять документы, оставлять залог и так далее. Поэтому однажды в Европе появился еще один формат автомобильного сервиса — p2p-аренда автомобиля. Такие сервисы предполагают, что любой автовладелец может сдать в аренду свой автомобиль на любой срок другому пользователю. Чтобы арендовать автомобиль, как правило, достаточно выбрать его на сайте по заданным параметрам, указать срок аренды и забрать автомобиль у владельца — либо договориться на доставку автомобиля к арендатору.

pic

Фото: Shutterstock

Пока что модель распространена не так сильно, как классический формат каршеринга. Наиболее крупный и успешный сервис в сегменте p2p-аренда — это американский Turo.

В России модель представлена, например, сервисами Use My Car, Rent-a-ride и Darenta. Большое отличие модели каршеринга от p2p в том, что владельцы авто получают дополнительный источник дохода, а также возможность «отбить» расходы на бензин и обслуживание.

Каким будет рынок в ближайшие 10 лет

Интерес к покупке нового автомобиля на первичном рынке снижается год от года.

По данным Автостата, в январе 2017 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России вырос на 1,9% по сравнению с тем же периодом 2016 года.

Согласно исследованию PwC, стоимость владения автомобилем в России в 2017 году составила от 195 тысяч рублей до 1 миллиона 170 тысяч (в зависимости от марки).

pic

И представители поколения Z и Y скорее предпочтут вложить эти деньги в обучение, саморазвитие и путешествия, поэтому продажи новых авто продолжат снижаться, а интерес к шеринг-моделям расти. Uber, каршеринги и p2p-шеринги будут существовать наравне, так как у каждой модели есть свои плюсы и ситуации, в которых они необходимы.

Преимущества Uber / Яндекс.Такси (и схожих моделей)

  • недорогая поездка;
  • поездка не за рулем ;
  • возможность заработать на авто (водителю).

Преимущества каршеринга

  • быстрый доступ к авто;
  • любой маршрут с многочисленными остановками.

Преимущества P2P-шеринга

  • возможность выбора любого автомобиля;
  • разные цели поездки/краткосрочные и долгосрочные поездки;
  • возможность заработка на авто для владельца (при этом работать не надо).

Все эти преимущества подойдут для разных ситуаций, а сервисы, работающие по этим моделям, позволят полностью отказаться от собственного авто. Поэтому в ближайшие 5-7 лет совершенно точно можно ожидать снижения количества собственных автомобилей и роста популярности автомобильных сервисов шеринговой экономики.

Обновлено 24 января 2017: UseMyCar, Rent-a-Ride, Darenta – p2p-сервисы, работающие в России. UseMyCar — не первый сервис, работающий на рынке по такой модели.


Материалы по теме:

У миллениалов меньше средств, чем у поколения X. Вот почему появляются шеринговые сервисы

Каршеринги Москвы и Санкт-Петербурга

Каршеринг – для слабаков. В Китае можно арендовать зонты, мячи и стиральные машины

Как региональные таксопарки выживают в эпоху «Яндекс.Такси» и Uber

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Мы решили привлекать средства частных инвесторов из Европы, чтобы решить типичную проблему рынка»
  2. 2 «Последней каплей стала поездка в Лапландию»: как мы решили сделать сервис аренды авто
  3. 3 Блокчейн, виртуальная реальность и P2P: как технологии перевернули благотворительность
  4. 4 Кредит в банке или P2P-кредитование: есть ли выбор у стартапа?
  5. 5 Так ли перспективен Lending Club?
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта