Америка Трампа: что изменилось в среде американского венчура и стартапов

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Starta Accelerator

Летом прошлого года Дональд Трамп в своей предвыборной кампании заявил, что собирается изменить условия получения иностранными программистами визы H-1B и заставить американские компании нанимать либо американцев, либо зарубежных специалистов с высокими финансовыми ожиданиями. 

Как итог в июле более 140 топ-менеджеров IT-компаний подписались под открытым письмом против Трампа, где назвали его «катастрофой для инноваций».

Екатерина Дорожкина, управляющий партнёр и сооснователь Starta Capital & Accelerator, рассказывает, что изменилось в среде американского венчура с приходом Трампа и чего ждать российским стартапам.

США — страна мигрантов

В январе 2017 года Кремниевую долину всколыхнуло снова — Дональд Трамп подписал указ о запрете въезда в США граждан шести стран: Ирана, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Сирии и Йемена. В ответ на это заявление представители таких гигантов, как Uber, Google, Microsoft, Twitter выступили с критикой указа, сказав, что запрет повлияет на развитие отрасли.


Тысячи обычных людей и сотрудников корпораций вышли на массовые акции протеста, чтобы выразить недовольство миграционной политикой нового президента.


Однако, как резонно высказался Марк Цукерберг, США — это страна мигрантов. И именно за счет приезжих специалистов Кремниевая долина бесперебойно пополняется новыми талантами со всех уголков планеты. Только за 2016 год девять стартапов с российскими корнями прошли отбор и завершили акселерацию в 500 Startups и Y Combinator, две компании были приобретены Google и Intel, а еще два стартапа — Luka и Findo — подняли крупные инвестиции в размере $4,42 млн и $7 млн соответственно.


С момента инаугурации Дональда Трампа прошло полгода, и уже сейчас можно попытаться ответить на вопрос: с какими проблемами столкнулись стартапы в Америке нового избранного президента?


Венчурные инвестиции и Америка Трампа


Венчурные инвесторы не жалуют непредсказуемость. Уже с самого начала президентства Трампа инвесторы и инвестфонды стали более осознанно подходить к вложению своих денег.


На фоне грядущих и произошедших трансформаций индекс рынка американских стартапов Bloomberg U.S. Startups Barometer, отслеживающий привлечение американскими стартапами средств, в феврале текущего года снизился на 37% и достиг минимальной за последние три года точки.


Конечно, политический фактор здесь сыграл не последнюю роль — из-за миграционной политики Трампа венчурные инвесторы не хотели рисковать.


Очевидно, что пока инвесторы не будут уверены в направлении политики нового президента, состояние инвест среды будет нестабильным. Конечно, зарубежные стартапы будут получать финансирование, но объем вливаемых денежных средств будет уже значительно ниже.


Стартапы VS визовая политика Дональда Трампа


Внутри самих стартапов складывается тоже непростая ситуация — многие из них уже начали ощущать всю тяжесть изменений, происходящих в Америке Трампа. И тем не менее это не повод бояться переезжать в США. Да, правила игры меняются и стартапам придется подстраиваться под них, но, скорее всего, компании будут просто нести дополнительные расходы и тратить больше времени на получение виз.


Однако разные иностранные компании испытывают разное давление. Российские стартапы находятся под двойным ударом из-за напряженной геополитической обстановки, в то время как стартапы с Украины и прибалтийских стран чувствуют себя более свободно.


Например, из 10 стартапов, которые прошли в текущий набор Starta Accelerator, половина имела серьезные проблемы с визой. Некоторым отказали, и команда акселератора решала проблему через конгрессвумен в ​​Нью-Йорке — она подавала петицию от имени стартапов.


Пришлось обращаться в Российско-Американскую торговую палату в Вашингтоне с просьбой написать сопроводительные письма в Посольство США в Москве. Да, проблема была решена, но потребовалось больше времени, сил и социального капитала, чем год назад.


Или другой пример. В Московском консульстве ввели «специальную процедуру» для обладателей образования в области информационной безопасности, которая предполагает до 2-х месяцев дополнительных проверок, а некоторым фаундерам с техническим образованием отказывают в визе без объяснения причин. Подобные массовые проверки и отказы уже стали характеристикой Америки эры Трампа.


Как правило, столкнувшись с визовым барьером, фаундеры ставят точку в этом вопросе, но у визовой проблемы тоже есть решение. Если у компании уже есть присутствие в США, в том числе бизнес-партнеры, инвесторы и прочие заинтересованные лица, партнеры-резиденты могут обратиться к конгрессмену/конгрессвумен округа с просьбой о помощи в получении визы для сотрудников компании. Если у вас пока нет присутствия в США — решить этот вопрос намного сложнее.


Поэтому технологическим стартапам с российскими корнями сейчас очень важно сосредоточиться на поиске правильных партнеров, которые помогут выйти на американский рынок и решить ряд насущных вопросов.


Как выйти на американский рынок?


Сейчас, в связи с политикой Трампа в отношении мигрантов, поток средств, вливаемых в восточно-европейские и российские стартапы, немного уменьшился.


Однако простые американцы не воспринимают увеличение числа зарубежных стартапов как вторжение. Для них это, скорее, возможность получить работу в одной из высокотехнологичных компаний. Поэтому выходить на американский рынок можно смело.


Есть два пути


Первый — сделать все самим — арендовать офис, найти команду продажников и закрыть первые сделки, отыскать инвесторов, партнеров, самому разобраться во всех финансовых операциях и отчетах. На это потребуется, в среднем, 12 месяцев усердной работы и не менее $500 тысяч. За что, как правило, основатели платят своими долями. Но в этом случае внимание CEO и команды будет расфокусировано на решении множества проблем, не связанных конкретно с продуктом.


Второй путь — пройти программу акселерации. В США существует не один десяток акселераторов — Y Combinator, 500 Startups, Techstars, DreamIT, Starta Accelerator, которые предлагают различные программы. Акселератор предоставляет командам широкие возможности от офиса или кампуса и правовой помощи до программ наставничества и поиска инвесторов, в обмен на небольшую долю в компании.


Средняя продолжительность акселерации составляет 3 месяца, а количество потраченных средств в этом случае снижается с $500 тысяч до $100 тысяч.


При выборе акселератора важно учитывать ряд факторов:


1. Локация


Каждый стартапер решает, где будет локализована его компания, в Нью-Йорке или, например, Долине. Если продукт, который разрабатывает стартап, нацелен на высокотехнологичные компании, расположенные в Долине, то стоит локализоваться там. Во всех других случаях лучше выбрать Нью-Йорк. Для этого есть три причины.

  • Разница во времени. Когда в Москве пять часов вечера, в Нью-Йорке девять утра, то есть у вас есть 2-3 часа для решения необходимых задач.
  • В Нью-Йорке представлены разные индустрии, а не только высокотехнологичные компании, как в Кремниевой Долине. Соответственно, бизнес-инфраструктура города ориентирована не только на IT-компании, но и на стартапы в сфере Fashion или Food.
  • Нью-Йорк — транспортный хаб. Из Нью-Йорка можно с легкостью слетать на деловые встречи в Бостон или Чикаго, в то время, как поездка из Калифорнии в Россию растянется, минимум, на пару дней.

2. Опыт российских стартапов


Помимо локации, важно учитывать на каких стартапах сфокусирован акселератор — уровня pre-seed или уровня запуска, был ли успешный опыт акселерации российских стартапов, понимают ли они специфику взаимодействия с командами из Восточной Европы или России.


3. Направленность акселератора


Еще одним важным фактором при выборе акселератора становится его направленность — вертикальная или горизонтальная.


  • Фокус вертикальных сосредоточен на какой-либо одной индустрии. Как правило, такие акселераторы могут дать очень глубокую экспертизу в своей области.
  • Горизонтальные же акселераторы сфокусированы на решении какой-то проблемы, которая стоит перед компаниями из разных областей. Например, 500 Startups сфокусирован на росте — акселератор помогает стартапам за 4 месяца увеличить доход. А Starta Accelerator, помогает компаниям выйти на американский рынок.


Поэтому прежде, чем подавать заявку в тот или иной акселератор, нужно изучить не только его специфику и программу, но и «примерить» это все на себя, понять, поможет ли акселератор совершить качественный скачок в развитии компании, поможет ли выбранная программа завести партнерские отношения и получить финансирование. Потому что время для стартапа — самый важный ресурс и арбитр, а несколько месяцев решают многое.


Что в итоге?


Иностранные компании и предприниматели выживали и при других администрациях, которые вводили жесткие иммиграционные правила, а финансирование стартапов осуществлялось и в периоды экономической нестабильности. Поэтому пока стартапы, основанные иммигрантами, поддерживают экономику США, они будут привлекать внимание инвесторов.


Другое дело, что стартапам теперь требуется больше времени и средств на решение технических задач — в первую очередь, визовых и правовых. Поэтому так важно найти проводника, который возьмет решение части проблем на себя и освободит стартапам время для работы над продуктом.


*** До 30 июля 2017 года Starta Accelerator проводит прием заявок на четвертый батч, который стартует уже в сентябре. Подать заявку и узнать все подробности можно на официальном сайте Starta Accelerator. ***




Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase